Конспект по музыке на тему Древнейшая песнь материнства. (3 класс)

Открытый урок музыки в 3 классе.
Тема урока: Древнейшая песнь материнства.

Цели:
-Расширить представление обучающихся о значимости материнства.
-Понимать духовную музыку и религиозные традиции.
-Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства.
Задачи:
-Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
-Познакомиться с образом Божьей матери в русском искусстве.
-Познакомить с образом матери в современном искусстве.
-Воспитать чувство любви и глубокого уважения к матери.
Планируемые результаты:
Личностные:
– эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
– позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений;
– интерес к музыкальным занятиям, понимание значения музыки в собственной жизни;
– основа для развития чувства любви и глубокого уважения к матери;
Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую,
задачу, понимать смысл  инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
– выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– осуществлять контроль и самооценку  своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Познавательные:
– осуществлять поиск нужной информации
– самостоятельно работать с дополнительными заданиями
– передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
– выбирать способы решения исполнительской задачи;
– соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
Коммуникативные
– выражать свое мнение о музыке;
– выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
– понимать содержание вопросов;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
– контролировать свои действия
в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
– понимать важность сотрудничества
со сверстниками и взрослыми;
– стремиться к пониманию позиции другого человека.

Тип урока: Открытый урок.
Оборудование: ПК, презентация, репродукции картин.
Методы:
Словесный- беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, рассматривание слайдов
Прослушивание произведений.
Раздаточный материал: бумажные звездочки каждому ученику.
Музыкальное сопровождение: Ф.Шуберт «Ave Maria», С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь богородице, Песенка мамонтенка, Прелюдия до мажор И.С. Баха.
Ход урока:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Вход в класс под музыку Ф.Шуберта «Ave Maria».
Приветствие: Дети подтягиваются и настраиваются, здороваются при помощи попевки приветствия:
До ре ми , ми ре до- Поздоровались легко,
Ре ми фа, фа ми ре- Поздоровались уже,
Ми фа соль, соль фа ми- Очень рады встрече мы,
Фа соль ля, ля соль фа- Начинать урок пора.

Здравствуйте ребята. Вы заметили под какую музыку вы входили в класс?
- Ф.Шуберт «Ave Maria».
Действительно. Мы с вами познакомились с этим произведением на прошлом уроке. Давайте вспомним тему прошлого урока.
- Образ матери в музыке, литературе, искусстве.
2. Актуализация знаний и мотивация.
Скажите пожалуйста, что мы называем искусством?
-Творческая деятельность человека
Назовите виды искусства.
- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино.
Как мы с вами выяснили на прошлом уроке эти виды искусства связаны друг с другом.
Скажите как раскрывается образ матери в музыке, литературе, искусстве?
-Образу матери посвящали свои творения скульпторы, поэты, композиторы. Художники написали картины, иконы.
3. Объявление новой темы.
Мы продолжим с вами изучать образы матери в различных видах искусства. И сегодня наша тема звучит так «Древнейшая песнь материнства»
4.Изучение нового материала.
«Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать.
И если «любимая» - слово святое,
То трижды святое – «Женщина Мать».
(Л.Рогожников)

Ребята, во всех странах мира покровительницей матерей и материнства является Божья Матерь. Просто называют ее по разному: Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, потому что Богородица прежде всего Мать. Ее образ- вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына. Посмотрите на слайде, величественный образ Мадонны воплощен в картине итальянского художника 15 века Рафаэлло Санти «Сикстинская Мадонна». Написана она в Риме для монастыря св. Сикста. Давайте прослушаем произведение С.В. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся».
«Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с тобою
Благодатная ты в женах,
И благословенен плод чрева твоего
Яко Спаса родила еси душ наших.»

О чем эта молитва?
-В ней звучит обращение к Богородице. Она родила сына, спасителя душ наших.
Какие интонации должны прозвучать с такими словами?
–Интонации будут молитвенные, спокойные, мягкие.
Посмотрите на слайде Владимирская икона Божьей матери и в качестве сопровождения прослушаем произведение С.В. Рахманинова.
Эту икону называют –Древнейшей песнью материнства. ( Тема нашего сегодняшнего урока!). Все обращение к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения.
Давайте прослушаем Прелюдию до мажор И.С. Баха и посмотрим на следующий слайд.Это картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» Что здесь изображено?
-Мать, сжимающая руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.
Эта картина передает заботу, вечную тревогу матери о детях. Образ матери возвышается в своей чистоте и нравственной силе. Называют ее Петроградской мадонной.
На следующем слайде картина французского художника О.Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми». Какое настроение у картины?
-Любви, уюта, счастья. Непринужденные позы детей, матери.
Как вы думаете, почему эти слайды мы просматривали под произведение И.С Баха Прелюдия до мажор? Что хотел передать композитор?
- В этом произведении композитор передает возвышенное, лирическое, взволнованное настроение. Он нарисовал что то доброе, ласковое, как прикосновение мамы.
Образ матери- символ самого дорогого, родного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать.В трудные времена для Родины вставали сыновья, не жалея своих жизней. Мужчины были на войне, поэтому женщинам матерям было очень трудно. Все это глубоко отражено в знаменитом памятнике-«Родина мать зовет». Посмотрите на слайде.
Ребята, вы знаете где находится этот памятник?
-В Волгограде (Россия), в Киеве (Украина)
Этот памятник-символ скорби и вечной памяти.
5. Физкультминутка.
6. Разучивание новой песни.
Ребята, после физминутки с хорошим настроением давайте разучим песню под название «Песенка мамонтенка». Слова на слайде.
7.Рефлексия.
-Какую тему мы сегодня изучали?
-С какими произведениями и каких композиторов познакомились?
-Какой образ является покровительницей всех матерей и материнства?
-Какое настроение передают картины, продемонстрированные вам сегодня?
8. Контрольный момент «Угадайка»
Ребята, я буду исполнять начальные такты сегодняшних произведений, а вы вспоминаете их названия и композиторов.
9.Завершение урока.
Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
Давайте в завершение нашего урока мы сделаем подарок нашим мамам. Слайд:
«Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
«Звездочка моя»»

Раздаю всем бумажные звездочки, а вы ребята на одной стороне напишите фразу «Мама я тебя люблю», а придя домой подарите эту звездочку маме и расскажите о сегодняшнем интересном уроке.

10. Выход из класса под Песенку мамонтенка.






























Список использованной литературы.

15