Неклассическая (компетентно-контекстная) модель учебно-образовательного процесса: утопия или реальность?

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области






Статья



Неклассическая (компетентно-контекстная) модель учебно-образовательного процесса: утопия или реальность?










Автор: Михеева Л.Е.,

учитель начальных классов высшей

категории ГБОУ СОШ №1 с.Приволжье













2014год с. Приволжье



Киселёва Л. И.
Неклассическая (компетентно-контекстная) модель учебно-образовательного процесса: утопия или реальность?


XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. В настоящее время учителю предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Однако, изменив содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Формирование творческой личности, одна из главных задач в модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Цели образования 21 века – уметь жить, уметь работать, уметь учиться непрерывно: учиться всю жизнь. Современная идея непрерывности образования - это основа неклассической модели учебно-образовательного процесса и это не утопия, а реальность, это самореализация личности в процессе всей жизни, в условиях постоянного изменения социально-экономических отношений, когда знания становятся капиталом. И, чтобы суметь воспользоваться этим капиталом, необходима активная, творческая позиция, деятельность, связанная с умением справляться не с известными ситуациями, а способности полагания себя в будущем. Утопией традиционного образования является ограничение развития возможности самореализации в условиях кризиса. Человек, который вчера был образован, по сегодняшним меркам не образован и плохо приспособлен к жизни в реальности, и если он не займётся самообразованием, завтра он может быть непригоден. Добывание личностных знаний, реализация жизненного проекта - реально только в неклассической модели учебно-воспитательного процесса. Только новая модель может обеспечить потребности информационного общества в качественном образовании.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Но информация это ещё не знания. Информация приобретает статус знаний, если проходит через собственную мысль человека и становится осмысленной. На её основе выполняются теоретические и практические действия, поступки. (Пример: устно знаю, решать не могу.) В рамках неклассического обучения важно не только открывать знания, что было и в традиционном обучении, а умение преобразовывать знания в личностно-значимые способы деятельности, а это уже непрерывный процесс творческого развития личности и общества в целом, это не навязывания « прошлого», это «диалог поколений», что так актуально в современном обществе.
Работая в системе традиционного обучения, признавая урок в качестве основной формы обучения, приходится постоянно искать пути его дальнейшего совершенствования, участвовать в эксперименте реализации компетентностно-контекстной модели учебно-воспитательного процесса, ведь приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход. Компетенция-результат образования. Формирование компетенции- результат деятельности, что может дать только контекстное обучение, когда обучающиеся получают опыт решения проблем на основе знаний, когда информация превращается в личное знание обучающегося.
Развивать учащихся по современным требованиям реально , работая только по-новому , научившись работать в компетентностно-контекстной модели учебно-воспитательного обучения, проектирования практики обучения в рамках непрерывного образования.
Одним из принципов контекстного обучения, изложенным А.А. Вербицким , является проблемность содержания обучения и процесса его развёртывания в образовательном процессе, когда проблемная ситуация становится единицей мышления и основа диалогического общения и межличностного взаимодействия в процессе обучения.
Стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой - либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится деятельности. Урок нацелен на поиск, анализ , интерпритацию, самооценку. Организуется групповая и индивидуальная форма работы.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             
                          
Проблемное обучение
вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
способствует развитию познавательной активности;
осознанности знаний;
предупреждает появление формализма, бездумности;
обеспечивает более прочное усвоение знаний;
делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
В традиционном обучении деятельность- репродуктивная, ограниченная, нацеленная на воспроизводство материала.
Реализовать по-новому принцип проблемности, как движущей силы развития личности, реально только в неклассической модели учебно-воспитательного процесса.
На любом современном уроке невозможно обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В этом его актуальность.
Этапами проблемного урока являются: создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Центральным звеном является проблемная ситуация, где есть «коллизии», которые решаются в совместной деятельности. Единицей общения в контекстном обучении является диалог, который развивает речь и мышление человека.
Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения- задача учителя. Как строится диалог в проблемном обучении?
Русский язык.
Лось-б.,..з. Почему не совпадает количество букв и звуков?
Ёж-б.,.з. А теперь почему звуков больше, чем букв?
Ель-б.,..з. Почему количество букв и звуков совпадает?
Какие буквы звуков не обозначают? Какие буквы могут обозначать два звука?
Окружающий мир.
Могут ли встретиться белый медведь и пингвин?(мнения детей)
Что нужно, чтобы они встретились?(жить рядом). Так что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос?(где они живут) Где мы можем добыть эту информацию?(в учебнике) Так давайте прочитаем. Так кто же был прав?
Математика.
8+1 1+8 Посчитайте.
5+2 2+5 Назовите компоненты. В чём различие? Что общего?
6+3 3+6 Почему значение суммы не изменяется? Давайте проверим, правы ли вы? (читают по учебнику). Зачем нужно знать переместительное свойство? (легче считать).

Эта модель наиболее перспективная, осознаётся обществом, внедряется в практику школ и в будущем, я думаю, будет массовой, потому что родители ищут благоприятную, комфортную образовательную среду, где бы мог ребёнок реализоваться.
В ходе проблемного обучения учащиеся получают опыт решения задач, проблем, посредством механизма деятельности. И если в традиционном обучение это просто учебная деятельность, то компетентностно-контекстная модель способствует формированию УУД-это познавательная, коммуникативная, личностная, регулятивная деятельность.
В заключение хочется сказать, что неклассическая модельучебно-воспитательного процесса в частности компетентностно-контекстная не утопия, а реальность, при условии готовности педагогов , желающих работать по- новому, к реализации. Учитель сам должен совершенствоваться, искать новые знания, научиться проектировать образовательную среду ребёнка, класса, школы. Сегодня это реально, и не подлежит обсуждению. Всё новое - воспринимается тяжело. Однако наши учителя-экспериментаторы участвуют в научно-практических конференциях, посещают семинары, на которых обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы. Важной формой обучения являются уроки(«творческие мастерские»), проводимые учителями для отработки технологии.
Эффективность и реальность компетентностно-контекстной модели
обучения определяется педагогическим мастерством учителя, грамотной реализацией принципа проблемности в содержании, организацией правильного диалога с учащимися, универсальной учебной деятельностью на уроке в противовес пассивному слушанию, личностно-смысловому отношению обучающихся. Чем выше разговор(внутренний и внешний диалог), тем эффективнее обучение.
И ещё раз хочется подчеркнуть: компетентностно-контекстное обучение
это реальность, а не утопия.






















Литература.

Вербицкий А.А. Школа контекстного обучения как модель реализации компетекстного подхода/А.А.Вербицкий, О.Б. Ермакова/ Педагогика, 2009,№2.-с.12-18.
Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова.- М. : Логос, 2009.-336-339с.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115













15