Презентация на тему Образ лошади в устном народном творчестве


Образ коня в устном народном творчествеКонсультант :учитель русского языка и литературы Шашерина В.Л.   Наступивший год ,по восточному календарю, — Год Лошади. В мифологии фигура лошади или коня — одна из наиболее ёмких по смысловой наполненности Мифологическим сознанием конь одновременно воспринимался как существо, связанное с потусторонним миром, и как посредник между «тем» и «этим» светом, как покровитель. Эти и другие смыслы реализуются в традиционной культуре: в народных верованиях, обрядах и жанрах фольклорах. Прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека. История сохранила клички коней Александра Македонского, Бонапарта и Фридриха Великого: Буцефал, Маренго, Конде.Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Каких лошадей мы встречаем в сказках? Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая - серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны. Народная СКАЗКАСивка-БУРКАЖил-был старик; у него было три сына…Третий сын Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел…Старик свистнул - гайкнул богатырским посвистом:- Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой!Сивка бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. - Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил.Иван-дурак … поехал в чисто поле, в широко раздолье…… сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом:- Сивка-Бурка, вещая каурка! Встань передо мной как лист перед травой!Сивка-Бурка бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез - напился-наелся, в друго вылез - молодцом оделся, сел на коня и поехал.Сивая масть - темно серая или вороная с проседью.Бурая - коричневая масть.Каурая — «дикая» масть. Окраска - рыжевато-коричневая, грива и хвост темнее корпуса.Значит, можно предположить, что Сивка-Бурка – это серо – коричневая лошадь с темной гривой и хвостом Народная сказка.Конь ВетерокЖил-был в Волшебной Стране конь Ветерок. Почему его так называли? А как иначе? Ведь с самого раннего детства, когда Ветерок был еще жеребенком, никто и никогда не мог его обогнать. Как игривый ласковый ветерок он летел над землей, едва касаясь ее копытцами.Радуясь собственной удали, Ветерок гордо вскидывал тонкую шею: «И-оо»; и белоснежная грива развевалась, как волосы Морской Владычицы, парящей во время бури над океаном. Когда же Ветерок переходил на галоп, то казалось, что его копыта выстукивают барабанную дробь, и никто в эти моменты, кроме зорких эльфов, не мог различить мелькавших в бешеном темпе стройных ног жеребенка.Народная сказка.Светло-игреневая лошадьИгреневая масть — рыжая или бурая всегда с белыми или дымчатыми гривой и хвостом. Длинная светлая грива имеет один и тот же цвет в течение всего года. Слепая лошадь. Сказка.Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом… В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади… …Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня?\Эти длиннющие вьющиеся грива и хвост: казалось, такое бывает только на картинках в детских книжках сказок, а вот оно - на самом деле! Таких самобытных, ни на кого не похожих пород, как фриз, очень мало. Масть у фриза бывает только вороной. Лошадь – животное необыкновенное. Красивое и умное. С древних времён она неразлучна с человеком. Издавна на лошадях пахали, боронили, возили зерно и разные грузы. Почтовые лошади перевозили пассажиров и письма. Боевая конница была главной силой в военных сражениях. Верхом на лошади путешественники исследовали и осваивали неизведанные земли. Трудно даже представить, как бы развивалась наша история без верного друга – лошади. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне! Забота о лошадях, дружба с ними воспитывают в нас доброту и отзывчивость.  Находим слова в славянской народной мудрости, которая гласит: «Конь, мой конь, ты мой верный друг. Конь мой, вся моя надежда», «Добрый конь подо мною, господь надо мною», «Помилуй (вынеси), господи, коня и меня!». Наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова, туловище), их носили у левого плеча на цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои — былинные герои, защищавшие границы земли Русской от нашествия бесчисленных врагов. Для них конь являлся не просто оберегом, это был их верный друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря. Поэтому читаем в былинах, что сели богатыри на “добрых коней”. Вот и у Ильи Муромца, по совету странников, появляется оружие, снаряжение, боевой конь, с которым у них происходит диалог, навсегда определяющий их отношения: Илья просит служить ему “верой-правдою”, конь же предлагает ему испытание — готов ли богатырь владеть им. Илья садится на него, и тот сразу признаёт в нём своего хозяина.Есть и другая причина, по которой Илье советуют вырастить себе боевого коня из жеребёнка.А корми его пшеницей да белояровой,А ещё пои его... да ключевой водой,..Ещё будет тебе конь да лошадь добраяЕщё добра-де лошадь богатырская.С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь. .С этого момента, как Илья обрёл ещё и сильного коня, у него начинается богатырская жизнь.Самое страшное для воина — разлучение с конём, и поэтому когда задумали разбойнички ограбить Илью, то подстрекали друг друга:“Мы убьём его, пограбим-ко,Со конём его разлучим-ко!”А богатырь-то... всех до одногоВ одночасье погубил подряд...Много добра сделал Илья для народа. Самый главный его подвиг — это разгром татарского нашествия:...припускал он коня богатырскогоНа эту рать — силу великую...За землю российскуюДа за вдов, за сирот, за бедных людей. А мы мечтаем о том , что однажды… Над презентацией работали :Тищенко Анастасия и Бреус Мария