Выступление на педагогическом совете Концепция математического образования в РФ


Концепция развития математического образования в РФ
Учитель математики Пугачева О.С.
Слайд 2. Концепция развития математического образования в РФ утверждена распоряжением Правительства РФ №2506-р от 24 декабря 2013 года.
Слайд 3. Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки.
Слайд 4. Проблемы математического образования
1. Проблемы мотивационного характера
Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.
2. Проблемы содержательного характера
Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования.
Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся.
3. Кадровые проблемы
Слайд 5. Цели и задачи концепции
Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.
Слайд 6. Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности);
обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей";
Слайд 7. обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
повышение качества работы преподавателей математики, усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;
Слайд 8. поддержка лидеров математического образования;
обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
популяризация математических знаний и математического образования.
Слайд 9. Жизненная важность математического образования для России
"Надо развивать наши сильные стороны. У нас в стране – традиционно сильные математические школы в университетах и РАН. Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества." В.В. Путин (предвыборная статья, 2012)
Слайд 10. Математическая деятельность
Слайд 11. Почему математика?
Математическая деятельность, включая ИТ ,
крупнейший и наиболее быстро развивающийся сектор мировой экономики.
Высокий уровень специалистов по математическому моделированию существен для большинства современных научно-технологических отраслей.
Математическое образование – основа подготовки специалистов для самых перспективных карьер и инновационной деятельности
Слайд 12.
Инвестиции в сферу математической деятельности – минимальны.
Математическое производство мало зависит от сырьевых рынков и от импорта технологии.
Традиции России, как великой математической державы, культура математического образования.
Математики российского происхождения все еще занимают ведущие мировые позиции. Их потенциал может быть использован внутри России.
Слайд 13. Знаковые события в образовании
• ФГОС
• Закон об образовании в РФ
• Профессиональный стандарт педагога
• Концепция развития математического образования
• Концепция поддержки развития педагогического образования
• Стратегия развития отрасли информационных технологий
Слайд 14. Уровни математического образования
Закон об образовании в РФ
▫ Дошкольное
▫ Начальное
▫ Основное
▫ Среднее
▫ Среднее профессиональное
▫ Высшее
▫ Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации
Слайд 15. Математическое образование в начальной школе
Современное содержание математического образования в начальной школе базируется на фундаментальных понятиях математики и информатики:
• символа, совокупности, цепочки и основных операциях над ними,
• понятиях логики (истинность, всеобщность, существование),
• алгоритмики (выполнение, построение алгоритма).
Слайд 16. Наглядность, самостоятельная деятельность, эксперимент, самостоятельные открытия
• Расширение спектра деятельности
• Реальные и виртуальные среды
• Современная математика и информатика
• Занимательные задачи
• Пересчет , игры
• Математический язык; понимание сути
Слайд 17 . Основное общее и среднее образование
Математическое образование должно:
предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;
Слайд 18. обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;
Слайд 19. обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
Слайд 20. Математическая компетентность
• Математическая компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, относящихся к области математики, и способность их применять.
• Математическая компетентность формируется и используется в различных школьных предметах, а также вне школы: в результате изучения популярной литературы, в повседневной практике.
• Формирование математической компетентности является сферой общей ответственности.
Слайд 21. Информатика
• Исходно – математический предмет
▫ Информатика и технология
▫ Математика и информатика
• В начальной школе:
▫ Информатика: база современной математики
▫ ИКТ осваивается во всех видах деятельности
Слайд 22. • Основная школа:
▫ ИКТ- продолжение освоения в предметах, в том числе – инструменты математической
деятельности (визуализация, эксперимент…),
▫ Математическая дисциплина
▫ Социальные аспекты
Слайд 23. Формирование математической компетентности: зоны ответственности
▫ Учитель математики: алгебра, геометрия, тригонометрия, комбинаторика, теория
вероятностей, начала анализа.
Слайд 24. Учитель информатики: логика, дискретная математика, включая комбинаторику, алгоритмика, анализ массивов данных.
Слайд 25. Учитель физики: реальная математика, операциональное освоение векторов,
тригонометрических функций в физических приложениях, содержательное освоение понятий математического анализа, статистика: измерения и сбор данных, визуализация.
Слайд 26. Реализации концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.