Урок Проблемный урок. Биотические факторы

План урока биологии 7 класс
учитель биологии МБОУ СОШ №1 Секизян Н. В.
Тема: «Размножение и развитие птиц».
Цели и задачи:
Закрепить знания об особенностях строения внутренних органов и систем в связи с полетом;
Сформировать знания об особенностях строения половой системы птиц, строении яйца, типах их развития;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи при проведении практической работы, наблюдать, делать выводы, выделять главное;
Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Расширение кругозора учащихся за счет использования дополнительного материала, информации сети Интернет, научной литературы;
Выявление межпредметных связей при изучении темы.
Оборудование: Иллюстрированная презентация по теме «Птицы. Размножение птиц». Оборудование, необходимое для проведения лабораторного практикума: яйца куриные, утиные, голубиные, перепелиные, сырое куриное яйцо чашка Петри, лупа, пинцет.
Тип урока: комбинированный с практической направленностью.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, практический.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Обобщение пройденного материала по теме птицы осуществляется в виде игры “Лабиринт”. В предложенном лабиринте, начиная с клетки № 1, необходимо найти правильный путь, соглашаясь или не соглашаясь с утверждениями. Передвигаясь по клеткам, дойдите до № 25. Какие еще верные утверждения, не встретившиеся на вашем пути по лабиринту, имеются в схеме?
2. На основании выбранных вами признаков можно сказать, что птицы являются универсальным летательным аппаратом. Желание подражать многим живым организмам у человека существовало с давних времен. Не обошло это и птиц. Выдающийся художник, анатом, конструктор эпохи ренессанса – Леонардо Да Винчи 500 лет тому назад пытался подражать птицам. Это стремление не прошло даром. ( Сообщение учащегося, презентация).
3. Помните как в монологе Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» - «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». А почему же птицы способны летать. Мы с вами выделили особенности внешнего и внутреннего строения птиц связанные с полетом. Оказывается, кроме перечисленного, полету способствуют и некоторые законы физики и аэродинамики. (Сообщение учащегося – практический опыт).
II. Изучение нового материала.
Органы размножения птиц (рассказ учителя).
Когда мы изучали особенности строения органов и систем мы выделяли и особенности строения репродуктивной системы. Выделяли, что она представлена семенниками и яичниками. Семенники представляют собой пару бобовидных тел, расположенных над верхней долей почек. Величина семенников меняется по времени года. К периоду размножения объем семенников увеличивается. Например, у скворца в 15 раз. От семенников отходят семяпроводы, открывающиеся в клоаку.
У самок развивается только один левый яичник. Яичник представляет собой зернистое тело неправильной формы. Располагается он у передней части левой почки. Яйцевод имеет вид длинной трубки, один конец которой открывается в клоаку, другой (верхний) воронкой в полость тела. Редукция правого яичника связана с откладыванием яиц, покрытых жесткой скорлупой. Через узкий таз возможно продвижение только по одному яйцу.
В период размножения яичник напоминает маленькую гроздь винограда. Каждая “ягода” грозди – это тонкостенный пузырек, заключающий в себе яйцевую клетку. Созревая, она увеличивается в размерах, в ней накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. Когда яйцеклетка выходит из яичника в яйцевод, тут происходит ее оплодотворение. У птиц оплодотворение внутреннее.
Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками, которые формируются выделениями желез стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Весь период прохождения яйца по яйцеводу составляет у курицы около суток.
Развитие зародыша (рассказ учителя с использованием демонстрационного материала). Ученики заполняют таблицу “Условия необходимые для развития зародыша”.
Развитие зародыша в яйце происходит очень быстро при температуре 37–38 градусов и определенной влажности эти условия обеспечивают птицы насиживающие кладки. Наседка регулярно переворачивает яйца, меняет плотность насиживания: при изменении высокой температуры воздуха птица приподнимается в гнезде и защищает кладку от солнечных лучей собственной тенью, охлаждает кладку, периодически смачивая оперение.
Для развития любого зародыша необходимо наличие “строительного материала” и “топлива”, обеспечивающего поступление энергии. Топливо надо сжигать – значит, необходим еще и кислород. Но это еще не все. В процессе развития зародыша образуются “строительные шлаки” и “отходы от сжигания топлива” – токсичные азотистые вещества и углекислый газ. Как же решить эти проблемы?
Строительный материал – это высокомолекулярные органические соединения – белки, углеводы, жиры. Из них растущий организм черпает аминокислоты и сахара, из которых строит белки и углеводы собственных тканей. Углеводы и жиры являются и основными источниками энергии. Все они вещества составляют от компонент яйца, который мы называем желтком. Желток – запас пищи для развивающегося зародыша.
Теперь вторая проблема – куда девать токсичные отходы?
Яйцо покрыто плотной оболочкой и им приходится складировать токсичные вещества прямо в яйце, в особом  “мусорном мешке” называемом аллантоисом. В данном случае необходимо чтобы продукты распада выделялись в твердой плохорастворимой форме, иначе они вновь распространятся по всему яйцу. Птицы выделяют не мочевину и не аммиак, а “сухую” мочевую кислоту.
В яйце есть другая эмбриональная оболочка – амнион. Эта оболочка тонкой пленкой обрастает вокруг развивающегося зародыша, как бы включает его в себя, и заполняется амниотической жидкостью. Таким способом зародыш образует внутри яйца свою собственную “водную” прослойку, которая защищает его от возможных сотрясений и механических повреждений.
С твердыми отходами мы разобрались, но остается еще одна проблема газообмена. Как проникает в яйцо кислород?
Скорлупа сама по себе, конечно, не пропускает газы, но она пронизана многочисленными узкими трубочками – поровыми или дыхательными, каналами, попросту порами. Пор в яйце тысячи, через них и осуществляется газообмен.
Еще одна проблема развивающегося в яйце зародыша – откуда брать воду? Яйцо заковано в панцирь скорлупы. Да и где в птичьем гнезде взять воду? Остается одно запасти ее, как и питательные вещества, заранее, пока яйцо еще находится в яйцеводе. Для этого и служит тот компонент, который в обиходе именуется белками. Он содержит 85–90% воды.
Итак, размножение птиц происходит при помощи яиц. Какое же строение имеет яйцо, из чего оно состоит и какова роль частей яйца в развитии зародыша? Для ответа на этот вопрос предлагаю вам выполнить практическую работу.
Лабораторный практикум «Строение куриного яйца»
1. Возьмите два куриных яйца – свежее и сваренное вкрутую. Рассмотрите форму яйца.
2.С вареного яйца снимите скорлупу и рассмотрите ее при помощи лупы. Выясните, видны ли поры.
3.Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните его вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку. Найдите на тупой части яйца, на внутренней стороне скорлупы, воздушную камеру.
4.Разрежьтет вареное яйцо и обратите внимание на серединное положение желтка.
5.Зарисуйте куриное яйцо в разрезе.
6.Разбейте скорлупу свежего яйца коротким ударом посередине. Вылейте содержимое яйца в блюдце так, чтобы желточная оболочка не порвалась. Рассмотрите желток и белок.
7.Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко – зародышевый диск.
8.Найдите в белке плотные шнуры – халазы.
9.Проколов поверхность желтка, убедитесь в наличии желточной оболочки – желток растекается.
10.Запишите в тетрадь выводы о строении яйца.

Рассказ учителя с опорой на слайд "Этапы эмбрионального развития птицы".
Развитие зародыша прекрасно изучено у домашней курицы. На вторые – третьи сутки у этого зародыша закладываются кровеносная система и нервная системы, хорошо заметны глазные пузыри.
В начале развития передние конечности зародыша похожи на задние, имеется длинный хвост, в шейном отделе заметны жаберные щели. Это свидетельствует о том, что предки птиц имели жабры. На пятые – шестые сутки зародыш приобретает птичьи черты. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее. Нередко до вылупления птенец прорывает клювом внутреннюю оболочку воздушной камеры и впервые начинает дышать легкими. Затем он пробивает роговым бугорком своего клюва (яйцевым зубом) отверстие в скорлупе и через некоторое время выходит наружу.
Типы развития птенцов (беседа, составление схемы “ типы развития птенцов”).
У кур, уток, гусей, лебедей птенцы вылупляются из яйца покрытые густым пухом, зрячие, способные передвигаться, способны самостоятельно кормиться. Птицы с таким типом развития называют выводковыми.
У певчих птиц, голубей, дятлов, попугаев птенцы вылупляются голые, слепые, не способные передвигаться, самостоятельно кормиться. Птиц с таким типом развития называют птенцовыми или гнездовыми.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
III Заключение.
В заключении учащиеся под руководством учителя делают вывод: птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрытых рядом оболочек; для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества,вода, кислород, тепло; сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов.
IV. Закрепление
Таблица “Условия необходимые для развития зародыша”.
Условия, необходимые для развития зародыша

Откуда зародыш получает все необходимое

Питательные вещества
Желток яйца

Вода
Белочная оболочка

Кислород
Из окружающей среды через поры скорлупы.

Защита от микроорганизмов, высыхания, повреждения
Скорлуповая оболочка

Тепло

Тепло тела курицы при
насиживании


Резервное время.
Задача 1.
Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца, с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?
Задача 2.
Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно. Почему так происходит?
Задача 3.
 Юные орнитологи обратили внимание на то, что в гнёздах разных птиц яйца обычно тупым концом обращены к наружной стенке гнезда и вверх. Внимательно изучив строение птичьего яйца, они поняли, какое значение имеет такое положение яиц. Объясните "открытие" юных орнитологов.





Информация для общего развития:
1. Светлый праздник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как символ света и торжества духа раскрывает свои объятья в бескорыстной благодарности за жизнь, которую нам дарует солнце.....
В обыкновенном смысле, под Пасхой подразумевается святая неделя Воскресения Христова, на протяжении которой, Царские ворота в храмах остаются открытыми в знак того, что теперь, Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия небесного. Главным пасхальным символом воскресения является яйцо, так как из яйца рождается новое существо.
Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
2. Благодаря своим уникальным свойствам яйца используются в самых разных сферах жизни: в кулинарии, в медицине, в строительстве, в искусстве. Русские иконописцы растирали на яичных желтках минеральные и органические краски, палехские художники-миниатюристы до сих пор пользуются традиционным способом приготовления красок на яичном желтке. Наши предки активно использовали яйца при строительстве, добавляя их в строительный раствор: кирпичная кладка становилась практически непробиваемой. Чтобы не осыпалась побелка, в нее также добавляли свежие яйца.
Подарки присутствующим с символикой птиц и яиц.

V. Домашнее задание: § 47. Раздаточный материал (кроссворд, занимательные задачи).













15