Глобальные тенденции мирового образования


Глобальные тенденции мирового образования
Образование как сфера общественной жизни. Образование связано со всеми сферами общественной жизни; каково общество, такова и система образования. В то же время образование способно оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования зависит качество трудовых ресурсов и экономика общества.
Понятие государственной политики в образовании. Государственная политика в образовании – это деятельность государственных органов и государства в области развития системы образования. Государство заинтересованно в неуклонном развитии сферы образования.
Отметьте общее и различие в трактовках термина «образование» в разных источниках. Общее: образование — это процесс, посредством которого общество передаёт своё культурное наследие — накопленные знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. Различия зависят от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевают исторические изменения.
Опишите основные глобальные тенденции в мировом образовании. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции: доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям; обеспечение права на образование всем желающим; увеличение спектра учебно-организационных мероприятий;
разрастание рынка образовательных услуг; расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества; образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира; постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Обоснуйте, что образование является основой прогресса человечества. Образование основано на получении систематизированных знаний, освоении умений и навыков и направлено на развитие личности. Оно включает не только обучение, но и воспитание человека, его нравственных и гражданских качеств. Образованность является основой общей культуры человека и общества, одним из важных показателей социального прогресса. Благодаря этому страна получает высококвалифицированных работников, сознательных и активных граждан. Образование, совершенствование профессиональных навыков и генерация новых идей являются залогом развития человеческого капитала и основной движущей силой экономического роста и рыночной эффективности, а также источником сплоченности всех государств.
Проанализируйте «треугольник» знаний» (образование, исследования и инновации). "Треугольник Знаний" означает "инновации-образование-исследования" – это крупномасштабное инвестирование в человеческие ресурсы, развитие профессиональных навыков и научных исследований, а также поддержка модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях. Концепция "Треугольника Знаний" определяет основные преимущества, которые могут быть получены по средствам таких прочных взаимосвязей.
Раскройте новое понимание качества образования. Уровень полученных знаний трансформируется в иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности школьника, устойчивую мотивацию к обучению в течении всей жизни. Получение качественного образования вне зависимости от социального и материального положения, уровня обученности и места жительства. Современное качество образования требует умения применить школьные знания для решения жизненных проблем.
Современное качество образования – это качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально-педагогической деятельности учителя. Меняется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника. Задача учителя состоит в том, чтобы согласовать отношения между различными образовательными ресурсами, так, чтобы сформировать пространство освоения предмета и понимание того, где и когда предметное знание понадобится в жизни.
1. Какова цель профессиональной деятельности педагога?
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).2. Каковы требования к образованию педагога?
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей
преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
3. Какие требования предъявляются к опыту практической работы педагога?
Требования к опыту практической работы не предъявляются.
4. Кто не может быть допущен к педагогической деятельности?
К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.5. Назовите обобщенные трудовые функции (ОТФ) педагога.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
6. Назовите трудовые функции учителя в структуре каждой ОТФ.
Учитель, воспитатель: Общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования. 7. Какие требования к трудовым функциям педагогов начальных классов и педагогов - предметников в основной и средней школе являются общими?
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования. Организация олимпиад, конференций, турниров математических и
лингвистических игр в школе и др. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования. Реализация индивидуального подхода.
8.Какими понятиями характеризуются трудовые функции? Как они соотносятся между собой? Каждая трудовая функция описывается по определенному плану: трудовые действия (их перечень является основой контракта), необходимые умения и знания (они определяют содержание программ повышения квалификации и процедуры аттестации работника), другие характеристики (требования соблюдать правовые, нравственные и этические нормы). Трудовые действия, необходимые умения и знания взяты идей Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и определяют содержание профессиональной деятельности.
Задание 5. Ваше видение развития образования в России.
Образование всегда следует за государством, а точнее за его политикой. Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения, формирование единой системы оценки качества образования, модели инновационной деятельности педагогов высшей школы – актуальные проблемы современного российского образования.
Современная школа требует и современного учителя. Каким он должен быть? Он должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, овладевать обновляющимся содержанием и технологиями обучения. А также уметь осмысливать изменения, происходящие в ценностно-смысловой сфере школьников, быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» - цитата доклада «Модель для инновационной экономики: российское образование – 2020». У педагогов появляется полная свобода в выборе форм, средств и методов обучения.
Сегодня мы можем говорить о том, что для школы готова новая образовательная концепция, основанная на постановке личности ученика в центр образовательного процесса и одновременно наполнении этого процесса действием и живой практикой. Современный ученик - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Современное обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счёт реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее партнёрство и сотрудничество с учителем, требует разработки новых подходов к оценке учебных и образовательных достижений. Эта необходимость зафиксирована в актуальных стратегических документах, определяющих отечественную образовательную политику. «Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества образования, ориентированная на новые качественные результаты. В этой оценке наряду со стандартизированными внешними экзаменами, будут применяться новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие образовательные достижения ребенка».