Урок русского языка в 7 классе на тему:Кулинар. Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Урок русского языка в 7 классе.
Фоменко Лариса Леонидовна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «КСОШ им.Т.Т. Шерета»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
Тема урока: Кулинар. Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-сюрприз
Цели и задачи: 1)формирование навыка правильного написания причастий и отглагольных прилагательных;
2) знать орфограммы «Н-НН в суффиксах прилагательных», «Н-НН в суффиксах причастий»;
3) уметь правильно писать слова с изученными орфограммами.
Оборудование: карточки, грамоты.

План и ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.
2. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте подумаем, что необходимо придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН»? Вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.
(Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН)

Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно-нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребренные блюда. Причём непременно все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.

Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
3. Объяснительный диктант
Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте.
(Раздать карточки)




№1 Куплен__ ый банан № 3 Резан__ый батон



№2 Лишён_ый шкурки №4 Варен_ый бульон
баклажан



№5 на масле жарен_ый бекон №6 протушен_ ый бифштекс



№7 в духовке пропечён_ый №8 в кастрюльку брошен_ ый
кекс чеснок


№9 курин_ые ноги №10 вялен_ые лещи



№11дроблён_ый орех №12 маринован_ый салат


Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт
(Объяснительный диктант)
Все получают карточки , записывают в неё словосочетания и объясняют правописание Н-НН.


Уникальный рецепт

Возьмите _________________________,
_________________________________,
Добавьте _________________________,
И киньте в ________________________,
На ______________________________,
Обмажьте со всех сторон.
Готов ____________________________,
________________________________ .
В ______________________________-
Приправа для ____________________ .
А пара ___________________________
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свёклу _______________________
Бросайте быстро без помех.
Ваш ____________________________
Отведать каждый рад.



4. Самостоятельная работа «моя профессия - кулинар».
Учитель. А теперь каждый из вас получит необыкновенный конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.
Наша работа состоит из двух этапов:
Выясним содержимое холодильника (конверта).
Составим рецепт вместе с другом.

5, Работа в группах (по два человека (1-2 вариант, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант)
Задание. Составьте рецепт, используя продукты, изображённые на ваших карточках (вовсе не обязательно использовать все).
6. Закрепление изученного.
Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выпол-
ним упражнение. (Тексты заранее отпечатаны, и поэтому учащиеся толь- ко вставляют буквы.)


Теперь займёмся мы столом.
Он полирван_ ый притом.
Крахмален_ая скатерть есть.
А вязан_ ых салфеток шесть.
Покрашен_ы ещё вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золочён_ые,
Ножи посеребрён_ ые.
И вот учён_ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют старин_ые часы.
У дам припудрен_ы носы.
Вот стёган_ых жилетов ряд
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зван_ых в гости удивлять.
Потрачен_о немало сил.
Хвалён_ый суп уже остыл.
Капусты квашен_ой ведро,
Мочён_ ых яблок три кило.
Свежеморожен_ый сазан,
Копчён_ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокрошен_ый банан.
Того, что съеден_о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «Одна-две Н»!
7. Подведение итогов. Награждение лучших учеников.
Учитель. Настало время подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).
8. Домашнее задание

















Теперь займёмся мы столом.
Он полирван_ ый притом.
Крахмален_ая скатерть есть.
А вязан_ ых салфеток шесть.
Покрашен_ы ещё вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золочён_ые,
Ножи посеребрён_ ые.
И вот учён_ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют старин_ые часы.
У дам припудрен_ы носы.
Вот стёган_ых жилетов ряд
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зван_ых в гости удивлять.
Потрачен_о немало сил.
Хвалён_ый суп уже остыл.
Капусты квашен_ой ведро,
Мочён_ ых яблок три кило.
Свежеморожен_ый сазан,
Копчён_ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокрошен_ый банан.
Того, что съеден_о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «Одна-две Н

_______________________________________________________________


Теперь займёмся мы столом.
Он полирван_ ый притом.
Крахмален_ая скатерть есть.
А вязан_ ых салфеток шесть.
Покрашен_ы ещё вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золочён_ые,
Ножи посеребрён_ ые.
И вот учён_ый попугай
Гостей зовёт на каравай.
Вот бьют старин_ые часы.
У дам припудрен_ы носы.
Вот стёган_ых жилетов ряд
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зван_ых в гости удивлять.
Потрачен_о немало сил.
Хвалён_ый суп уже остыл.
Капусты квашен_ой ведро,
Мочён_ ых яблок три кило.
Свежеморожен_ый сазан,
Копчён_ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокрошен_ый банан.
Того, что съеден_о давно,
Пересчитать мне не дано.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «Одна-две Н
15