Презентация по литературе СПО на тему: Роман-антиутопия Мы


Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика. Е. Замятин «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благо-душные чиновники, а безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари, скептики. А если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным, тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло. Статья «Я боюсь». Современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей.«Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»!Опубликован в России роман был в 1988 году. Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”. В июне 1931 года писатель обращается к Сталину с письмом: «Я прошу разрешить мне выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». “Мы” - первый роман – антиутопия, предупреждение об опасностях на пути реализации социалистических идей. «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы. «Утопия» (1516г.)Томаса Мора Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. «Город Солнца» (1623г.) Томмазо Кампанелла «Города Солнца» Кампанеллы во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством. Утопия (от др.-греч. τοπος — «место», υ-τοπος — «не место», «место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. Характеризуется верой автора в безупречность модели.«Утопия» — роман Томаса Мора, 1516 год. От него произошло название литературного жанра. "Мы – от бога, я - от дьявола?!" «Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…»Н.А. Бердяев«Своя воля лучше». Ф.М. Достоевский«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари…» Е. И. Замятин Антиутопия (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техноген-ная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов. Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасности. Роман «Мы» написан в 1920г. Произведение, вызвавшее живой интерес, распространялось в списках. Его узнали и за границей. В 1924г. Замятин принимает предложение о переводе романа на английский язык и его публикации в Нью-Йорке. Вскоре появились переводы на чешский и французский языки. русский текст опубликован в 1952году,но снова в США. И лишь в 1988году, почти 70лет спустя после его написания, роман вышел в России. Роман “Мы” - антиутопия? Или это страшная реальность? О чем этот роман? это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле,это роман о счастье, каким его представляют люди в 28-м веке,это роман о бездуховном обществе,это роман о любви и предательстве,это роман о тоталитаризме,это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор. Мы — роман-антиутопия Евгения Замятина с элементами сатиры (1920 г.). Действие разворачивается в двадцать девятом году. Роман имеет некоторые особенности: описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами: мужчины – нечетные числа, согласные буквы(R-13), а женщины-четные, гласные(О-90, I-330), государство контролирует даже интимную жизнь).Отклонение от обычной псевдоточночти (затерянный во времени и пространстве мир.) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Жанр романа диктовал выбор сюжетного приема, особенности композиции. В чем они заключаются? Повествование представляет собою конспектные записи строителя космического корабля . Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. «Колокол. Зеркальное море. Мне вечно гореть». «Желтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа».«Авторский долг. Лед набухает. Самая трудная любовь».Что обозначают данные названия? Первые предложения обозначают микротему главы, а последнее указывает на ее идею. Как заявлена тема «мы» в начале романа? Главный герой говорит о себе, что он только один из математиков Великого Государства.«Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю — точнее, что мы думаем (именно так — мы, и пусть это «Мы» будет заглавием моих записей)». Тоталитаризм (от итал. totalitario) —политический режим, характери-зующийся крайне широким (тотальным) контролем госу-дарства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Признаки тоталитарной системы:Всеобщая государственная идеология.Система насилия.Отсутствие реальных прав и свобод человека.Контроль над всеми сферами жизни общества. Е.Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного. Но оказывается, что это модель тоталитар-ной системы. «Идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. «Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь» Е.Замятин). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением. Но не менее важным в жизни человека является начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее “я”, личность, “субъективный мир человека”, — одним словом, индивидуальное. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ века. Писатель призывал современников к бдительности: растоптав индивидуальное начало человека (“я”), посредством чрезмерного развития социального начала (“мы”), технократически отделив себя от всей остальной Природы и Космоса, человек скорее деградирует, чем обретает истину существования. Предметом изображения Е. Замятиным в романе «Мы» является далекое будущее, XXVI век, утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим, «математически безошибочным счастьем», где живут нумера. «Мы» - единое государство, две чаши весов: на одной - государство, на другой - личность. «мы» «я» В этом государстве «мы» и «я» на разных чашах весов, они противопоставлены друг другу. Модель Единого Государства. Благодетель Идеология Аппарат властиБюро Администрации Бюро Хранителей Бюро Медицинское Бюро Сексуальное Люди Благодетель Бюро Хранителей Часовая Скрижаль Глава государства Полицейская система Сердце и пульсЕдиного Государства Нумера Низшая ступеньЕдиного Государства Зелёная стена - нерушимая граница Единого Государства Музыкальный завод («Механический марш») Личное время Институт Государственных Поэтов и Писателей Государственная Газета Единая Государственная Наука Наука и искусство Дети воспитываютсяв Детском вос-питательномзаводе Устройство Единого Государства Олицетворением миропорядка является Бюро Хранителей – мощный и репрессивный аппарат, который позволяет удерживать власть Благодетеля. Служение Единому ГосударствуРационализмМатериальный расчётВрожденные инстинктыСмирениеЕдиногласиеБезликостьВинтик в системе Повиновение государству Аппарат власти на страже тоталитарного механизма. Бюро администрации следит за соблюдением обязательного распорядка.Все нумера ведут строго регламентированную Часовой Скрижалью жизнь: в одно и тоже время встают,начинают и кончают работу, выходят на прогулку, отходят ко сну. Бюро хранителейХранители – шпионы. Граждане Единого Государства живут в стеклянных,прозрачных домах,чтобы агенты всегда могли видеть, чем они заняты. Бюро медициныКоллектив этого органа лечит нумеров от болезней, мешающих счастью.Такой болезнью становится фантазия.В финале романа все жители Единого Государства подвергаются операции по выжиганию фантазии Х-лучами. Бюро сексуальноеСледит за соблюдением материнской и отцовской норм. Семья заменена талонным правом: «Всякий из нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на любой нумер» Итак, всеобщее счастье – не счастье каждого человека ,а его подавление, уравниловка, а то и физическое уничто-жение. У нумеров не может быть инди-видуальности, они лишены почти всего человеческого, кроме рассудка. В Едином Государстве все заменено: Музыка - марш Музыкального заво-да, а литература – славословие режима и Благодетеля, здесь «приручена и оседла-на , когда-то дикая, стихия поэзии» Воспитание детей подконтрольно Детско-воспитательному заводу, где внушают, что счастье – «идеальная несвобода». Таким образом, тоталитар-ная система – это послушание, предан-ность режиму человека, шаблонность мышления и т.д. «Подчинив себе Голод, Единое Государство повело наступление против другого владыки мира — против Любви. Наконец, и эта стихия была тоже побеждена». Нет страданий из-за неразделенной любви. Любовь осуществляется по розовому талончику, за опущенными в стеклянном доме шторами, в строго определенное время, по предварительной записи на партнера. Регулируется деторождение, и воспитание детей Государство взяло на себя: существует Детско-воспитательный Завод. (На нем работает Ю, которая считает, что «самая трудная и высокая любовь — это жестокость»). Каждый год в День Единогласия, конечно, единогласно избирается Благодетель. «Мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья». Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Состояние выбора. «МЭФИ». В Едином Государстве находятся люди, несоглас-ные с режимом. Они называют себя «МЭФИ». Это отважные, решитель-ные, волевые, сильные люди, способные на рево-люцию, ради собственной свободы. Одним из членов является I-330. Кто же не удовлетворен был таким всеобщим счастьем? O-90 -постоянная партнерша Д-503 I-330 - член «Мефи», планирует захватить «Интеграл»R-13 - поэт, член «Мефи»доктор из Медицинского Бюро I-330 и Д-503. I-330 ставит Д-503 перед выбором. Служить «мы» или выбрать «дикую» свободу, как нравственную так и физическую. Эволюция Д-503. Восхищение «мы» Символический жизненный идеал – прямая линия. Рационализм, логичность, четкость. Любовь к I-330. Появление души Герой сломлен тоталитарной системой С приходом в жизнь Д-503 любви он освобождается от духовного, физического рабства, происходит переворот в сознании. Герой теряет веру в любовь, не выносит нравственных мучений, не свойственных единому организму под названием «мы» КОНФЛИКТ С Е.Г. И С А М И М С О Б О Й В Едином Государстве душа появляется не только у Д-503, не зря врач из Медицинского бюро говорит об эпидемии души. Судьбы всех героев, пытающихся вырваться из рабства, трагичны. Д-503 вырезает фантазию.I-330 погибает под газовым колоколом.R-13 погибает на Дне Единогласия.О-90 уходит в неизведанный мир «дикой свободы» Одна из главных мыслей Замятина: что будет с человеком, если он, поклоняясь абстрактно-разумной идее, добровольно отказывается от свободы и ставит знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Когда индивидуальное сознание героев растворяется в «коллективном разуме» масс. Евгений Замятин изображает борьбу между внутренними стремлениями человеческого духа, проецируя её на евангельский сюжет. В романе 40 записей. 40 - число сакральное: сорок дней продолжалось искушение Христа в пустыне, сорок дней продолжается Великий пост накануне Пасхи, сорок дней не покидает душа умершего землю - столько времени требуется для перехода из состояния земного в астральное. Сорок дней в судьбе Христа - это история преодоления им сил земного притяжения. Сорок дней в истории Д - 503 - история обретения и утраты им живой души, своего «я», история его окончательного уподобления машине - все «нумера», которым удаляют фантазию, воображение становятся не бого, а машиноравными. Введение библейского сюжета подчёркивает трагическое восприятие Замятиным возможности духовного воскрешения личности. Действие романа, перенесённое на несколько столетий вперёд, происходит в некоем Едином Государстве, укрытом от «дикого» пространства Зелёной Стеной, отлитой из «самого незыблемого, вечного стекла», в момент, когда жителям фантастического города предстоит выйти за пределы своего пространства и «благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах».Мотив стекла символизирует сочетание вынужденной «публичности» существования, жизни с разъединённостью людей, так как стекло не только открывает глазу жизнь другого, но и служит невидимой границей, преградой - кажущаяся доступность взгляду не означает родства, даже простого знакомства. Единое Государство Цель Единого Государства – постройка Интеграла, для покорения Вселенной Четко понимают свои задачи и свой долг перед государствомИсполняют свою работуОсознают, что благо государства = благо народа ДисциплинированностьСознательностьЦелеустремленность Верховный Правитель – всегда правОбраз жизниНе думают, а исполняютНе воспринимают чувстваНе понимают искусствоВсе готовы положить ради цели Отсутствие собственного мненияСтадностьЗапрограмированностьБесчувственностьОтсутствие творческого мышленияФанатизм Примеры Положительные черты характера Примеры Отрицательные чертыхарактера Граждане Единого Государства Гражданин – машина, в которой вымирают остатки чувств Хрупкость мотивирует мотивы упрощения: номер, вместо имени, серо-голубая юнифа в качестве одежды для всех, прогулки в шеренгах, любовь по розовым талонам - таково гротескное выражение идеи упрощения, на основе которого оказывается возможной организация, с помощью которой «стеклянный» - хрупкий, искусственный - мир защищает себя от гибели, подобно тому, как это делает, согласно версии русской литературы, «самый уменьшенный» город русской истории Чем мельче жители, тем более великой им кажется империя Символы Легко управляемые, не отличающиеся друг от друга граждане никаких тайн, никакой личной жизни, все открыто и максимально прозрачно Неспособность мыслить, отсутствие фантазии- Отсутствие чувств, восприятия прекрасного- Распространение идеологии ЕГ по всему миру Номера Стеклянные дома Отсутствие сновидений Душа – болезнь- Строительство интеграла Значение Символы Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное — они стали... “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или отдыхать. Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями. Там светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных запахов, земля пружинистая и неровная. Ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя. Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия. Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: “Как свечки, — в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зелёные фонтаны”. В мифах дерево выступает в двух формах — древо жизни и древо познания. Свеча, с которой Д-503 сравнивает дерево, означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, центром вращения которого является паук — потенциальный источник смерти. Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак болезни Города: “...томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтёт сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь...” Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на “Энциклопедию символов, знаков, эмблем”, мы выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово:М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала;Е — символ окна;Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа;И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу. Главный герой романа – Д-503 Знаменательно, что первый раз он ощутил себя как «я», отделенное от «мы», от всех. Любовь делает человека индивидуальностью. Любить «как все» нельзя. «До сих пор мне все в жизни было ясно. А сегодня Не понимаю». И далее последует череда поступков, которые Д-503 сам себе объяснить не может. Назовите их. Череда поступков Это первое посещение Древнего Дома. Насмешливый тон I-330. Обещание через знакомого врача выдать удостоверение, что Д-503 был болен. Толкает на обман? Он обязан донести на нее, сделать заявление в Бюро Хранителей. Но не идет туда, сам себе удивляясь: «Неделю назад — я знаю, пошел бы, не задумываясь. Почему же теперь?.. Почему?» Кстати, O-90 осмеливается говорить о Хранителях как о шпионах. И все-таки Д-503 подходит к Бюро, куда ходят люди, «чтобы совершить подвиг, чтобы предать на алтарь Единого Государства своих любимых, друзей — себя». Но что-то в последний момент останавливает его. Как сам Д-503 ощущает двойственность своего сознания, восприятия действительности? «Что со мной? Я потерял руль. Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет, — и я не знаю, куда мчусь: вниз — и сейчас об земь, или вверх — и в солнце, в огонь?» Происходит раздвоение «я». Причем, если одно «я» — то, которое часть «мы», ему знакомо, то второе — нет. «Если бы знать: кто — я, какой — я?» Инженер Д-503 ведет конспект своей жизни в тоталитарном «Едином Государстве». В начале Д-503, один из многих нумеров, с восторгом описывает организацию — основанную на математике — жизни общества. Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, розовыми билетами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и всемогущего «Благодетеля». Но после встречи с революционеркой I-330 его жизнь сильно меняется. Итак, надо сделать выбор. Какое решение примет Д-503, устав мучиться? Он идет в Медицинское Бюро. И узнает от врача, что у него, вероятно, «образовалась душа». Ответ найден. В бездуховном обществе жить спокойно может, конечно, только тот, у кого нет души. «Это странное, древнее, давно забытое слово». Какое событие романа вы назвали бы кульминационным? Вершиной повествования становится запись о событиях, произошедших в День ежегодных выборов Благодетеля. Это событие станет наиглавнейшим и в жизни Д-503. Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш” Помощники Благодетеля = инквизиция Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник” Любовь = жестокость Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье = несвобода Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного”Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли” Душа = холера Запись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…” Икона = Скрижаль Бог = Благодетель Так в конце романа Д - 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «тро-екратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фанта-зией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы. I-330 (I) Героиня романа Е.И. Замятина «Мы», женский «нумер»,«демони-ческая» соблазнительница глав-ного героя. Характерны черты внешности: «тонкая, резкая, упрямо- гибкая, как хлыст», фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, «острым углом вздернутые к вискам брови». Героиня вопло-щает «архаические», с точки зрения Единого Государства, представления о любви — страстной и мучительной. О О О О-90 (О) Внешность героини ассоциируется с ее «именем»-инициалом: она небольшого роста, «круглая», розовая и синеглазая — напоминающая ребенка. С самого начала в характере героини подчеркнуто доминирующее качество: она во власти материнского инстинкта и страстно хочет иметь ребенка, на что не имеет права по законам Единого Государства. Становится и жертвой I- 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символи-зирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противосто-яние злу в эпоху крушения гуманизма - трагическое противостояние. Какова идея романа? Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Автор своим романом утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного. И сегодня мы думаем над вопросом: каким должно быть государство и личность в нем? Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? В конце романа писатель оставляет нам надежду: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену. Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”. Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру. Роман « Мы» приобретает статус прогноза, «романа – предупреждения». Он вселяет надежду в читателя, что жизнь продолжается, и утверждает : тоталитаризм и жизнь, тоталитаризм и человек несовместимы. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию. Как вы считаете, может ли эта фраза стать разгадкой к творчеству и личности Е.Замятина? «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». 1. В каком году впервые был опубликован .роман «Мы», на каком языке? 2. Какой «нумер» имел главный герой романа Е. Замятина «Мы»? 3. Какой производительностью обладал «недавно изобретенный музыкометр» (Конспект, запись 4-я)? 4. Кто такой Мефи? 5. Какое «медицинское средство» было использовано Единым Государством в борьбе с инакомыслием? 6. Назовите другую (не литературную) профессию Е. Замятина. 7. Кем был по профессии главный герой романа «Мы»? 8. Что такое «материнская» и «отцовская» нормы в Едином Государстве? 9. В течение какого времени «нумер» должен был явиться в Бюро Хранителей для дачи показаний в случае обнаружения чего-то незаконного? 10. Опишите устройство и принцип работы Газового Колокола.11. Какую болезнь обнаружил доктор у главного героя в Медицинском Бюро? 12. Был ли, на ваш взгляд, образ главного героя романа «Мы» автобиографичным? 13. Какой материал используется при строительстве зданий в Едином Государстве и почему? 14. С каким праздником древних ассоциировался у «нумеров» Единого Государства День Единогласия? 15. Какую почетную обязанность исполнял Благодетель в день Праздника Правосудия? 16. Какую роль играла Скрижаль в жизни гражданина Единого Государства? 17. Кто такой R-13? 18. Можно ли сказать что роман «Мы» написан эзоповым языком? 19. Как называется книга воспоминаний и критических статей, изданная после смерти Е. Замятина его женой? Кто ее герои? Домашнее задание А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества.Повесть «Котлован». История создания повести. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя в повести «Котлован». Использованные ресурсы Евсеев В.Н. Художественная проза Евгения Замятина: проблемы метода, жанровые процессы, стилевое своеобразие. М., 2003;Нянковский М.А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина "Мы"("Литература в школе", 1998 г. № 3-4 ).Урок в формате А4 titles.php?lt=199&author=36&dtls_books=1&title=644&submenu=2 Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Роман Е. Замятина "МЫ" http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htmПредчувствие тоталитаризма. Из материалов к уроку по роману Е.Замятина «Мы» http://lit.1september.ru/article.php?ID=200300904 http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/4.htm * СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ