Как человек изучает природу


ВКО Уржарский район с.МаканчиК.г.у им Найманбая
учитель начальных классов
Нургазина Зияда Жубаткановна
Урок познания мира: «Как человек изучает природу»
Цель:
Образовательные: расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой; развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения; развивать в детях способность к логическому мышлению; формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе; развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные: умения работать в группах; прививать практические навыки коммуникативного общения; научить применять теоретические знания на практике; совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Оборудование : презентация, проектор, весы напольные, песочные часы, компас, метр, линейка, стаканы с водой, сахар, марганцовка, кофе, мел, магнит, гвозди, шурупы, ножницы, пробка, градусник, пинцет, краски, оценочный лист.
Тип урока: объяснение новой темы .Формы и методы: частично-поисковый, индивидуальная работа, групповая работа, практическая работа.
Ход урока
Организационный момент, распределение учащихся по группам.
(Определение спикера в каждой группе. Спикерам выдаются бланки с фамилиями, где они будут отмечать, кто и сколько раз ответил. Каждый ученик получает оценочный лист, где самостоятельно должен отмечать количество правильных ответов). 2. Проблемный вопрос . - Что такое природа?- Мы много с вами говорим, что природу надо любить. Мы любим полноводные реки и тихие озера, бескрайние леса нашего родного края, безбрежные морские просторы, высокие горы и красивые долины. Но мало только, говорить о любви, но и уметь изучать природу и нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче на радость людям.
3.Повторение изученного.
-Как человек познает природу?
- Какие органы помогают ему познавать природу?
-Давайте, вспомним органы чувств.
( Учащиеся называют органы чувств и вкратце рассказывают что чувствуют с их помощью)
4.Объяснение новой темы.
Учитель :-Человек начал изучать природу давно. Сначала изучал природу, чтобы вы-жить. Потом стал более наблюдательным. Стал строить предположения и выводить гипотезы. В древности люди считали Землю плоскостью, нам которую опирается небесный свод. Затем человек изобретал новые изобретения и узнал, что наша планета круглая и существуют планеты. Но при этом при всем всегда пользовался 3 методами изучения природы.
Наблюдение
Метода изучения природы
3.Эксперимент
Измерение

Изучение природы занимаются естественные науки.

Биология, география, экология, геология, физика, химия и астрономия.
А кто изучает природу? Люди, каких профессий?
По рисункам определите профессию человека. Геолог, физик, эколог, географ, биолог, астроном, химик.
Практическая работа.
-Сейчас у нас прекрасная возможность побыть на месте любого из них.
Мы побудем немного учеными и сейчас же мы отправимся в лабораторию.
Но прежде ответьте на вопрос .Что такое наблюдение?
6.Работа по учебнику.(Зачитываем понятия из учебника)
Наблюдение  - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Прежде чем начать наблюдения, мы должны придерживаться следующих правил:
Объект наблюдения.
Цель наблюдения.
План наблюдения.
Составить своё мнение об объекте
С помощью, каких приборов проводится наблюдение? (ответы учащихся)
Обратите внимание на эти приборы.
Наблюдение проводится с помощью: 1 — лупа; 2 — световой микроскоп; 3 — электронный микроскоп; 4 — бинокль; 5 — телескоп; 6 — подзорная труба
Работа по учебнику стр.59.

7 .Наблюдение.
Рассмотрите рисунок на странице 59 .
1 группе: Найдите объекты живой природы и запишите их названия.
2 группе: Найдите объекты неживой природы и запишите их названия.
3 группе: Определите какие действия выполняют объекты живой и неживой природы , запишите их .
Чтобы понять, чем эти изучения отличаются друг от друга, мы выполним задания по группам и самостоятельно. Выясним, какая группа наблюдательнее, чем другие.

8. Практическая работа. Измерение.
- А с помощью чего проводится измерения? ( ответы учащихся)
Измеряют размеры, массу тел, температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Измеряют численность животных какого-либо вида, территорию и другие объекты.
Приборы измерения.
С помощью приборов мы можем измерить размеры, массу тел, температуру, скорость движения, время протекания определенных явлений. Люди придумали множество приборов для измерения, которые облегчили нашу жизнь. Вот рассмотрите рисунки. Какие из приборов вам знакомы?
1 — линейка; 2 — измеритель; 3 — штанген—циркуль; 4 — секундомер; 5 — песочные часы; 6 — термометр; 7 — аптечные весы; 8 — электронные весы.

Задание № 1. С помощью рулетки измеряют рост каждого члена группы
Задание №2. С помощью весов определите вес всей группы
Задание №3 . С помощью градусника определить температура у каждого члена группы.
Каждая группы заносит свои измерения в таблицу. После чего находят среднее число измерения каждой группы . Спикер каждой группы зачиты-вает ответы ( после урока эксперты каждой параллельной группы перепро-веряют полученные результаты).
9.Эксперимент .- Что такое эксперимент? (ответы учащихся)

Эксперимент — это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз и даёт идентичный результат.
Для приготовления растворов и проведения химических реакций часто используют специальные емкости — колбы. Их форма и объем очень разнообразны.
Практическая работа. Эксперимент.
Задание 1-й группе. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
Задание 2-й группе.  Растворите сахарный песок в воде. Сахарный песок, соль, кофе растворяют в воде в трех емкостях. Расскажите о результатах своего эксперимента.
Задание 3-й группе. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
10. Это интересно. Народные приметы.
Наши предки были очень наблюдательными людьми, по животным они определяли изменение природы.

11.Закрепление полученных знаний на уроке.
Что такое наблюдение? Что человек узнает наблюдая?
Что такое измерение? Когда нам оно пригодиться? Для чего?
Что такое эксперимент? Что получает человек, проводя эксперименты?
12.Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
13. Запись домашнего задания в дневниках.