Рабочая программа Чтение и Письмо для класса со сложным дефектом



Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение и письмо» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Учебного плана КГБС (К)ОУ «Славгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
2. «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей». Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва – 1983.
Обучение чтению и письму детей со сложным дефектом развития ведётся по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учётом специфических особенностей познавательной деятельности. Прежде чем знакомить детей с той или иной буквой, необходимо провести работу по усвоению соответствующего звука.
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза.
На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки, различными таблицами.
В средних классах глубоко отсталые дети читают короткие тексты из учебника вспомогательной школы, пересказывают их по вопросам учителя, упражняются в чтении рукописного текста.
Детей со сложным дефектом развития старшего школьного возраста следует учить читать печатные инструкции, связанные с уроками труда, уличные вывески, короткие рассказы из детских журналов.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Конечная цель обучения заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.
Настоящая программа рассчитана на учащихся со сложным дефектом развития 1-8 классов. Срок реализации настоящей программы 8 учебных лет. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока.
В связи с особенностями развития учащихся происходит деление программы на «чтение» и «письмо». В 8 классе - чтение 3 часа в неделю, письмо 3 часа в неделю. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Как показывают данные исследований, у детей со сложным дефектом развития на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов.
…Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.
Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.      …Отмечается также узость объема восприятия. Дети со сложным дефектом развития выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.
Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.
Для таких детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто они не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Дети ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом ребята начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.
...Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.
…Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования, все эти операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
…Отличительной чертой мышления детей со сложным дефектом развития является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для таких детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Ребята обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.
Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У таких детей чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.
У детей со сложным дефектом отмечаются и трудности в  воспроизведении образов восприятия - представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности.
…Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. Оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.     …Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.   
У детей со сложным дефектом развития более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что при возникновении трудностей дети не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.
Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, дети со сложным дефектом развития предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.
…Для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. На уроках отсутствует оценочная система.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Основной целью программы является всесторонняя педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и определяется необходимостью реализации прав детей на образование.
Цели и задачи данного курса:……………………………………………………
- научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку;…………………………………………………………………………………………..- уточнить и развить слуховое восприятие учащихся;
- уточнить и развить зрительное восприятие учащихся;
- выработать у учащихся умение показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
- развить мелкую моторику пальцев рук.
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребёнка;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функций речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Межпредметные связи Чтения (8 класс) с дисциплинами учебного плана
№ п/п Раздел программы Чтение Предмет учебного плана Разделы программы для установления межпредметных связей.
1 Осенние страницы.
Письмо Слово.
Предложение.
Счет Нумерация чисел в пределах 100.
Составление и решение задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Меры времени.
ХБТ Приготовление пищи.
Уход за жилищем.
Трудовое обучение. Аппликация.
2 Зимние страницы. Счёт
Нумерация чисел в пределах 100.
Составление и решение задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Меры времени.
Письмо Слово.
Предложение.
ХБТ Приготовление пищи.
Уход за жилищем.
Трудовое обучение Аппликация.
3 Мир животных. Письмо Слово.
Предложение.
Счет Нумерация чисел в пределах 100.
Составление и решение задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Трудовое обучение. Объемные изделия из картона
4 Весенние страницы. Письмо Слово.
Предложение.
ХБТ Приготовление пищи.
Уход за жилищем
Трудовое обучение Аппликация.
Счет
Нумерация чисел в пределах 100.
Составление и решение задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Меры времени.
СБО Великая отечественная война.
Межпредметные связи Письма (8 класс) с дисциплинами учебного плана
№ п/п Раздел программы Письма Предмет учебного плана Разделы программы для установления межпредметных связей.
1 Слово Чтение
Осенние страницы.
Зимние страницы.
Мир животных.
Весенние страницы.
Счет Нумерация чисел в пределах 100.
Составление и решение задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Меры времени.
ХБТ Приготовление пищи.
Уход за одеждой и обувью.
Трудовое обучение Объемные изделия из картона.
Аппликация.
СБО Транспорт.
2 Предложение Чтение
Осенние страницы.
Зимние страницы.
Мир животных.
Весенние страницы.
Счет Нумерация чисел в пределах 100.
Составление и решение задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
ХБТ Приготовление пищи.
Уход за одеждой и обувью.
Трудовое обучение. Производительный труд.
СБО Великая отечественная война.
Транспорт.
Планируемые результаты
Чтение
8 класс
Ф.И. учащегося Учащийся должен уметь:
Бернгардт Валя Объяснять прочитанный текст;
Составлять план к тексту;
Делать подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя;
Знать порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Брыков Влад Объяснять прочитанный текст;
Составлять план к тексту;
Делать подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя;
Знать порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Кулагина Аня Объяснять прочитанный текст;
Составлять план к тексту;
Делать подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя;
Знать порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Харитонова Наташа Объяснять прочитанный текст;
Составлять план к тексту;
Делать подробный и краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя;
Знать порядок получения книг из библиотеки, правила пользования библиотекой.
Письмо
8 класс
Ф.И. учащегося Учащийся должен уметь:
Бернгардт Валя Различать:
различать артикуляторно сходные звуки (Р-Л);
различать твердые и мягкие согласные;
обозначать мягкость согласных в конце слова буквой Ь;
различать свистящих и шипящих, аффрикат;
различать основные категории слов (название предметов, действий) по вопросам;
уметь находить предлоги –над-, -под- и писать их отдельно со словами, обозначающими предметы;
составлять предложения;
распространять предложения по картинке и опорным словам;
заканчивать и дополнять предложения по вопросам;
списывать письменные и печатные тексты с классной доски, с учебника;
писать зрительные и слуховые диктанты;
писать по образцу заявление на работу.
Брыков Влад Различать:
различать артикуляторно сходные звуки (Р-Л);
различать твердые и мягкие согласные;
обозначать мягкость согласных в конце слова буквой Ь;
различать свистящих и шипящих, аффрикат;
различать основные категории слов (название предметов, действий) по вопросам;
уметь находить предлоги –над-, -под- и писать их отдельно со словами, обозначающими предметы;
составлять предложения;
распространять предложения по картинке и опорным словам;
заканчивать и дополнять предложения по вопросам;
списывать письменные и печатные тексты с классной доски, с учебника;
писать зрительные и слуховые диктанты;
писать по образцу заявление на работу.
Кулагина Аня Различать:
различать артикуляторно сходные звуки (Р-Л);
различать основные категории слов (название предметов, действий) по вопросам;
уметь находить предлоги – над-, -под- и писать их отдельно со словами, обозначающими предметы;
составлять предложения;
распространять предложения по картинке и опорным словам;
заканчивать и дополнять предложения по вопросам;
списывать письменные и печатные тексты с классной доски, с учебника;
писать зрительные и слуховые диктанты;
Харитонова Наташа Различать:
различать артикуляторно сходные звуки (Р-Л);
различать основные категории слов (название предметов, действий) по вопросам;
уметь находить предлоги –над-, -под- и писать их отдельно со словами, обозначающими предметы;
составлять предложения;
распространять предложения по картинке и опорным словам;
заканчивать и дополнять предложения по вопросам;
списывать письменные и печатные тексты с классной доски, с учебника;
писать зрительные и слуховые диктанты;
писать по образцу заявление на работу.
Учебный план
Предмет Количество часов в неделю Количество часов за год I
четверть II
четверть III
четверть IV
четверть
Чтение и письмо 6 196 52 42 58 44
Тематическое планирование
I четверть.
(26 часов)

п/н тема урока кол-во
часов дата
повторение
оборудование
«Зазвенел звонок – начался урок»
(5 часов)
1 Где лево, где право.
По В. Берестову1 час 01.09.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
2 Школьные слова.
По В. Драгунскому 1 час 02.09.15 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
3 В школе.
По К. Ушинскому 1 час 07.09.15 Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
4 Мы дежурим.
По В. Викторову 1 час 08.09.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
5 Обобщение к разделу: «Зазвенел звонок – начался урок» 1 час 09.09.15 Дидактический материал.
«Осенние страницы»
(13 часов) 6 Художник – Осень.
По Г. Скребицкому1 час 14.09.15 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
7 В эту осень.
С. Козлов 1 час 15.09.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
8 Падают, падают листья…
М. Ивенсон1 час 16.09.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
9 Здравствуй, осень.
В. Викторов 1 час 21.09.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал, цветные карандаши, альбом.
10 В октябре.
По А. Митяеву 1 час 22.09.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал, цветные карандаши, альбом.
11 Верная примета.
Г. Ладонщиков1 час 23.09.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
12 Белки.
По И. Соколову - Микитову 1 час 28.09.15 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
13 Внеклассное чтение по теме: «Осенние страницы» 1 час 29.09.15 Правила пользования библиотекой. Книги из библиотеки.
14 Кто сажает лес.
По Г. Снегирёву 1 час 30.09.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
15 Почему ноябрь пегий. По Н. Сладкову, (I часть) 1 час 05.10.15 Составление плана. Книга для чтения, дидактический материал.
16 Почему ноябрь пегий. По Н. Сладкову, (II часть) 1 час 06.10.15 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
17 Почему ноябрь пегий. По Н. Сладкову, (III часть) 1 час 07.10.15 Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
18 Обобщение к разделу: «Осенние страницы» 1 час 12.10.15 Осенние загадки, дидактический материал.
«Сказка за сказкой»
(8 часов)
19 Вершки и корешки.
Русская народная сказка. 1 час 13.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
20 Лиса и кувшин.
Русская народная сказка. 1 час 14.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
21 Рак и лиса.
Русская народная сказка. 1 час 19.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
22 Старик и два медвежонка.
Русская народная сказка. 1 час 20.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
23 Заяц и черепаха.
Ингушская сказка. 1 час 21.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
24 Волк и лошадь.
Румынская сказка. 1 час 26.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
25 Добрый крестьянин.
Японская сказка. 1 час 27.10.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
26 Обобщение к разделу: « Сказка за сказкой» 1 час 28.10.15 Дидактический материал.

II четверть.
(21 час)

п/н. тема урока кол-во
часов дата повторение оборудование
«Птицы – наши друзья»
(8 часов) 27 Соловей.
По И. Соколову - Микитову 1 час 09.11.15 Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
28 Ворон.
Г. Снегирёв 1 час 10.11.15 Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
29 Спор на скворечнике.
Г. Ладонщиков1 час 11.11.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
30 Пылесос.
По Н. Сладкову, (I часть) 1 час 16.11.15 Составление плана. Книга для чтения, дидактический материал.
31 Пылесос.
По Н. Сладкову, (II часть) 1 час 17.11.15 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
32 Птичка.
По В. Голявкину, (I часть) 1 час 18.11.15 Составление плана. Книга для чтения, дидактический материал.
33 Птичка.
По В. Голявкину, (II часть) 1 час 23.11.15 Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
34 Обобщение к разделу: « Птицы – наши друзья» 1 час 24.11.15 Птичьи загадки, дидактический материал.
«Зимние страницы»
(13 часов)
35 По ягоды на лыжах.
Н. Егоров 1 час 25.11.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
36 Снег идёт.
По Л. Воронковой 1 час 30.11.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
37 Озорные снежинки.
Л. Наппельбаум 1 час 01.12.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
38 Сёмка и Мороз.
По Е. Кузнецовой 1 час 02.12.15 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
39 Белая страница.
С. Маршак 1 час 07.12.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
40 Книга зимы.
В. Бианки 1 час 08.12.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
41 Зайчик и рябина.
В. Сухомлинский 1 час 09.12.15 Составление плана. Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
42 Зимний запах.
По Н. Сладкову 1 час 14.12.15 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
43 Наши друзья.
Г. Ладонщиков1 час 15.12.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
44 Что такое Новый год?
Е. Махалова1 час 16.12.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
45 Ночное приключение.
Ю. Кушак 1 час 21.12.15 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
46 Внеклассное чтение по теме: «Зимние страницы» 1 час 22.12.15 Правила пользования библиотекой. Книги из библиотеки.
47 Обобщение к разделу: «Зимние страницы». 1 час 23.12.15 Зимние загадки, дидактический материал.

III четверть.
(29 часов)

п/н тема урока кол-во
часов дата повторение оборудование
«Мир животных»
(17 часов) 48 Кто любит собак…
Р. Сеф1 час 11.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
49 Барашек.
(Английская народная песенка) 1 час 12.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
50 Загадка.
А. Введенский 1 час 13.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
51 Кролик.
В Лифшиц 1 час 18.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
52 Лапки.
Ю. Коринец1 час 19.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
53 Котёнок.
Е. Благинина 1 час 20.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
54 Собака.
А. Барто1 час 25.01.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
55 Ёж.
Е. Чарушин1 час 26.01.16 Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
56 Живой букет.
Я. Агафонова 1 час 27.01.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
57 Медвежонок.
По Г. Снегирёву 1 час 01.02.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
58 Лисья нора.
По И. Соколову - Микитову 1 час 02.02.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
59 Кто?
С. Чёрный 1 час 03.02.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
60 Бобрёнок.
По Г. Снегерёву1 час 08.02.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
61 Детский дом.
С. Маршак 1 час 09.02.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
62 Животные.
Р. Зелёная, С. Иванов 1 час 10.02.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
63 Внеклассное чтение по теме: «Мир животных» 1 час 15.02.16 Правила пользования библиотекой
Книги из библиотеки.
64 Обобщение к разделу: «Мир животных» 1 час 16.02.16 Загадки о животных, дидактический материал.
«Буду делать хорошо и не буду плохо» (12 часов)

65 Подружки.
А Кузнецова 1 час 17.02.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
66 Рыцари.
А. Барто1 час 29.02.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
67 Жалейкин труд.
Н. Сладков 1 час 01.03.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
68 Страшная история.
Р. Зелёная, с. Иванов 1 час 02.03.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
69 Хитрое яблоко.
По Т. Пономаревой 1 час 07.03.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
70 Урок дружбы.
М. Пляцковский1 час 09.03.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
71 Яблоко.
В. Хомченко 1 час 14.03.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
72 Про Людочку.
В. Карасёва1 час 15.03.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
73 Как Маша яблоко ела.
Л. Каминский 1 час 16.03.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
74 Удивительное превращение.
По В. Галышкину1 час 21.03.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
75 Внеклассное чтение по теме: «Буду делать хорошо и не буду плохо» 1 час 22.03.16 Правила пользования библиотекой.
Книги из библиотеки.
76 Обобщение к разделу: «Буду делать хорошо и не буду плохо» 1 час 23.03.16 Загадки, дидактический материал.


IY четверть.
(22 часа)

п/н тема урока кол-во
часов дата повторение оборудование
«Весенние страницы»
(17 часов)

77 Появление весны.
Л. Модзалевский1 час 04.04.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
78 Весна - красна.
И. Соколов-Микитов 1 час 05.04.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
79 Март.
Ю. Коринец1 час 06.04.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
80 Поздравление.
Л. Барбас1 час 11.04.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
81 Сосульки.
М. Пляцковский1 час 12.04.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
82 Песенка капели.
М. Борисова 1 час 13.04.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
83 Художник - Весна.
По Г. Скребицкому1 час 18.04.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
84 Подснежник.
Е. Серова 1 час 19.04.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
85 Белое и желтое.
По Ю. Ковалю 1 час 20.04.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
86 Салют весне.
З. Александрова 1 час 25.04.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
87 Любитель цветов.
Н. Сладков 1 час 26.04.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
88 Терем – рукавица.
В. Хомченко 1 час 27.04.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
89 Никто не знает, но помнят все.
По Л. Кассилю 1 час 03.05.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
90 Майский праздник.
Т. Белоозёров1 час 04.05.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
91 Лучше нет родного края.
П. Воронько 1 час 10.05.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал.
92 Внеклассное чтение по теме: «Весенние страницы» 1 час 11.05.16 Правила пользования библиотекой. Книги из библиотеки.
93 Обобщение к разделу: « Весенние страницы» 1 час 16.05.16 Книга для чтения, дидактический материал.
«Летние страницы»
(5 часов)

94 Земляника.
Е. Трутнева 1 час 17.05.16 Объяснительное чтение. Книга для чтения, дидактический материал, альбом, цветные карандаши.
95 Солнце и радуга.
К. Ушинский 1 час 18.05.16 Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
96 Гнездо в траве.
По В. Хомченко 1 час 23.05.16 Составление плана. Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя. Книга для чтения, дидактический материал.
97 Внеклассное чтение по теме: «Летние страницы» 1 час 24.05.16 Правила пользования библиотекой. Книги из библиотеки.
98 Обобщение к разделу: «Летние страницы» 1 час 25.05.16 Летние загадки, дидактический материал.



Письмо
Тематическое планирование
(26 часов)
№ п/п тема урока кол-во часов дата повторение оборудование
«Звуки и буквы» (26 часов)
1 Сравнение артикулярно сходных звуков « р-л». Их сопоставление. 1 час 01.09.15 Различение звуков « р-л». Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
2 Обозначение артикулярно близких звуков [р],[л] буквами. 1 час 02.09.15 Различение звуков « р-л». Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
3 Упражнения на выделение звуков [р], [л] из слогов. 1 час 07.09.15 Выделение звуков [р], [л] Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
4 Упражнения на выделение звуков [р], [л] из слов. 1 час 08.09.15 Выделение звуков [р], [л] Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
5 Упражнения на выделение звуков [р], [л] из словосочетаний. 1 час 09.09.15 Выделение звуков [р], [л] Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
6 Дифференциация звуков  [р – л], [р' - л'] и букв «р- л» в словах. 1 час 14.09.15 Выделение звуков [р], [л] Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
7 Различение твердых и мягких звуков [б - б'], [п - п'] 1 час 15.09.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
8 Различение твердых и мягких звуков [в - в'], [ф - ф'] 1 час 16.09.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
9 Различение твердых и мягких звуков [г - г'], [к- к'] 1 час 21.09.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
10 Различение твердых и мягких звуков [д - д'], [т - т'] 1 час 22.09.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
11,12 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё.
2 часа 23.09.15
28.09.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
13,14 Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами ю, я.
2 часа 29.09.15
30.09.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
15,16 Твёрдые и мягкие согласные. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
2 часа 05.10.15
06.10.15 Различение твердых и мягких звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
17 Различение свистящих и шипящих звуков [з - ж] в слогах. 1 час 07.10.15 Различение свистящих и шипящих звуков Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
18 Выделение свистящих и шипящих звуков [з - ж] в словах. 1 час 12.10.15 Различение свистящих и шипящих звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
19 Различение свистящих и шипящих звуков [с - ш] в слогах. 1 час 13.10.15 Различение свистящих и шипящих звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
20,21 Выделение свистящих и шипящих звуков [с - ш] в словах. 2 часа 14.10.15
19.10.15 Различение свистящих и шипящих звуков. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
22,23 Аффрикаты (ч –ть –щ). Их различение на слух и в произношении.
2 часа 20.10.15
21.10.15 Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
24,25 Аффрикаты (щ –ть -с). Их различение на слух и в произношении. 2 часа 26.10.15
27.10.15 Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
26 Обобщение по теме: «Звуки и буквы» 1 час 28.10.15
Дидактический материал, карточки, предметные картинки.

2 четверть
(21 час)
«Предложение» (14 часов)
27-29 Распространение предложений по опорным словам. 3 часа 09.11.15
10.11.15
11.11.15 Связывание предложений по опорным словам. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
30-32 Распространение предложений по картинке. 3 часа 16.11.15
17.11.15
18.11.15 Соответствие предложения с картинками. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
33-35 Распространение предложений по вопросам учителя. 3 часа 23.11.15
24.11.15
25.11.15 Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
36-38 Упражнения в составлении предложений. 3 часа 30.11.15
01.12.15
02.12.15 Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
39 Списывание предложений с классной доски письменных текстов. 1 час 07.12.15 Упражнения в списывании рукописным начертанием. Классная доска.
40 Обобщение по теме: «Предложение». 1 час 08.12.15 Упражнения в составлении предложений. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
«Слово» (7 часов)
41 Различение основных категорий слов по вопросам (названия предметов). Правильное употребление их. 1 час 09.12.15 Слова, отвечающие на вопрос «кто? что?» Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
42, 43 Различение основных категорий слов по вопросам (названия действий). Правильное употребление их. 2 часа 14.12.15
15.12.15 Слова, отвечающие на вопрос «что делает?» Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
44,45 Закрепление написания имен собственных. 2 часа 16.12.15
21.12.15 Большая буква в именах собственных. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
46 Предлоги -над-, -под-. Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы. 1 час 22.12.15 Выделение предлогов в предложении. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
47 Обобщение по теме: «Слово». 1 час 23.12.15 Дидактический материал, карточки, предметные картинки.

3 четверть
( 29 часов)
«Предложение» (29 часов) 48-50 Составление предложений по картинке. 3 часа 11.01.16
12.01.16
13.01.16 Соответствие предложения с картинками. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
51 Списывание из книги печатных текстов. 1 час 18.01.16 Упражнения в списывании рукописным начертанием. Карточки с печатными текстами.
52-54 Составление предложений по опорным словам. 3 часа 19.01.16
20.01.16
25.01.16 Связывание предложений по опорным словам. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
55-57 Составление предложений по вопросам учителя. 3 часа 26.01.16
27.01.16
01.02.16 Связывание предложений по вопросам учителя. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
58 Зрительный диктант 1 час 02.02.16 Упражнения в списывании рукописным начертанием. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
59-61 Дополнение предложений по вопросам: кто? что? 3 часа 03.02.16
08.02.16
09.02.16 Деформированные предложения. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
62-64 Заканчивание предложений по вопросам: кто? что? 3 часа 10.02.16
15.02.16
16.02.16 Заканчивание начатого предложения. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
65-67 Дополнение предложений по вопросам: когда? где? 3 часа 17.02.16
29.02.16
01.03.16 Деформированные предложения. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
68-70 Заканчивание предложений по вопросам: когда? где? 3 часа 02.03.16
07.03.16
09.03.16 Заканчивание начатого предложения. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
71 Слуховой диктант. 1 час 14.03.16 Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Тетрадь, классная доска.
72 Написание по образцу заявления на работу. 1 час 15.03.16 Упражнения в рукописном написании. Образцы бланков заявлений на работу.
73-75 Списывание с классной доски и книги письменных и печатных инструкций. 3 часа 16.03.16
21.03.16
22.03.16 Упражнения в рукописном написании. Классная доска, карточки с печатными текстами.
76 Обобщение по теме «Предложение» 1 час 23.03.16 Составление предложений. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
4 четверть
(22 часа)
Повторение. «Слово» (10часов) 77,78 Различение основных категорий слов по вопросам (названия предметов). Правильное употребление их. 2 часа 04.04.16
05.04.16 Нахождение в тексе слов, обозначающих названия предметов. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
79,80 Различение основных категорий слов по вопросам (названия действий). Правильное употребление их. 2 часа 06.04.16
11.04.16 Слова, обозначающие названия предметов. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
81 Зрительный диктант 1 час 12.04.16 Слова, обозначающие названия предметов. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
82 Закрепление написания имен собственных. 1 час 13.04.16 Большая буква в именах собственных. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
83,84 Предлоги -над-, -под-. Раздельное написание предлогов со словами, обозначающими предметы. 2 часа 18.04.16
19.04.16 Раздельное написание предлогов. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
85 Списывание с классной доски и книги письменных и печатных инструкций. 1 час 20.04.16
Упражнения в рукописном написании. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
86 Обобщение по теме: «Слово». 1 час 25.04.16
Слова, обозначающие названия предметов, действия предметов. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
Повторение. «Предложение» (12 часов) Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
87,88 Упражнения в распространении предложений по картинке. 2 часа 26.04.16
27.04.16 Упражнения в рукописном написании. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
89,90 Упражнения в распространении предложений по опорным словам. 2 часа 03.05.16
04.05.16 Упражнения в составлении предложений по опорным словам. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
91,92 Упражнения в распространении предложений по вопросам. 2 часа 10.05.16
11.05.16 Связывание предложений по опорным словам. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
93,94 Дополнение и заканчивание предложений по вопросам: кто? что? 2 часа 16.05.16
17.05.16 Связывание предложений по опорным словам. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
95,96 Дополнение и заканчивание предложений по вопросам: когда? где? 2 часа 18.05.16
23.05.16 Связывание предложений по опорным словам. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
97 Слуховой диктант. 1 час 24.05.16 Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Тетрадь, классная доска.
98 Обобщение по теме: «Предложение». 1 час 25.05.16 Упражнения в рукописном написании. Дидактический материал, карточки, предметные картинки.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2007 г.
2. Барская Н.М. Учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М., 1990 г.
3. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. БУКВАРЬ (учебное пособие для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). Учебник. М.: Просвещение,2007 г
4. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М., 1981.
5. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения// 1-4 классы. – М., 2007 г. 6.Гаврилушкина О.П. , Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно-
отсталых дошкольников. – М.,2007. 7. Горецкий В.Т., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Азбука. – М., 1991 г.
8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. –   М., 2006.
9. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку// 1 класс. – М., 2010 г.
10. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. –   М.,2007.
11. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению// 1 класс. – М., 2007 г.
12. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982. 13. Петрова В.Г., Белякова И.В.. Кто они, дети   с отклонениями в развитии? – М.,2006.
14. Пузанов Б.П .  Коррекционная педагогика. –   М., 2008. 15. Рубинштейн С.Я . Психология умственно отсталого школьника. – М.,2007. 16. Саенко Ю.В.. Специальная психология. Учебное пособие. – М.,2006.
17. Соколова Е.В. Готовимся к школе: звуки и буквы. Развивающая тетрадь для детей 5-6 18. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Полный курс русского языка// 1 класс. – М., 2008 г.
Лист внесения изменений
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________