Система воспитательной работы в 9а классе. (выступление на педсовете).


Во многом от работы учителя, воспитателя, зависит кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на ее истинное место в обществе. Все учителя, болеющие за судьбы детей, постоянно думают о том, чтобы сделать школу островком нравственности, доброты, любви, порядочности в том неспокойном мире, который нас окружает, Сухомлинский писал: «Никакой воспитатель не может утвердить в душе ребенка хорошее, если сам ребенок не стремится к этому. Но это стремление есть только там, где коллектив и воспитатель видит в ребенке прежде всего хорошее.» Классным руководителем я начала работать с учащимися 9а класса 5 лет назад, когда они были пятиклассниками. Первый год я присматривалась к ним, пыталась освоиться в новом классе, а они, естественно, присматривались ко мне. Мне нужно было определить в каком воспитании нуждаются мои воспитанники, что им нужно, чтобы войти во взрослый мир и жить в нем, не причиняя вреда другим, сохранив себя как самобытную личность. Чего я от них хочу как педагог? Я постоянно находилась в контакте с их прежним учителем из начальной школы. Я наблюдала: какие они, мои пятиклассники? Как влияют на них родители, улица, телевидение, школа, друзья, компьютер. И, конечно, как я сама на них влияю. В школе работал психолог, который провел диагностику моего класса. Оказалось, что не всем комфортно в классе. Вместо одного учителя, нас стало много. И все учителя с разными характерами и разными требованиями. Многие учащиеся классы отличаются трудолюбием, высоко ценят семью, свою Родину. Но и определенные опасения вызвала большая доля школьников демонстрирующих негативное отношение к своему душевному «Я», своему внутреннему миру, имеющему низкую самооценку. Но со временем такое отношение к себе естественным образом исчезло. Передо мной стояли задачи:
Развитие познавательного интереса, поддержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня знаний.
Воспитание гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего отечества.
Формирование понимания своего места в жизни, в семье, своего предназначения.
Сплочение класса в единый, дружный коллектив.
Укрепление связей: семья-школа.
Обучить приемам в области межличностных отношений учащихся в классе.
Работа по профилактике вредных привычек, продолжить развитие культуры поведения.
Подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека и гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Благоприятное положение каждого ребенка в классе.
Для того, чтобы получить представление о благоприятности положения каждого ребенка в классе, изучала лидеров, систему внутренних симпатий и антипатий, на сколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию. Результаты получились неплохие. Не было в классе «отверженных», «изгоев», «белых ворон». Не было и одиночек, которые поддерживали хорошие отношения только друг с другом. Четко выраженного лидера в классе нет, что на мой взгляд позволит объединить коллектив не вокруг кого-то, а вокруг привлекательных для всех дел, где многие ребят смогут проявить свои лидерские качества. Большинство ребят класса поддерживают в целом нормальные отношения друг с другом. Для того, чтобы использовать воспитательный потенциал нашей совместной деятельности были различные виды деятельности:
Общение на классных часах.
Труд на уборке закрепленной за классом территории.
Экскурсии в музеи.
Художественное творчество (выпуск газет, участие в различных выставках, конкурсах, школьных огоньках, конкурсах фото, букетов).
В течении 5 лет наш класс получал грамоты как самый активный класс в Луневской школе. В конкурсе школьных газет почти всегда первое место. По итогам года многие дети получают грамоты за участие в различных школьных мероприятиях, районных и областных конкурсах, спортивных мероприятиях. Многие дети участвуют в районных мероприятиях, которые проводит местный Дом культуры. Работают волонтерами, помогают пожилым людям в деревнях нашего поселения. Почти все дети заняты в кружках и секциях (самбо, гимнастика, музыка, танцы, лыжная, кукольный театр), участвуют во всех спортивных мероприятиях (самбо, велосипед, лыжи), занимают призовые места в районе области. По итогам третьей четверти в этом учебном году из 21 учащегося одна отличница, на 4 и 5, закончили 9, двое учащихся имеют по одной тройке, одна имеет одну четверку.
Для меня быть классным руководителем - это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику. Это радость небольших достижений и больших побед. Я убедилась в том, что успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого выпускника. Конечный продукт – выпускник школы, творческая личность, индивидуальность, личность, умеющая работать в коллективе и для коллектива, здоровое и любящее вести здоровый образ жизни, личность, умеющая ориентироваться в современном мире профессии, которая имеет гражданскую позицию, любящая свое государство, свое историческое культурное наследие.Воспитание – это повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей. Оно неотделимо от образования, являясь первостепенной задачей. Поэтому воспитательная система класса – это не просто совокупность мероприятий, а единый организм, действующий и развивающийся согласно законам развития общества, его современных требований, его устоявшихся моральных и нравственных ценностях. Иногда возникают конфликты, некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя и одноклассников, они хотят быть в центре внимания. Такие поступки отвлекают класс. Первой реакцией бывает ответить силой, подавить любой ценой. Но это не подходит для учителя:
Надо показать, что вами нельзя манипулировать
Строю отношения со всеми так, чтобы они чувствовали мою заботу о них
Стараюсь не задевать честь и достоинство учащихся
Стараюсь управлять своими эмоциями и контролировать их, если даже душат гнев и возмущение.
Дети учатся жить у жизни
(советы воспитателю)
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.