Презентация Миграционные процессы в современной России: региональный аспект


МБОУ гимназия имени И.А.Бунина выявить проблемы миграционных процессов в России и определить пути их решения на примере Воронежской области В современном мире миграция населения превращается в важнейший ресурс и ключевой фактор общественного развития.Она выполняет важные функции перераспределения трудовых ресурсов, преодоления различий в уровне жизни, взаимопроникновении и взаимообогащении культур. Беспрецедентное значение приобрела миграция труда, чему способствовала экономическая интеграция, с одной стороны, и неравномерность развития стран, с другой.Миграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, привели к появлению межнациональных противоречий в обществе В первоначальном своем значении термин «миграция» связан с английским глаголом «путешествовать пешком, странствовать». В настоящее время, применительно к лицам, совершающим переселение, применяется термин мигрант. Он вошел в обиход наряду с понятием «миграция». Первое научное определение миграции можно найти в работе 1885–1889 годов Е. Равенштейна, который рассматривал ее как «постоянное или временное изменение местожительства человека» Миграция С распадом СССР меняется численность и структура миграции. Практически прекращается въезд из стран социалистического содружества и резко возрастает иммиграция из государств ближнего зарубежья. Территориальные причины Экономические причины Социальные причины Культурно-языковые причины Миграционные процессы на постсоветском пространстве Эмиграция Вынужденнаямиграция Трудовая миграция В перечень задач государственной миграционной политики Российской Федерации входит:создание условий и стимулов для переселения в РФ на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан;разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы;содействие развитию внутренней миграции;содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;противодействие незаконной миграции.Реализация государственной миграционной политики будет осуществляться в три этапа. создание центров содействия иммиграции в РФ и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры РФ. обобщать и анализировать правоприменительную практику принятых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики РФ;расширять использование информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики РФ.По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока. оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики РФ и корректировка соответствующих программ.По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока. 10 января 2015 г. вступил в силу закон, согласно которому за нарушение порядка пребывания в России мигрантам смогут закрывать право въезда в Россию на 10 лет. Лишиться права въезда в РФ на десять лет можно, если превысить лимит пребывания в стране больше, чем на 280 суток. За нелегальное нахождение на территории России больше, чем 180 суток, мигрантов могут лишить права въезда на пять лет. Подобные правила существовали в законодательстве и раньше, только теперь они ужесточаются. До вступления в силу нового закона въезд ограничивался на три года тем иностранцам, которые ранее превысили разрешенные раз в полгода 90 суток пребывания в стране, а также не выехавшим из России в течение месяца со дня окончания этого срока. Кроме того, жители ряда стран СНГ теперь могут въезжать в Россию только по загранпаспортам. С 1 января 2015 года были отменены квоты на мигрантов из безвизовых стран - теперь иностранные работники должны получать патент, разрешающий им трудиться и у частных, и у юридических лиц. Патент можно будет оформить только в случае обращения иностранного гражданина, указавшего в миграционной карте при пересечении Государственной границы РФ целью визита - «работа». Заявление о получении патента иностранный гражданин должен подать в течение 30 дней со дня его въезда на территорию России.Закон вводит единые требования для получения патента: владение русским языком, отсутствие судимости, регистрация по месту пребывания, подтверждение уплаты налога на доходы физлиц, отсутствие опасных для окружающих инфекционных заболеваний, ВИЧ и наркомании и наличие действующего в России полиса добровольного медицинского страхования.Работодатель обязывается уведомлять ФМС о заключении и прекращении трудовых договоров с иностранцами. Воронежская область относится к числу регионов, где миграционные потоки носят интенсивный характер. Причем именно иммиграция характерна для нашего региона. Отчасти это связано с благоприятными климатическими условиями и географическим положением Воронежской области («ворота Кавказа», «конец Европы – начало Азии»), отчасти – с историческим прошлым города, включавшим переселение торговых компаний и купцов в Воронеж, а отчасти – с большим количеством вузов, в которых обучаются иностранные студенты, причем, каждый 20-й студент – иностранец. Каким образом регулируются миграционные потоки и нужна ли нам миграция? Демографическая ситуация области с начала 90-х годов характеризуется как крайне неблагоприятная. Начиная с 1995 г., численность коренного населения области сокращается. Основной причиной такого сокращения является естественная убыль. Депопуляция сопровождается старением населения, ухудшением показателей здоровья, сокращением продолжительности жизни. Особенно заметна естественная убыль населения в сельских районах. В этих условиях миграционные процессы имеют положительное значение для региона, существенно компенсируя естественные потери населения.Мигранты на территории региона расселяются, как правило, в г. Воронеже и прилегающих к нему районах, имеющих развитую инженерную и социально-бытовую инфраструктуру и лучшие демографические характеристики. В сельские районы, испытывающие необходимость в трудовых ресурсах, мигранты едут с большой неохотой. Дополнительное привлечение в данные районы мигрантов с соответствующим финансированием их обустройства позволит стимулировать промышленное и сельскохозяйственное производство, приблизить их по уровню развития инфраструктуры к центральным районам области. В 2011 г. вновь наметилась тенденция к увеличению миграционных потоков на территории области. Это связано с продолжающейся либерализацией миграционного законодательства, принятием многочисленных поправок и изменений в нормативно-правовые акты, направленных на создание режима преференций высококвалифицированным специалистам, легализацию на территории Российской Федерации иностранных граждан с неурегулированным правовым статусом, осуществление трудовой деятельности по патентам.По состоянию на 22 декабря 2011 г. на миграционный учет по месту временного пребывания на территории РФ было поставлено 76115 иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них наибольшее количество прибыло с частной целью въезда, с целью осуществления трудовой деятельности, с целью обучения.Наиболее крупными диаспорами мигрантов из государств СНГ на территории Воронежской области являются азербайджанская, армянская и грузинская, узбекский культурный центр, из стран Дальнего зарубежья – афганистанская, вьетнамская. Мигранты, переселяясь в другой регион, являются носителями своей культуры, религии и языка, с трудом адаптируются к новым для них условиям жизни. Эти составляющие становятся весьма существенными в процессе социально-психологической адаптации мигрантов и местного населения друг к другу. В целях наиболее эффективного взаимодействия УФМС России по Воронежской области с общественными организациями и национальными сообществами по вопросам миграции в 2007 году был образован Общественно-консультативный Совет при УФМС России по Воронежской области.Указом губернатора Воронежской области 07 сентября 2010 г. была создана Национальная палата при губернаторе области. Национальная палата была создана для оптимизации межнациональных отношении народов, проживающих на территории Воронежской области, укрепления межнационального согласия и взаимопонимания, сохранения и развития национальной и культурной самобытности народов, представления в органах государственной власти и органах местного самоуправления культурных и социальных интересов этнических общностей, проживающих на территории области. по теме:«Миграционные процессы в современной России: региональный аспект» является единственным залогом обеспечения нормального функционирования общества в современных условиях