Урок по русскому языку на тему: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных



Конспект урока русского языка в 7 классе
на тему: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных»







Выполнил учитель
МКОУ Вернетойденская СОШ
Аннинского района
Хорошилова Е. С.















Тема: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Цель: Познакомить учащихся с данной темой, используя продуктивно-практический, поисковый и творческий методы обучения.
Задачи: 1. Формировать навыки правописания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; научить отличать страдательные причастия прошедшего времени от глагольных прилагательных.
2. Развивать речь, внимание к слову, мышление, орфографическую зоркость; навыки самостоятельной исследовательской работы; умения работы с тестами; учебно- познавательную, коммуникативную, информационную компетенции.
3. Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: слова – кулинария, блюдо; проектор; кулинарные книги; тесты.
Методические приемы: элементы сопоставительного анализа, словарная работа, орфоэпическая; повторение пройденного, тренировочные упражнения, тест.


Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение задач урока:
- Сегодня урок русского языка будет необычным. Мы не только научимся правильно писать названия новых блюд, но даже поговорим о том, как их готовить. Нам придётся часто употреблять слова: кулинария, блюда. Запомните их произношение.
* Словарная работа: Запишите слова в тетрадь, составьте с ними словосочетания.

3. Знакомство с новым материалом.
- Из одного и того же продукта можно приготовить множество разнообразных блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

*Вопросы к классу: - Объясните, почему именно так написаны слова. К какой части речи они относятся? А можно ли изменить написание слов, не меняя самого блюда?
*Проблемно-поисковое задание:
- Теперь сравните следующие выражения:
Мясо тушеное с овощами
Мясо, тушенное с овощами
( Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа» приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду – поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква -Н-; в другом – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет зависимое, то в нем пишется -НН-.
*Знакомство с теоретическим материалом по учебнику.
4. Закрепление материала.
*Найдите подобные примеры в кулинарных книгах, которые вы принесли на урок. Запишите слова или словосочетания, объясните написание –Н- и –НН-.
* Объяснительный диктант.
- Сейчас мы поучимся писать названия кулинарных блюд. Объясните правописание причастий и отглагольных прилагательных:
Жареная рыба, нежареная рыба, свежемороженая рыба; рыба, жаренная в тесте; фаршированные помидоры; запеченное мясо; печеные пирожки; выпеченный из муки торт; печенный в духовке яблочный пирог; засахаренная вишня; слоеный пирог; соленые огурцы; некипяченое молоко.
- Назовите слова с непроверяемой ударением гласной в корнях слов.
- Назовите слова с проверяемой ударением гласной в корнях слов.
- Объясните написание буквы Ы в слове огурцы.
- Выполните словообразовательный разбор слова свежемороженая.
- Назовите слова, в которых количество букв меньше, чем слогов.
- Назовите слова, в которых происходит оглушение согласных.
* - Много причастий и отглагольных прилагательных мы можем встретить и в кулинарных рецептах. Запишите рецепт, графически объясняя орфограммы.
(Один ученик записывает текст на доске)
Смешанный салат.
Вареный картофель, невареную морковь, моченые яблоки, соленые огурцы нарежьте и добавьте квашеную шинкованную капусту. Заправьте соусом, приготовленным из горчицы, масла и уксуса.
(Проверка, обсуждение неправильных написаний)
- Выпишите все глаголы. Что общего в их морфемном составе? Почему?
- Проверка расстановки знаков препинания. Чем осложнено первое предложение? Начертите его схему. Чем осложнено второе предложение?

* Самостоятельная тестовая работа.
























Тест по теме: «Причастие»
Вариант 1 (для сильных учеников)
Укажите действительное причастие настоящего времени:
а) сломленный; в) видимый;
б) зависящий; г) мгновенный.

Укажите действительное причастие прошедшего времени:
а) купленный; в) растворимый;
б) всевидящий; г) расколовшийся.

Укажите страдательное причастие настоящего времени:
а) испуганный; в) решаемый;
б) медленный; г) составленный.

4) Укажите страдательное причастие прошедшего времени:
а) вымытый; в) стремительный;
б) нависавший; г) сажающий.

5) Укажите отглагольное прилагательное:
а) распоротый; в) тративший;
б) колотый; г) летящий.

6) Отметьте слова, в которых пишется –Н-:
а) решеый; в) куплеый;
б) нехожеый; г) ветреый.

7) Отметьте слова, в которых пишется –НН-:
а) построеый; в) белёый известью;
б) оловяый; г) закопчёый.



Тест по теме: «Причастие»
Вариант 2 (для слабых учеников)
Какие словосочетания содержат действительные причастия?
а) крашеный пол; в) развешанное бельё;
б) раздающийся вдали; г) остуженный чай.
Какие словосочетания содержат страдательные причастия?
а) скрипящий звук; в) выбираемый вариант;
б) колющее оружие; г) вручаемый конверт;
д) пишущий письмо.
3) Отметьте слова, в которых пишется –Н-:
а) квашеый; в) нескошеый;
б) закручеый; г) песчаый.

Отметьте слова, в которых пишется –НН-:
а) глиняый; в) деревый;
б) связаый; г) копчё.ый.
5) Укажите отглагольное прилагательное:
а) сделанный; в) выжатый;
б) нефтяной; г) мочёный


5. Итог урока
6. Домашнее задание по кулинарным книгам: найти 15-20 словосочетаний с причастиями и прилагательными, где пишется –Н- или –НН-, графически объяснить правописание.


капуста

соленая


квашеная

тушеная

маринованная

жареная

вареная