Технологическая карта урока ИЗО «Древние образы в народном искусстве».


5 класс. Урок 1. По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2015 г.
Тема

«Древние образы в народном искусстве».



Задачи урока:
Рассказать учащимся , что в течении года мы будем знакомиться с ДПИ и его местом в жизни человека и общества.
Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой.
Способствовать воспитанию любви к национальному искусству, различным видам народного творчества
Выполнить практическую работу

Тип урока
Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)
Знать определение ДПИ. Приводить примеры ДПИ. Знать символику древних славян. Уметь применять художественные материалы в творческой работе

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.


ХОД УРОКА

Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Результат

1. Организационный момент
1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе.
2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.
1. Приветствует
2. Проверяет рабочие места.
3. Организует внимание.
1. Проверяют готовность к уроку.
2. Слушают учителя.
Личностные УУД:
организация деятельности
Регулятивные УУД:
прогнозирование своей деятельности
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

2 Этап мотивации
1 Формирование эмоционального настроя на учебную деятельность
Читает стихотворение.
Проявляют интерес
Личностные УУД:
раскрытие личностного смысла процесса учения
Познавательные УУД:
обеспечение эмоционального благополучия детей.

Осознание необходимости получения новых знаний.

3. Актуализация знаний учащихся
1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление.
1. Вступительное слово о ДПИ. Определение на доске.
2. Задает мобилизующий вопрос к учащимся: «Назовите такие предметы в нашем быту?»Что значит образный язык ДПИ?
3.Показывает презентацию
4. Подводит детей к выводу.
1. Отвечают на вопросы.
2.Вспоминают, (предметы быта ДПИ )размышляют, рассуждают об образном языке ДПИ.
Познавательные УУД:
формирование навыков работы с информацией
Коммуникативные УУД:
развитие умения вступать в диалог
Личностные УУД:
направленность на процесс познания


4. Постановка учебных задач.
Сформулировать тему и учебную задачу урока
Организует деятельность по определению темы и задач урока.
Формулируют под руководством учителя цель, определяют уче
·бные задачи на урок.

Регулятивные УУД:
понимание и принятие учебных задач.
Личностные УУД:
развитие учебно-познавательного интереса


Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

5. Открытие нового знания.
1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися.
2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.

1.Организует проблемное объяснение нового материала начинает с вопроса: «Давайте представим, что в наших руках оказалась большая редкость. Древняя чаша. (показывает чашу)
Какая же тайна скрывается в рисунках на чаше?.
3. Ставит художественную задачу.

1. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
2.Анализируют и разгадывают символы с использованием опорных таблиц

Познавательные УУД:
формирование навыков работы с информацией.
Личностные УУД:
освоение культурного наследия народов России и человечества.
Регулятивные УУД:
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Новое знание: значение символов древних славян

6. Закрепление новых знаний и способов действий.
1. Установить правильность и осознанность изученного материала.
2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию.
1. Предлагает самим придумать форму чаши и самостоятельно придумать орнамент, используя полученные знания о знаках - символах.
2. Обеспечивает контроль
за выполнением задания .

1. Продумывают форму чаши и украшение её декоративными символами.
2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат.
Коммуникативные УУД:
учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные УУД:
-умение организовать свою деятельность,
-осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

7. Подведение итогов практической деятельности.
Сформировать умение анализировать учебные действия и результаты.
1. Дает инструкцию по выполнению диагностической работы.
2. Предлагает рассказать ,что учащийся передал в своей работе..
1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов.

Познавательные УУД:
формирование умения сравнивать цель и результат
Коммуникативные УУД:
рефлексия своих действий.
Регулятивные УУД:
осуществление пошагового контроля по результату.
Использование нового знания в выполнении творческого задания.

8. Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.
Дает дифференцированное ДЗ. Представление права выбора ДЗ.
1. Подготовить сообщение о других образах народного искусства.
2. Ответы на вопросы.
Делают выбор ДЗ, задают вопросы.
Коммуникативные УУД:
обсуждение вариантов ДЗ.
Регулятивные УУД:
осуществление выбора в выполнении ДЗ.
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности

6. Рефлексия
1. Выявить уровень достижения учебных задач урока.
2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников.
Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?

1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД.
2. Убирают рабочее место.

Коммуникативные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия
Регулятивные УУД:
- объективная самооценка результатов своей деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.


15