Презентация к педагогическому совету Использование метапредметной интеграции при проведении уроков в начальной школе


Использование метапредметной интеграции при проведении уроков в начальной школе Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки экскурсии, по сути то, что когда-то получило определение " нестандартные уроки", было подходом, репетицией урока метапредметного. Мы идём на метапредметный урок. Что должны учитывать? Что я делаю? (предмет деятельности) Для чего я это делаю? (какая цель) Как я это делаю? (алгоритмы, формы) За счёт чего этот результат достигнут?Конечно, прежде всего мы работаем на результат. Теперь “отличнику” недостаточно быть “ходячей энциклопедией”, необходимо быть целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе. Если приоритетом общества и системы образования становится способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Метапредметный подход – это новый образовательный подход. В его основе лежит особый тип интеграции учебного материала – мыследеятельностный тип интеграции, который предполагает, что дети, осуществляя образовательную работу на разном предметном материале, могут осваивать, универсальные способы мышления, коммуникации и действия. Учащиеся должны обладать в определенной степени развитым теоретическим мышлением, пониманием, воображением, коммуникативными и языковыми способностями, владеть разными способами самоорганизации и организации коллективного действия. Вооружить таким важным умением, как умение учиться является главной  задачей  новых образовательных стандартов. Интеграция в обучении дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей. Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Урок литературного чтения в начальной школе не должен быть уроком обучения чтению и пересказу прочитанного; это должен быть урок ЖИЗНИ. Он будет таким, если будет проведён, как урок интеграции искусств. Высокая результативность обучения учащихся на уроках окружающего мира достигается путём интегрирования. Возможно, это происходит потому, что младшему школьнику на этих уроках легче представить мир, как единое целое. Мир для него един и нет границ между предметами. Целенаправленное осуществление связи уроков математики и окружающего мира позволяет углубить знания по этим предметам и в то же время даёт возможность повысить воспитательные и развивающие функции уроков математики.Решение задач на экологическую тему развивает у детей интерес к природе воспитывает пытливых, любознательных людей, понимающих, что человек-это тоже часть природы и что от природы зависит его здоровье. Уроки русского языка на метапредметной основе позволяют решить следующие задачи:объединить изучаемые в начальной школе дисциплины за счёт использования взаимосвязей между учебными предметами, которые дают возможность выстроить целостные представления об изучаемых действиях, явлениях, процессах;создать условия для сохранности психического здоровья школьников за счёт регулярной рациональной смены видов учебной деятельности;развить навыки продуктивного общения, приобретения жизненного опыта, расширить социальное пространство личности. В заключение хочется сказать, что на сегодняшний день создаются условия и возможности для реализации метапредметного подхода, значение которого в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления, культуру формирования целостного мировоззрения и осваивать универсальные принципы и стратегии познания. Именно учитель начальных классов способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ