УРОК — СКАЗКА Приключение в королевстве дробных чисел по теме урока: Действия с рациональными числами. Свойства обыкновенных и десятичных дробей


УРОК - СКАЗКА
"Приключение в королевстве дробных чисел'
Тема урока: Действия с рациональными числами. Свойства обыкновенных и десятичных дробей.
Дидактическая цель. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся.
Развивающая цель. Развитие основ логического мышления, применение опорных знаний и умений на практике.
Воспитательная цель. Формирование у учащихся навыков рационального использования времени, коллективной работы на уроке.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Метод обучения. Частично-поисковый.
Форма проведения. Урок-игра.
Оборудование. Таблицы, карточки, кадоскоп.
ХОД УРОКА.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Учащимся сообщается, что на уроке, при проведении игры, будет повторен теоретический материал по данной теме и проверено умение практического применения этих знаний в нестандартной ситуации.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учащимся предлагается принять участие в увлекательном приключении в королевстве дробных чисел. При этом, чтобы помочь героям сказки о пропавшей принцессе, им необходимо будет вспомнить свойства дробей, правильно и быстро решить все задания.
Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
А) Фронтальный опрос (с применением таблиц) с целью повторения теоретического материала:
- порядок выполнения арифметических действий;
- сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
- сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
- сложение и вычитание смешанных чисел;
- выделение целой и дробной части числа;
- правила умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей;
- взаимный перевод десятичных и обыкновенных дробей;
- формула для нахождения расстояния.
Б) Устный счёт.
Включаем решение упражнений по карточкам на время. (За быстрые и правильные ответы учащиеся получают баллы).
Решение упражнений направленных на повторение и обобщение знаний, умений и навыков.
Для проведения игры класс делится на три команды. Представители каждой, из которых решают свой вариант задания, предлагаемый учителем.
Задания, вывешенные на таблицах, решаются в тетрадях. При этом один представитель от каждой команды работает у доски. За правильное решение заданий, до появления ответа на доске, учащиеся получают дополнительные баллы. Правильное выполнение задания проверяется при помощи готового решения, высвечиваемого на экране через кадоскоп.
ИГРА
"Приключение в королевстве дробных чисел"
В царстве математики
Великая беда,
Исчезла вдруг принцесса
Неведомо куда.
Наверно злой волшебник
Тут руку приложил,
И в замок свой далекий
Ее он заточил.
* * *
Заколдованы дороги
К замку В из замка А
И .ничем тут не помогут
Все волшебные слова.
Юный рыцарь, смелый рыцарь.
Он к возлюбленной своей
В замок В давно стремиться.
Чтобы повидаться с ней.
Но куда коня направить?
Как опасность обойти,
колдовством коварным сладив,
Путь к единственной найти?
Ключ к решению задачи
Умножение дробей,
Это формула удачи
Примени ее скорей.
Кратчайшую дорогу
Вам предстоит найти,
Чтоб принц сумел принцессу
Из замка увезти.
Примеры:

* * *
По дороге краткой этой
Не легко ему идти,
И лишь знания помогут
Все заторы обойти.
Путь его разбит на части,
И длину этих частей
Рассчитать поможем принцу,
И найти их поскорей.

Задача:
Первый отрезок пути составляет 1/4 его длины, второй равен 45% оставшегося пути. Найти длину третьего участка пути.
* * *
Путь не близкий, путь не дальний
Принцу предстоит пройти,
На пути не легком этом
Дуб он должен обойти.
На ветвях его могучих
Уравнения висят,
И решить он их сумеет
Только с помощью ребят.


* * *
Мхом поросший, древний камень
На пути его лежит
Не проехать принцу к замку.
Гном гот камень сторожит.
Передвинуть камень можно
Посчитав пример на нем,
Применив законы счета,
Мы ответ сейчас найдем.

* * *
К замку рыцарь подъезжает,
Как в него войти не знает,
На вратах замок висит
И к принцессе путь закрыт.
Коль замок открыть хотите,
Выраженья упростите.
Смело скобки раскрывайте,
Только знаки соблюдайте.
Упрощений завершенье
Всех подобных приведенье
Вмиг работы завершаться,
Выраженья упростятся,
Двери тихо распахнутся,
И откроют принцу путь,
Правила счета лишь ты не забудь.

* * *
Не найти принцессы принцу -
Заколдована она,
По волшебному заклятью
Облик зайца приняла.
Чары снять ему помогут
Не волшебные слова,
Лишь решением примера
Расколдуется она.

Числа вы скорей сложите,
Возведите в степень их,
Правильный ответ найдите,
И избавьтесь от чар злых.
* * *
Вот и сказка завершилась,
Злой волшебник побежден.
Нам помог достичь удачи
Математики закон.
Знаньем формул всех и правил
Помогали принцу мы
Путь пройти не легкий этот
И принцессу вновь спасти.
Подведение итога урока.
Учитель с помощью учащихся подводит итог урока, анализирует допущенные ошибки. По количеству набранных баллов выставляются оценки учащимся за работу на уроке.