Статья Развитие координации движений обучающихся с ДЦП на уроках физической культуры


Развитие координации движений обучающихся с ДЦП на уроках физической культуры
С.Л. Самойленко, учитель физической культуры
ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида, г. Уфа
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. По мере роста ребенка возникает необходимость в освоении более сложных навыков, требующих более высокого уровня координации движений. Самые сложные доступны лишь детям среднего и старшего возраста, это разноименные и разнонаправленные движения.
Координация движений человека регулируется многими уровнями нервной системы: корой большого мозга, подкорковыми узлами, мозговым стволом, мозжечком, спинным мозгом. Движение управляется сразу несколькими уровнями одновременно.
По Н.А. Бернштейну, любое движение представляет собой не цепочку рефлексоподобных элементов, которые соединены механическим образом, а «непрерывный циклический процесс взаимодействия с переменчивыми условиями внешней или внутренней среды, развертывающийся и продолжающийся как целостный акт до его завершения по существу».
Координация движений, которая характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечивается сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.
С момента рождения и буквально до 1,5 лет, ребенок приобретает огромный опыт произвольных движений, его двигательная память обширна. С возрастом на них наслаиваются все новые двигательные навыки.
Дети 4-5 лет обладают еще недостаточным уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. В этом возрасте только начинают вырабатываться основные механизмы координации движений и вегетативных функций. В возрасте 7-8 лет, двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.
В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 15-16 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. Далее точные координированные движения превращаются в навыки, в сложные двигательные комплексы, на основе которых формируются многочисленные бытовые, спортивные, производственные и прочие действия.
Таким образом, с возрастом у здорового ребенка моторика и ее координация с вегетативными функциями постепенно значительно совершенствуется и с помощью тренировок можно развить координацию до высочайшего уровня.
У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено с периода новорожденности. Это связано с поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга, проявляющееся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Поскольку в управлении движениями принимают участие многие отделы ЦНС, нарушения координации движений у детей с ДЦП могут быть различными. Они проявляются нарушениями устойчивости при стоянии и ходьбе, асимметрией движений правой и левой стороны, нарушениями точности выполнения движений по пространственным, силовым и временным параметрам, снижением быстроты решений в изменяющихся условиях тренировки.
Значение развития координации движений для школьников с ДЦП неоспоримо. Она является критерием успешности как в физическом, так и в психологическом плане. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно научить детей управлять своими движениями. Поэтому целенаправленная комплексная работа по развитию координации движений у обучающихся с ДЦП – это сложнейший многоуровневый процесс, который складывается: а) из развития способности к освоению простых и затем сложных координационных действий; б) из развития способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; в) из развития ощущений дифференцирования усилий, точности движений по силе, во времени и пространстве.
Для развития координации движений детей школьного возраста используют разнообразные методы, такие как методы строго регламентированного упражнения, методы стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения, которые являются главными методами развития координационных способностей. А также игровой и соревновательный методы. Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании координации движений в среднем школьном возрасте.
Исследования проводились по изучению у обучающихся 8 класса с ДЦП формирования устойчивости при стоянии и ходьбе, точности выполнения движения по пространственным, силовым и временным параметрам и силы движений, преодоления асимметрии движений правой и левой стороны тела.
Основным методом диагностики координации движений обучающихся являются специально подобранные двигательные тесты.
На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать вывод, что практически большинство обучающихся исследуемой группы не владеет в достаточной степени развитыми координационными способностями. Показатели выполнения обучающимися экспериментальной группы упражнений отличают нарушения с точки зрения, как точности пространственного, временного и силового параметров, так равновесия и согласованности движений, что подтверждает системное недоразвитие координации движений в целом.
Координация движений тренируема и с возрастом она более совершенствуется, дети легко поддаются воздействию педагогического процесса. Подростковый возраст наиболее сложен и, в то же время, благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
Наиболее эффективными средствами развития координации движений являются игры и упражнения. Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, а между диагнозом ДЦП и координацией движений есть прямая связь. Поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения, особенно с детьми с ДЦП.
Таким образом, координация движений обучающихся с ДЦП характеризуется следующими нарушениями: устойчивостью при стоянии и ходьбе, асимметрией движений правой и левой стороны, точностью движений. При этом исследования показали, что применение специальных упражнений на формирование равновесия, точность и симметричность движений при выполнении упражнений, использование степ и фитболл-гимнастики, специальных подвижных и спортивных игр дало положительный результат, а именно способствовало улучшению рассматриваемых нарушений координации движений.
Список литературы
1. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л. О., Журба Л. Т. Киев: Здоровье. 1988. - 328 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. - М.: «Ф и С», 2001.
3. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Киев, 2006.
4. Куренков А. Л. Оценка двигательных нарушений при детском церебральном параличе, тема диссертации 2009 г.
5. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. - 2007. - № 5. - С. 25-28.
6. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Мастюкова Е. М. М.: Просвещение, 1992. - 25 с.
7. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт - 2009.
8. Семенова К. А. Детские церебральные параличи / Семенова К. А. -М.: Медицина, 1968. 256 с.
9. Черник Е.С. Двигательные возможности учащихся вспомогательной школы. Книга для учителя. Москва «Просвещение», 1992.
10. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры / Шапкова Л. В. –М.: Медицина, 2001. 150 с.