Урок анализа произведения .Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока :


Тема урока: Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Тип урока : Урок анализа произведения
Цели урока:
Обучающие: расширение и углубление представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре; расширение представления учащихся о способах выражения чувств и переживаний автора в лирическом произведении.
Развивающие: развитие читательских навыков учеников, умения видеть и интерпретировать художественные детали; развитие навыков анализа лирического произведения.
Воспитательные: побуждение учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, словари.
Формирование УУД:
Познавательные:
1) формирование умения извлекать информацию из художественного текста;
2) формирование умения на основе анализа произведения делать выводы.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формирование умения оформлять свои мысли в устной форме;
формирование умения работать в паре, в группе.
Регулятивные:
1) формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения;
2) формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные:
1) формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формирование мотиваций к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Ход урока
Этапы урока Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности Подготовка к осмыслению материала 1. Беседа
– Посмотрите на слайд. Выразительно прочитайте отрывок из произведения. (Слайд №1)
– Из какого произведения эти строки? Кто автор? Отрывок из баллады В. А. Жуковского «Кубок».
– К какому жанру относится это произведение?
– Вспомните, что такое баллада? (слайд №2)
– Назовите признаки баллады. (слайд №3)
– Что такое сюжет? (Значит, в балладе должны быть события).
– Значит, о чем мы будем говорить на уроке?
Выразительное чтение отрывка.
Отвечают на вопросы учителя.
Сообщение ученика о жанре баллады.
Учащиеся называют признаки баллады.
Сюжет – это связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения.
Постановка цели урока Целеполагание – Чей это портрет? (слайд №4)
– Что можете рассказать о нём?
– Продолжим изучать его творчество. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
– Что мы будем делать на уроке?
– Составим план урока. (Пишет план на доске).
– Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». (Записывает тему на доске). Сообщение ученика о М. Ю Лермонтове.
– Будем говорить о балладе М.Ю.Лермонтова, читать её, анализировать, выделим особенности произведения. Докажем, что это баллада.
Составляют план.
1. Лексическая работа.
2. Анализ выразительных средств баллады.
3. Признаки баллады. Особенности произведения.
Работа над темой урока. Открытие нового знания Первичное восприятие и усвоение нового материала.
Ставит аудиозапись баллады «Три пальмы». (слайд №5)
Беседа
– Понравилось вам чтение актёра? Чем?
– Какие чувства и настроения вызывает у вас это стихотворение?
– Какую роль играет подзаголовок - “Восточное сказание”?
– О чём эта баллада?
– Есть ли незнакомые слова? Назовите их. Найдите их значение в словарях.
Лексическая работа:
Роптать – негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
Караван – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, степи).
Вьюк – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.
Челнок – выдолбленная из дерева лодка.
Фарис – по-арабски: всадник, витязь.
Шатёр – большая палатка, крытая тканью, ковром.(слайд №6)
– Для того чтобы правильно понять произведение, составим план. Всего 6 частей, значит, 6 групп.
1 группа – 1-2 строфы, 2 –3 строфа, 3 – 4-6 строфы, 4–7 строфа, 5–8-9строфы, 6–10 строфа.
Работа с текстом (в группе). Слушают аудиозапись, следят по учебнику, подчёркивают незнакомые слова.
Отвечают на вопросы учителя.
Читают значения незнакомых слов. Работают с толковым словарём.
Работают в группах, составляют план баллады. Читают свой отрывок и дают название. Выходят к доске и записывают пункт плана.
План
1) Жизнь гордых пальм в пустыне.
2) Обращение пальм к Богу.
3) Появление каравана.
4) Пальмы встречают гостей.
5) Гибель пальм.
6) Описание бесплодной пустыни.
Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий Выбор способа действий (работа над языком баллады) – Что мы будем делать сейчас? Посмотрите на план урока. (Будем анализировать балладу).
Беседа с элементами анализа.
– Как изображены пальмы? ( слайд №7 )
– Они напоминают людей. Какой приём лежит в основе изображения пальм?
– Что такое олицетворение?
– Почему автор так их изобразил? Что это даёт?
– Значит, какое средство выразительности применил М.Ю.Лермонтов? (Записывает на доске «олицетворение»).
– Чего хотят пальмы?
– Как они встречают караван? (слайд № 8)
– Что сделали люди с пальмами? О чём это говорит?
Отвечают на вопросы учителя.
Читают эпизоды из баллады. (1-2 строфы)
– Пальмы, как люди, обращаются к Богу и просят изменить их жизнь.
– Приём олицетворения.Объясняют термин.
– Автор изображает пальмы, а имеет в виду людей. Люди, которые не могут принести пользу другим, страдают от этого.
Пальмы хотят приносить пользу.
Укрыли листвой от зноя, ручей напоил студёной водой.
Срубили и сожгли пальмы.
Бесчеловечное отношение к природе, друг к другу.
Применение способов действий.
Закрепление изученного материала Самостоятельное, творческое использование сформированных УУД – Только ли олицетворение использовал поэт?
– Поработаем по рядам. Первый ряд – обратите внимание на первую строфу. Второй ряд – на вторую строфу. А третий ряд – на четвёртую строфу.
– Какие средства выразительности использовал автор?
– Какую роль играют эпитеты? Метафоры? Сравнения?
– Сравним первую и последнюю строфы. Выразительное чтение начала и концовки.
– Что противопоставляется?
– Составим схему:
До После
три гордые «всё пусто и дико
пальмы кругом»
Антитеза

Что хотел показать автор?
Чувство печали от разорения прекрасного уголка
Почему это произошло?
Люди неблагодарны, заботятся только о себе.
Пальмы стали роптать, жаловаться Богу. Надо довольствоваться тем, что есть. Люди порой недовольны своей жизнью, но нужно быть терпеливым, понимающим.
Посмотрите на слайд№9 (оазис до людей и после них)
– Удалось художнику показать грустное настроение? Учащиеся работают по рядам, находят средства выразительности (Эпитеты, сравнения, метафоры).
Эпитеты образно рисуют предмет, придают выразительность.
Метафоры тоже придают выразительность, наглядно описывают предметы и действия.
Сравнения позволяют наглядно объяснить какое-либо явление.
Выразительное чтение начала и концовки.
Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.
Жизнь очень хрупка, её легко можно погубить.
Люди не подумали, что кто-то может прийти после них. Нужно бережно относиться ко всему, что тебя окружает.
Главная мысль произведения состоит в том, что предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и нужно беречь природу.
Комментируют иллюстрации.
Формулировка основных выводов по изученной теме Итоги урока – Какой вывод мы можем сделать по содержанию?
– Что хотел сказать своей балладой М.Ю. Лермонтов?
– Почему произведение М.Ю.Лермонтова можно назвать балладой?
– Прочитаем балладу вместе. Отвечают на вопросы. Формулируют тему, идею произведения.
Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и нужно беречь природу.
Это баллада, потому что в основе легенда, есть острый напряжённый сюжет.
Выразительное чтение баллады учащимися
Домашнее задание.
Оценивание учащихся Выучить на выбор отрывок баллады (1-2строфы, 3-4 строфы). Записывают задание в дневник.
Рефлексия деятельности – Что узнали нового на уроке?
– Что делали на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
– Какое задание вызвало затруднение? А какое задание понравилось?
– Послушайте отрывок из стихотворения:
«Я бедный листочек дубовый, до срока созрел я и вырос в отчизне суровой...».
– Знаете, что это за произведение? О нём мы поговорим на следующем уроке.
Самооценка.
Учащиеся отвечают на вопросы.