урок по теме НН и Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Кош-Агачский район
Республика Алтай
Урок
русского языка
в 7 классе по теме
« Н и НН в суффиксы причастий и отглагольных имен прилагательных»
Ажикенова Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока: закрепить знания детей о правописании Н иНН в причастиях и
отглагольных прилагательных;
уметь образовывать данные слова от глаголов и обозначать суффиксы;
видеть отличие отглагольных прилагательных от причастий;
развитие связной речи, творческого мышления.
Тип урока: урок закрепления новых знаний
Форма урока: урок- практикум
Средства обучения: опорный конспект, карточки, рисунки, кулинарные книги.
Ход урока.
Этап подготовки к восприятию темы.
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень насыщенный урок, сегодня мы должны закрепить тему «Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях». Сегодня мы с вами будем готовить вкусное блюдо из разных продуктов, выполнять разные творческие задания.
Проверка домашнего задания. Составление опорного конспекта.
Отглагольные
Прилагательные
-Н-
Некошеный Скошенный
Клевер клевер
косить
Кошеный с.в.
Нескошенный
Кошеный клевер
Клевер скошенный
Косить клевер,
(несов.в) кошенный
утром
Причастия
-НН-

(2-ое учеников работают у доски и заполняют опорный конспект, с которым работали на прошлом уроке)
-Пока наши ученики работают с опорным конспектом, мы с вами разложим в правильном порядке карточки с названием ингредиентов, продуктов, из которых сегодня постараемся приготовить блюдо.
Смешанный салат
-варе…ый картофель -соле…ые огурцы
-неваре…ая морковь -кваше…ая капуста
-моче…ые яблоки -шинкова…ая капуста.
(карточки с названием продуктов в правильной последовательности вывешиваются на доске)
Творческая работа
-Чтобы приступить к оформлению блюда, давайте разберемся с правописанием Н и НН в прилагательных и причастиях.
-Выступают учащиеся, работающие у доски.
-Сейчас вставим пропущенные буквы в слова. (дети работают по очереди, объясняя и обозначая орфограмму)
-Следующий этап нашего «вкусного» урока- смешать все продукты.
(выступает одна ученица, которая хорошо знает рецепт данного салата)
-Чтобы салат получился более вкусным, давайте его заправим соусом.
Внимание на доску. Спишите предложение, поставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Пунктограммы и орфограммы объясните. Предложение разобрать по членам.
-Заправьте салат соусом приготовле…ым из г..рчиц… масла уксуса.
Работа с кулинарными книгами.
Откройте свои книги, которые принесли на урок, найдем в них интересные блюда, в названии которых присутствуют причастия и прилагательные и объясним орфограмму. (запись в тетради)
-жареная рыба,
-рыба, жаренная в тесте,
-фаршированные помидоры,
-запеченное мясо,
-печеные пирожки,
-печенный в духовке пирог,
-засахаренная вишня.
Физминутка.
Учитель читает слова на изучаемую орфограмму. Если в слове Н, то хлопают в ладоши учащиеся 1 варианта, если НН- учащиеся 2 варианта.
Груженая баржа, разгруженная баржа, груженная арбузами баржа, негруженая баржа, вскипяченная вода, некипяченая вода, выкрашенный пол, некрашеный пол, раненый солдат, раненный в голову солдат, путаный ответ, запутанная история.
4. Самостоятельная работа по карточкам. (парная работа, со следующей взаимопроверкой)
Задание: вставить пропущенные буквы. Сделать морфемный разбор любых 2х слов.
Соле..ые баклажаны, мороже…ое мясо, туше…ый картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, утка, фарширова…ая яблоками, пече…ые яблоки, голубцы с варе…ым мясом, поджаре…ые кури…ые окорочка, слое…ый торт, хорошо промасле…ый, газирова…ый напиток, рубле…ая сельд.
Работа с учебником.
Стр. 57, упр.117. (русский язык. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская…)
Спишите, образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте орфограмму. Назовите причастные обороты с определяемым словом.
Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами. У крыльца стояли (оседлать) кони. Здесь увидел Михаила Пушина (ранить) в прошлом году.
Диктант на замену (повторение орфограммы Н и НН в прилагательных)
-охота, которая ведется с помощью соколов. (соколиная)
-шкаф для хранения верхнего платья. (платяной)
-завод, на котором строятся самолеты. (авиационный)
-меню, в котором предлагаются блюда, предлагаемые на обед. (обеденное)
-почта, осуществляемая с помощью голубей. (голубиная)
Обобщение. Оценивание.
Сегодня на уроке мы закрепили очень сложную орфограмму «Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях», выполнили все запланированные задания, а значит мы неплохо поработали. Спасибо всем за урок.
Домашнее задание.
1вариант. Упр.118, стр. 59. Н или НН? Спишите, обозначая, где возможно, выбор вставленной орфограммы.
1вариант. Приготовьте меню званого обеда и укажите все блюда, которые будут подаваться (не менее 15-ти блюд).