Статья О ХИМИИ И СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ


Вдовина Елена Васильевна
О ХИМИИ И СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Красной нитью сквозь все темы обсуждения в профессиональных образовательных организациях проходит проблема интенсификации учебного процесса. Учебный процесс как живой организм постоянно видоизменяется: происходит переход от традиционных методов обучения и ориентация на самостоятельную деятельность обучающихся. Поэтому в качестве одного из вариантов проектирования образовательного процесса на основе современных образовательных технологий может стать модульное обучение.
Студент, например, самостоятельно или почти самостоятельно может работать по предложенной ему индивидуальной учебной программе, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Модульное обучение может включать:
- установочную консультацию;
- самостоятельную работу студентов;
- групповые практические занятия;
- индивидуальные и групповые консультации тьютора;
- выходной мониторинг – тестирование.
На установочной консультации преподаватель знакомит обучающихся с программой по дисциплине, индивидуальной учебной программой для каждого студента, выдает методические пособия, рекомендует список литературы и электронные носители; выдает задания для индивидуального выполнения и оговаривает сроки их выполнения.
Основной задачей самостоятельной работы студентов является изучение учебного материала по электронным источникам, выполнение индивидуального домашнего задания и самоконтроль при помощи тестирования.
Задания для самостоятельной работы могут быть в виде индивидуальных, групповых задач, тестов-тренингов для самопроверки, работы с учебниками и учебными пособиями в письменном и электронном виде.
Индивидуальные консультации тьютора предназначены для ответов на вопросы студентов, отсылку к нужному источнику информации, а также для осуществления текущего контроля знаний. На групповых консультациях тьютора можно разобрать трудные задачи и ответить на часто встречающиеся вопросы по теме.
Тьютор может проводить индивидуальные и групповые консультации с помощью компьютерных форумов в реальном режиме или пассивном, т.е. студент, задав вопрос, получит ответ через некоторое время.
Тестирование в конце этого модуля позволит определить уровень знаний студентов на момент окончания темы. Это существенно экономит время на проверку самостоятельных работ, исключает списывание.
Для повышения мотивации к изучению химии, а химия считается сложной наукой, т. к. требует знаний по физике и математике, иногда при иллюстрации теоретического материала или выполнения практических работ имеет смысл использовать объекты биоорганической химии. Роль растворов в жизнедеятельности организмов можно рассмотреть в теме «Растворы», обращая внимание на структурные свойства как во внутриклеточных, так и межклеточных жидкостях. В теме «Дисперсные системы» рассматриваются роль коллоидных систем и поверхностно-активных веществ (кровь, белки, живые клетки).
Дидактический принцип профессиональной направленности при подборе иллюстративного материала на теоретических и практических занятиях повышает интерес обучающихся к изучению химии, активизирует мыслительную деятельность и способствует творческому и прочному усвоению материала.