Исследовательская работа Образ Снегурочки в литературе и музыке


Образ Снегурочки в литературе и музыке
Болдырева Дарья Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Ашуркина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№6, г.Губкинский
КлименкоТатьяна Викторовна,
учитель музыки и искусства МБОУ СОШ№6, г.Губкинский
г.Губкинский
2012
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………………………….3
2.«Родословная» Снегурочки………………..…………………………………………….4
3.Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского…………………………………………5
4.Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова ………………………………12
5.Заключение………………………………………………………………………………14
6. Список используемой литературы…………………………………………………….15

Образ Снегурочки в литературе и музыке
Болдырева Дарья Сергеевна
Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Губкинский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Введение
На первый взгляд, Снегурочка – это лишь сказочный образ из детских сказок, новогодних праздников. Заканчивается детство, и эта сказочная девочка остается в прошлом. Но на самом деле это не так. Снегурочка стала главной героиней пьесы А.Н.Островского «Снегурочка», оперы Н.А.Римского-Корсакова, музыки к спектаклю П.И.Чайковского, картин В.Васнецова, М.Врубеля, Б.Кустодиева, костюмов и декораций в исполнении Н.Рериха, В.Васнецова.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что образ Снегурочки недостаточно изучен. Данное исследование позволит прикоснуться к произведениям русского искусства.
Тема работы: «Образ Снегурочки в литературе и музыке»
Цель работы: исследовать образ Снегурочки в литературе и музыке
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Познакомиться с произведениями о Снегурочке, выявить сходства и отличия.
3. Подготовить материал для урока внеклассного чтения.
Гипотеза: фольклорный образ Снегурочки получил творческое развитие в литературе, музыке, живописи .
Объект исследования: пьеса А.Н.Островского «Снегурочка», опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Предмет исследования: образ Снегурочки.
Методы исследования: анализ литературного произведения, музыкального произведения, сравнительный анализ, обобщение, анкетирование учащихся, подготовка материала для урока внеклассного чтения.
Родословная Снегурочки
Существует неподтвержденная версия, будто прообразом Снегурочки является языческая богиня зимы и смерти Кострома.
По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы крестьяне топили в реке или сжигали. Интересно, что слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. Этот обряд очень похож на уничтожение весной чучела Зимы- Марены. Позднее он трансформировался в сожжение в последний день масленичной недели чучела Масленицы.
К сожалению, славянская мифология была практически уничтожена церковниками, и установить истоки образа Снегурочки не представляется возможным.
Тем не менее, А.Н.Афанасьев, известный фольклорист, провел первоначальное исследование народных сказок о Снегурке.
В русской народной сказке Снегурочку вылепили из снега старик со старухой, у которых не было детей. Росла Снегурочка на радость старикам. Но с приходом весны она вдруг запечалилась. За весной и лето пришло. А Снегурочке по – прежнему невесело. Пошла она с подружками в лес. Разложили они костер, стали над огнем прыгать. Прыгнула и Снегурочка и вдруг растаяла, превратилась в белое облачко.
А.Н. Островский пишет в 1873 году пьесу «Снегурочка». Н.А.Римский-Корсаков сочиняет на основе весенней сказки А.Н.Островского оперу, декорации и костюмы к которой создает В.М.Васнецов.
В разработку внешнего образа Снегурочки внесли свой вклад великие художники Н.Рерих, М.Врубель.
Таким образом, Снегурочка стала достоянием русского искусства и, может быть, ее образ получит творческое развитие в будущем.

Образ Снегурочки в пьесе А.Н.Островского
Из введения мы поняли, что образ Снегурочки существовал в русских народных сказках. А.Н.Островский делает Снегурочку главной героиней пьесы, но вносит в ее образ много нового.
А.Н.Островский уточняет жанр своей пьесы – «весенняя сказка». Но эта сказка, я считаю, не детская.
Рассмотрим, подробнее образ Снегурочки.
Рождение Снегурочки. В пьесе Островского Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
А.Н.Островский Русская народная сказка
Весна- Красна
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка.
В глухих лесных трущобах, В нетающих лядинах возращает Старик свое дитя. Любя Снегурку, Жалеючи ее в несчастной доле, Со старым я поссориться боюсь; Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Какой смысл внес А.Н.Островский в развитие образа Снегурочки, сделав ее дочерью Мороза и Весны Красны?
Мороз и Весна – это контрастные образы.
Мороз Весна
Появление Мороза
Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне. Появление Весны-Красны
Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.
Зло Добро
«Сердечная остуда» «Сердечное тепло»
Неподвижность, скованность, оцепенение Творческое живое начало
Опера Римского-Корсакова
Сурово и глухо звучат басы. Грозная, отрывистая, чуть встревоженная мелодия темы Опера Римского-Корсакова
Сквозь трепещущие мотивы птичьего голоса ( петушиный крик) слышится светлая, ласковая, полная тепла и жизни мелодия Весны. Поначалу ее музыка как бы сливается с голосами природы, напоминая птичьи весенние зовы. Но вот из радостного щебета вырастает певучая, пленительная мелодия виолончелей.
Счастье в том, чтобы не любить
Дочь не знает Любви совсем, в ее холодном сердце Ни искры нет губительного чувства; Счастье в том, чтобы любить
На свете все живое Должно любить.
 Таким образом, появление Снегурочки — нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.
Снегурочка живет в глухих лесных трущобах, охраняют ее звери и сказочные существа:
Мороз
                                        Дочка наша На возрасте, без нянек обойдется. Ни пешему, ни конному дороги И следу нет в ее терем. Медведи Овсянники и волки матерые Кругом двора дозором ходят; филин На маковке сосны столетней ночью, А днем глухарь вытягивают шеи, Прохожего, захожего блюдут.
А теремная челядь! В прислужницах у ней на побегушках Лукавая лисица-сиводушка, Зайчата ей капустку добывают; Чем свет бежит на родничок куница С кувшинчиком; грызут орехи белки, На корточках усевшись; горностайки В приспешницах сенных у ней на службе.
Чем она занимается? Рукоделие, работы по хозяйству - основные занятия Снегурочки.
Мороз
                                                  Работай, Волну пряди, бобровою опушкой Тулупчик свой и шапки обшивай, Строчи пестрей оленьи рукавички. Грибы суши, бруснику да морошку Про зимнюю бесхлебицу готовь; От скуки пой, пляши, коль есть охота, Чего еще?
Почему Мороз скрывает ее от людей? Мороз боится предсказания:
…будто Солнце Сбирается губить Снегурку; только И ждет того, чтоб заронить ей в сердце Лучом своим огонь любви; тогда Спасенья нет Снегурочке, Ярило Сожжет ее, испепелит, растопит. Не знаю как, но умертвит.
Т.е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть не просто от солнца, а от огня любви.
Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть свой терем, познать жизнь среди людей.
В е с н а
Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.
В е с н а
Эх, старый! Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точеный,
Ни соболи, бобры, ни рукавчики
Строченные не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Веселые да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами, покуда...
В е с н а
Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.
Решение должна принять Снегурочка. Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем «жаворонков пенье», Снегурочка не хочет оставаться в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь вместе с девушками и водить хороводы. И Мороз скрепя сердце отдает ее в бобыльскую семью.
Снегурочка уходит к людям со словами:
Мама, счастья Найду иль нет, а поищу.
Таким образом, новаторство Островского состоит в том, что его Снегурочка – это взрослая девушка, которая ищет счастья, любви.
Снегурочка попадает к берендеям во время древнего обряда проводов Масленицы, который помогает совершить переход из незримого мира, созданного народной фантазией и ожившего под пером художника (прилет Весны), в реальный мир.
Семья, в которой живет Снегурочка, не способна оценить ни ее красоту, ни трудолюбие. Бобыль способен даже торговать ею, и это проявляется в его отношении к Снегурочке. Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой в глазах только «кика рогатая с окатным жемчугом», они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих корыстных целях, нисколько ее не любя.
В этом, в том числе, царь Берендей видит причину всех несчастий своей страны  — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты.
В сердцах людей заметил я остудуНемалую; горячности любовнойНе вижу я давно у берендеев,Исчезло в них служенье красоте.
Этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми. Представления о ней у Берендея тесно связаны с чувством любви. Царь Берендей скорбит об исчезновении из жизни своих подданных «горячности любовной», он понимает, что людей «раздирают» совсем другие страсти: «Тщеславие, к чужим нарядам зависть...». А ведь любовь, по его словам, «благое чувство, великий дар природы», перед которым следует преклоняться, «служение» любви и есть «служение красоте».
Снегурочка красива:
Бобылиха
Краса твоя девичья то ж богатство.
Из-за ее красоты :
от свах и сватов Отбою нет, пороги отоптали.
Но Снегурочка не ведает любви, ее сердце холодно -это наследство от ее отца Мороза:
Снегурочка
Моя беда, что ласки нет во мне. Толкуют все, что есть любовь на свете, Что девушке любви не миновать; А я любви не знаю; что за слово Сердечный друг и что такое милый, Не ведаю. И слезы при разлуке, И радости при встрече с милым другом
Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. И я как будто тоже
Покинута и брошена, завяла
От слов его насмешливых.
Ей много приходится испытать: незаслуженное обвинение Купавы в том, что она разлучила ее с Мизгирем, который, увидев Снегурочку, так пленился ее красотой, что бросил Купаву. Разочарование поступком Леля, который целует не ее, а Купаву. Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря, а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.
Укором Мизгирю звучат ее слова:
С н е г у р о ч к а
Любви моей не купишь.
Снегурочка
Бесценный жемчуг Себе оставь; не дорого ценю я Свою любовь, но продавать не стану: Сменяюсь я любовью на любовь, Но не с тобой, Мизгирь.
Желание любить, как любят люди, заставляет ее принять губительное для нее решение: Снегурочка
Обманута, обижена, убита Снегурочка. О мать, Весна-Красна! Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой: Любви прошу, хочу любить! Отдай Снегурочке девичье сердце, мама! Отдай любовь иль жизнь мою возьми! 
Снегурочка
Мама, Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез.
Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны, который она надевает на Снегурочку.
Снегурочка обретает совершенно другой взгляд на окружающий мир:
Ах, мама, что со мной? Какой красою Зеленый лес оделся! Берегами И озером нельзя налюбоваться. Вода манит, кусты зовут меня Под сень свою; а небо, мама, небо! Разлив зари зыбучими волнами Колышется.
Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она любовалась только своей красотой.
Весна-Красна дает ей великий дар природы – любовь:
Снегурочка
                                                  О милый, Прости меня! Чего-то я боялась, — Смешно самой и стыдно, берегла Какое-то сокровище, не зная, Что все, что есть на свете дорогого, Живет в одном лишь слове. Это слово: Любовь.
Произошло чудо:
Голоса из народа
                    О, диво, полюбила Снегурочка.
Снегурочка умоляет Мизгиря укрыть свою любовь от солнца, но все напрасно:
Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О мать-Весна, благодарю за радость, За сладкий дар любви! Какая нега Томящая течет во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни, В очах огонь... и в сердце... и в крови Во всей огонь. Люблю и таю, таю От сладких чувств любви! Прощайте, все Подруженьки, прощай, жених! О милый, Последний взгляд Снегурочки тебе.
У сказки Островского грустный финал, как и в народной сказке : Снегурочка погибает.
Но если читателям грустно, жалко Снегурочку, жителям царства Берендея гибель Снегурочки не омрачает настроения:
Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого карать и миловать. Свершился Правдивый суд! Мороза порожденье — Холодная Снегурочка погибла.
Теперь, с ее чудесною кончиной, Вмешательство Мороза прекратилось. Изгоним же последний стужи след Из наших душ и обратимся к Солнцу. И верю я, оно приветно взглянет На преданность покорных берендеев.
К берендеям вернулось солнце, а вместе с ним и жизнь. А это для них важнее. Случилось невозможное: холодная Снегурочка полюбила, как человек, а это превращение должно привести ее к гибели. Чувство, которое так желала получить героиня сказки, и погубило ее. Но она погибла, а не умерла, мечтая быть похожей на живых людей. И это чудо произошло. Я думаю, что эта сказка А. Н. Островского не только о Снегурочке, а о смысле жизни любого человека. Быть счастливым очень трудно, но возможно. Снегурочка не может жить без любви, но любовь для нее оказывается губительной.
Образ Снегурочки в опере Н.А.Римского- Корсакова
В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…». У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли.
Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.
Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно», - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. «О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил.» Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.
Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех… «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» — писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными.  И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.    Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея.  Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве — о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни. «Снегурочка» — самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», — писал об опере А. П. Бородин.
В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.
В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших в мировой оперной литературе эпизодов. Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило».

Заключение
Итак, А.Н.Островский, используя сказочный образ Снегурочки, внес в его развитие некоторые изменения:
Снегурочка – дочь Мороза и Весны-Красны, появление Снегурочки — нарушение законов природы, потому что в ней соединяется роковое противоречие: в ней живет «родниковое», беспокойное, творческое начало Весны и холодность, «стужа чувств», доставшихся от Мороза.
Бобыль и Бобылиха – люди, у которых живет Снегурочка, не ценят ее красоты; не любят ее, используют ради корыстных интересов, ими движет людская зависть, желание обогатиться за чужой счет.
Снегурочка – взрослая девушка, которая желает познать человеческую жизнь, связанные с ней чувства, эмоции и прежде всего девическое счастье, любовь.
Снегурочке суждено умереть, растаять не просто от солнца, а от огня любви.
Ледяное сердце Снегурочки растаяло благодаря волшебству, она полюбила и заплатила за любовь ценой своей жизни.
Образ Снегурочки близок другим женским образам, созданным А.Н.Островским, Ларисы Огудаловой, Екатерины, т.к. смысл их жизни заключается в любви. Нет любви – нет жизни. Это тема для другого исследования.
Любовь – благое чувство, великий дар природы, перед которым следует преклоняться.
Гибель Снегурочки не может остановить вечный круговорот жизни, поэтому ее гибель не омрачает праздника берендеев; к берендеям возвращается солнце Ярило, а значит жизнь.
Сказка о Снегурочке – о вечной борьбе добра и зла, но реальные невзгоды и беды людей происходят от их равнодушия, нежелания помочь друг другу.
Смысл жизни людей — в любви и согласии со всем земным.
Опера Римского-Корсакова помогает нам понять смысл сказки Островского. Это музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.
Библиографический список:
1.А.Н.Островский. Снегурочка, http://ilibrary.ru/text
2. Русская народная сказка. Снегурочка, hyaenidae.narod.ru