Методическая статья РОЛЬ И МЕСТО КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ


РОЛЬ И МЕСТО КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ
Рябова Л.Н., преподаватель правовых дисциплин,
Шабашова С.Г., преподаватель экономических
дисциплинГАПОУ «Колледж технического и
художественного образования г. Тольятти»
Реформирование системы образования, введение новых поколений ФГОС, использование инновационных технологий обучения и контроля знаний привлекли интерес широкой педагогической общественности к тестам. Являясь частью многих педагогических новаций, тесты позволяют получить достаточно объективные оценки уровня знаний, умений, навыков, проверить соответствие требований к подготовке специалистов, выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках студентов. В соответствии с РС и программно-педагогическими средствами тесты помогают в создании современных систем адаптивного обучения и адаптивного контроля – наиболее эффективных форм организации учебного процесса.
Закон РФ «Об образовании» в ст.32 «Компетентность образовательного учреждения» предоставляет образовательным учреждениям широкие права в организации образовательного процесса, осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Наиболее важной целью проведения контроля является мотивирование регулярной, напряженной и целенаправленной работы студентов. Как показывают наблюдения, интенсивность и регулярность работы студентов соответствует с частотой и регулярностью проведения контроля. Более того, чем чаще осуществляется контроль, тем лучше студенты адаптируются к контрольной процедуре, снижается уровень тревожности.
Другая цель осуществления контроля заключается в том, чтобы студенты могли сопоставить свою работу с требованиями преподавателя и стандартов, выявить недочеты, недоработки и, если необходимо, внести коррективы в свою работу.
Важным аспектом в работе преподавателя является использование контроля усвоения знаний, умений и навыков студентов в целях самопроверки и самооценки своей работы. Итоги контроля могут выступать одним из показателей, по которым осуществляется аттестация работы преподавателя, проводится оценка его профессиональных знаний и умений. Именно поэтому неотъемлемой частью портфолио преподавателя являются разработанные им контрольно-оценочные средства (КОСы) по преподаваемой учебной дисциплине или профессиональному модулю.
Для того, чтобы процедура и результаты контроля не вызывали сомнений у самих преподавателей, необходим контроль, осуществляемый в соответствии со следующими требованиями:
1.Оперативность получения результатов контроля.
2.Охват всех (значительной части) обучающихся группы контрольными операциями.
3.Охват контрольными операциями всего (значительной части) изученного материала.
4.Эффективное использование времени занятий, т.е. возможность за короткий срок проконтролировать усвоение знаний и умений большого количества студентов.
5.Небольшие затраты времени на выявление результатов контроля (на проверку).
В государственных требованиях к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальностям профессионального образования сформулированы требования:
- к минимуму содержания, который должны усвоить студенты в процессе профессионально-образовательной программы;
- к уровню подготовки, т.е. к уровню усвоения знаний, умений и навыков – тому, что по ФГОС называется профессиональными компетенциями.
Но как обеспечить незабывание учебной информации на последнем курсе, если ее содержание изучалось, например, на втором? Ведь профессиональные требования предъявляются к выпускнику, а не к студенту-второкурснику!
Именно поэтому учебный процесс должен предусматривать целенаправленное повторение в последующих дисциплинах материала предыдущих, таким образом роль межпредметных связей и их профессиональное обеспечение с позиций требований стандартов значительно возрастает. Более того, это повторение должно быть организовано не как механическое повторение, а с учетом материала ранее изученных дисциплин должно переводить усвоение изученного материала на более качественный уровень. Это требует совершенно иных взаимоотношений в педагогическом коллективе, где каждый преподаватель несет ответственность не только за свою дисциплину, но и за другие. Специфика педагогической деятельности в том, что вклад преподавателя в студента индивидуален, а результат коллективный. Преподаватели специальных дисциплин не могут знать все предметы учебного плана также глубоко, как свой предмет.
И в этой связи, как показывает практика, именно межпредметные связи в обучении студентов являются конкретным выражением процессов, происходящих на сегодняшний день в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовке студентов, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность предоставляет возможность применять знания, умения и практические навыки в конкретных ситуациях, при рассмотрении и изучении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной и общественной жизни, и при изучении впоследствии других смежных учебных дисциплин.
Межпредметные связи по составу показывают, что используется, передается из других дисциплин общепрофессионального и гуманитарного, социально-экономического циклов при изучении конкретной темы.
Межпредметные связи по направлению показывают, является ли источником межпредметной информации для рассматриваемой темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, одна, две или несколько учебных дисциплин; используется ли межпредметная информация только при изучении темы базовой учебной дисциплины (прямые связи) или же данная тема является также объектом информации для других тем, других дисциплин учебного плана специальности (обратные или восстановительные связи).
Временной фактор показывает следующее: - какие знания, привлекаемые из других
учебных дисциплин, уже получены студентами, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи); - какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая только ведомой (хронологические синхронные связи); - как долго происходит взаимодействие учебных тем в процессе осуществления межпредметных связей.
Такая классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом определять и внутрикурсовые связи (связи, например, между правовым обеспечением профессиональной деятельности, основами экономики, основами предпринимательства, эффективным поведением на рынке труда и даже обществознанием), а также внутрипредметные связи между темами определенной учебной дисциплины, например, между темами «Понятие юридического лица. Признаки и классификация юридических лиц» и «Порядок создания и прекращения юридических лиц различных ОПФ».
В изучении любой темы можно выделить два этапа:
Первый, подготовительный, этап обеспечивает общую ориентацию студентов в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учебной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит студентов к осознанию интегративного характера содержания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений вспоминать и использовать знания из других дисциплин, а также к пониманию того, как должна быть организована работа. В результате преподаватель вместе со студентами намечает перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.
На втором этапе в соответствии с разработанным преподавателем планом изучения темы строится следующий, основной, этап по непосредственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит преподавателя перед необходимостью более глубокого проникновения в содержание ведущих идей других смежных дисциплин, обуславливая тем самым широкие и глубокие контактные связи между преподавателями, в данном случае преподавателями правовых и экономических дисциплин.
В результате работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается только уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, совместных экскурсий, письменных проверочных работ в виде тестирования, различных конференций и мероприятий. Например, предлагается стандартизированный тест, который проводится при проверочной работе по дисциплинам «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и «Экономика предприятия».
Вариант-1
Блок А

п/п Задание (вопрос) Эталон ответа P max
Инструкция по выполнению заданий № 1-3: соотнесите содержание столбца 1 с
содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например, 1-В, 2-Б
1. Столбец 1
1. Право распоряжения.
2. Право пользования.
3. Доверительное управление. Столбец 2
А) Удовлетворение посредством вещей тех или иных потребностей, извлечение из вещей ее полезных свойств.
Б) Возможность отчуждать принадлежащее собственнику имущество, производить в нем различные изменения, обременять его залогом, сдавать внаем и т.д.
В) Передача своего имущества в управление другому лицу.
Г) Владение, опирающееся на правовое основание (титул). 1-Б
2-А
3-В 7
2. Столбец 1
1. Факторы внешней среды прямого воздействия.
2. Факторы внешней среды косвенного воздействия.
3. Основные факторы внутренней среды. Столбец 2
А) Техника, технология, организация строительного производства, персонал организация.
Б) Ресурсное обеспечение, воздействие конкурентов и потребителей, правовое обеспечение, инфляция.
В) Состояние экономики, политическая стабильность, научно- технический прогресс.
Г) Имидж фирмы, стратегия рекламы, стратегия управления. 1-Б
2-В
3-А 7
3. Столбец 1
1.Забастовка
2.Договор
3.Оферент
4.Акцептант
Столбец 2
А) Добровольный временный отказ работников выполнять свои трудовые функции;
Б) Сторона, делающая предложение о заключении хозяйственного договора;
В) Соглашение двух или нескольких сторон о возникновении и исполнении обязательств;
Г) Сторона, принимающая предложение о заключении хозяйственного договора; 1-А
2-В
3-Б
4-Г 7
Инструкция по выполнению задания №4 – 22: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.
4. Как называется оплата труда, при которой размер заработка
рабочего ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых им рабочих сдельщиков?
1. Прямой сдельной.
2. Косвенно – сдельной.
3. Сдельно – премиальной. 2 3
5. Основной документ физического лица…
1. паспорт
2. диплом
3. водительские права 1 3
6. Как называется стоимость основных производственных фондов, приведенных к условиям и ценам года воспроизводства основных фондов?
1. Первоначальная.
2. Остаточная.
3. Восстановительная. 3 3
7. Для подписания хозяйственного договора необходимы и достаточны ……
1. юридические адреса сторон
2. независимость двух сторон
3. существенные условия 3 3
8. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств определяется по формуле:
1. Коб = V / Oc.
2. Коб = V* Oc.
3. Коб = Ос / V,
где V - объем выполненных работ (выручка от сдачи работ);
Ос - средний остаток оборотных средств;
Т – длительность расчетного периода; 1 3
9. Согласно действующему законодательству трудовой договор может быть…
1. в пяти экземплярах
2. на определенный срок
3. устным 2 3
10. Как называется форма оплаты труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой?
1. Сдельная.
2. Повременная.
3. Бестарифная. 2 3
11. При нарушении обязательств по договору наступает ответственность в виде…
1. уплаты налога
2. неустойки
3. лишения свободы 2 3
12. Как подразделяются производственные фонды в зависимости от характера участия в производственном процессе и способа оборота?
1. На основные.
2. На оборотные.
3. На основные и оборотные. 3 3
13. К организационной документации относятся:
1. Устав, правила внутреннего распорядка, штатное расписание
2. указание, решение, приказ, постановление, доверенность
3. протокол, докладная записка, акт, справка, отзыв, договор 1 3
14. Какие из перечисленных элементов больше всего подвержены моральному износу?
1. Оборотные средства.
2. Активная часть основных фондов.
3. Пассивная часть основных фондов. 2 3
15. Нормальное рабочее время имеет продолжительность…часов в неделю
1. 50 часов
2. 40 часов
3. 25часов 2 3
16. Материальная ответственность работников бывает…
1. индивидуальная и коллективная
2. добровольная и судебная
3. денежная и моральная 1 3
17. Как называется часть заработной платы, назначение которой в возмещении дополнительных затрат рабочей силы из-за
объективных различий в условиях и тяжести труда (за работу в ночное время, в праздничные дни и др.)?
1. Премия.
2. Надбавка.
3. Доплата. 3 3
18. Конкуренция в предпринимательстве – это…
1. исключительное право на обладание чем-либо только одной фирме
2. непреодолимые барьеры на входе в отрасль
3. экономическое соревнование 3 3
19. Какой метод измерения производительности труда характеризует
степень выполнения норм выработки рабочими?
1.Натуральный.
2.Стоимостной.
3.Нормативный. 3 3
20. Как называется совокупность нормативных документов, определяющих различия в оплате труда работников разной квалификации?
1. Тарифная ставка.
2. Тарифная система.
3. Тарифная сетка. 2 3
21. Предпринимательская деятельность физических и юридических лиц не может осуществляться без…
1. регистрации
2. санкции прокурора
3. трудового договора 1 3
22. Как называется трудоемкость, включающая все трудовые затраты основных рабочих, сдельщиков и повременщиков?
1. Технологическая трудоемкость.
2. Производственная трудоемкость.
3. Трудоемкость обслуживания производства. 1 3
Блок Б
Инструкция по выполнению заданий №23-30: В соответствующую строчку бланка ответов запишите краткий ответ па вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.
23. Предметом хозяйственного договора является… товар 2
24. Превышение доходов над расходами. прибыль 2
25. «Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц называется...». закрытым акционерным обществом 2
26. В течение какого времени осуществляется государственная регистрация юридических лиц? 3-5 дней 2
27. Основные элементы собственности – это… владение
распоряжение
пользование 2
28. «... …- это соотношение численности различных категорий работающих». структура кадров 2
29. Как называется совокупность нескольких рабочих приемов, объединенных в определенной последовательности и выполняемых на одном рабочем месте? рабочая операция 2
30. Определите, где должен быть рассмотрен трудовой спор об оплате вынужденного прогула?
В гражд.суде2
Критерии оценок:
«5» (отлично) = 94 ÷ 84 баллов (100% - 80%)
«4» (хорошо) = 83 ÷ 75 баллов (79% - 60%)
«3» (удовлетворительно) = 74 ÷ 65 баллов (59% - 40%)
«2» (неудовлетворительно) = 64 балла и ниже (от 39% и ниже)
Таким образом, с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и разрешения сложных проблем реальной жизни. Именно поэтому эти связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.
Из всего сказанного следует, что ведение ФГОС обостряет проблему не только объективизации контрольных процедур и структурирования содержания обучения по его значимости для специалиста, но и прочности усвоения. Одним из направлений их решения может быть именно комплексное применение тестовых материалов, которые позволяют:
- Обеспечить объективизацию контрольных процедур во время обучения;
- Повысить уровень усвоения;
- Обеспечить регулярное, приемлемое повторение с учетом внутри- и межпредметных связей, что обеспечивает требуемую прочность знаний.
Многие тестовые способы контроля и методика применения тестовых материалов,
практика их использования направлены на контроль, на его объективизацию, оценку того, что студент уже усвоил. Инновационные же технологии ориентируют на иное применение тестовых материалов: не оценка усвоенного, а выявление неусвоенного, причин неусвоения, непонимания и недопонимания, устранение пробелов в знаниях, - таким образом, данная методика применения нацелена не на контроль, а на обучение и развитие.
Основными направлениями использования тестовых материалов являются:
Входное тестирование, позволяющее судить о степени подготовленности студентов,
пробелов в знаниях и позволяющее спланировать программу работы как со студентом, так и студенту для обеспечения требований ФГОС;
Выходное тестирование, позволяющее объективно оценить и результаты работы
студента и преподавателя, и эффективность образовательного процесса в виде используемых методов обучения и развития;
Вспомогательный (корректирующий) контроль усвоения знаний позволяет
преподавателю выяснить непосредственно в ходе занятия, насколько доходчиво и понятно излагает он информацию, доступна ли она студенту, оценить степень понимания учебного материала и прямо на занятии устранить это непонимание или недопонимание;
Текущий и рубежный контроль, но с главной функцией не контроля, а обучения.
Указанные виды контроля нацелены не на выявление знаний студента и их оценивание, а на выявление причин незнания, устранение пробелов в знаниях;
Самооценка степени понимания изучаемого материала в процессе самоподготовки
или самообразования;
Обеспечение систематического повторения и контроля степени понимания ранее
изученного материала в плане как внутрипредметных, так и межпредметных связей. В этом случае можно использовать как тестовые материалы по другим предметам, так и интегрированные, составленные преподавателями совместно.
И, наконец, необходимо отметить как недостатки тестовых способов контроля, так и их достоинства. Серьезными недостатками тестового контроля являются большая вероятность угадывания правильного ответа, использование при сдаче тестов гаджетов с выходом в Интернет, а также слабое развитие внешней устной речи у студентов. Эти недостатки в большей мере формируют негативное отношение к тестам.
В инновационных технологиях показаны направления снижения вероятности угадывания через обучающее содержание тестовых материалов и введение не одной альтернативы, а нескольких. А также имеются методики использования тестовых материалов, напротив, способствующие развитию внешней устной речи путем таких заданий, как объяснение правильности своего решения, сравнения с другими, доказательства своей точки зрения. Основными достоинствами тестового контроля являются его наибольшая объективность и возможность оперативного, непосредственно в процессе занятия, получения результатов контроля образовательной деятельности студентов, что позволяет несколько по-иному посмотреть на место тестового контроля в образовательном процессе в современных условиях.