Разновозрастное обучение на уроках физкультуры в сельской малокомплектной школе


Разновозрастное обучение на уроках физкультуры в сельской малокомплектной школе
Функции разновозрастного обучения
Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
В условиях малочисленной сельской школы возникает необходимость проведения занятий, на которых объединяются два, три и более классов. Это уже стало традицией в начальной школе, реже — в основной и средней школе. На таких занятиях часто дети из разных классов работают независимо друг от друга, и практически отсутствует совместная деятельность учащихся разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия.
Что дает такое обучение ребенку? В чем преимущества разновозрастного обучения? Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе малочислен ной школы, где порой обучается 2-5 человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение учащихся разных возрастных групп, классов обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение учащихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет снять психологическое напряжение, преодолеть психологическую отчужденность ребенка, избежать моно тонности при организации учебного процесса. По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяется не сколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно если ученик, оказываясь в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции. Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех школьников, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность как помощников педагога при организации работы младших детей. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшие получают возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. В среде сверстников лишь некоторые ребята способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Уровень творчества, самостоятельности детей значительно выше в разновозрастных группах. Исследования показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. Наличие значительных внутренних резервов разновозрастных групп препятствует возникновению конфликтов в трудных, напряженных ситуациях.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия - стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут активизироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: деловитость, ответственность, инициативность, забота об одноклассниках. На разновозрастном занятии у старших стимулируются проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные за дачи.
Стимулирующая функция разновозрастного занятия проявляется не только в актуализации положительных качеств у старших. У младших также повышается заинтересован ность, активность. Разновозрастные занятия в большей сте пени, чем традиционные, развивают мотивацию урока, познавательные интересы учащихся. Такие занятия стимулируют развитие гуманных межличностных и деловых отношений между учащимися разных классов.
Реализация воспитательного потенциала разновозраст ного обучения, его социально-педагогических функций за висит от того, насколько педагогически целесообразно орга низовано разновозрастное учебное занятие.
Принципы организации разновозрастных занятий
Организация учебных занятий в разновозрастных группах проходит с учетом следующих общедидактических принципов:
1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.
При организации совместных уроков возникает немало проблем, связанных с отбором содержания и форм проведения разновозрастного занятия. Каким должно быть соотношение групповой и индивидуальной деятельности? Когда организовывать работу в разновозрастных группах, парах? В каких случаях целесообразнее проводить работу по классам? Реализуя данный принцип, педагог:
определяет общие для всех классов задачи, выясняет, что станет основой объединения детей разного возраста и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;
с учетом общих задач отбирает в содержании мате риала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;
подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;
с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими; с другой стороны — необходимые для изучения или закрепления младшими и уже не интересные для старших;
отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.
В зависимости от дифференциации содержания, связан ной с возрастом детей, могут быть проведены уроки для учащихся разных классов, либо организована совместная работа под руководством старших. Последнее имеет смысл в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализирют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.
2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей
Данный принцип означает поручение старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.
Часто значительная часть работы старших учеников с младшими осуществляется не на самом учебном занятии, а на этапе его подготовки. Учащихся, которые выполняют определенные педагогические функции и организуют работу микрогрупп называются консультантами. Консультанты групп могут меняться в зависимости от изучаемого материала, потребностей и интересов детей, их взаимоотношений.
Таким образом, старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности; руководят подготовкой групп к занятию; объясняют, что не усвоено младшими; готовят их к ответу на занятии; осуществляют контроль за pаботой и оценку достижений группы и каждого ученика. В этой связи педагог должен:
обеспечивать подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия;
консультировать руководителей групп;
показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия, подчеркивать их педагогическую роль на занятии;
разъяснять требования к выполнению тех или иных действий на уроке;
вместе со старшими или организаторами групп об суждать ход занятия, распределение ролей на нем, способы организации познавательной деятельности в период подготовки к уроку и непосредственно на нем, анализировать методику оценки результатов работы групп и каждого ученика;
поднимать престиж консультантов и стимулировать их ответственность и заинтересованность.
3. Принцип взаимообучения
Принцип взаимообучения означает овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может времен но выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе общения применяет имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Реализация этого старинного принципа предусматривает:
выполнение каждым ребенком роли учителя и ученика, что предполагает использование различных вариантов объединения классов (5-6, 6-7, 7-8, 5-7, 7-9 и др.), предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся;
использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач и выполнения заданий, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;
достижение собственного успеха через успех другого ученика (при оценке работы консультанта учитываются успехи членов группы; старшие объясняют новый материал младшим, таким образом повторяя, закрепляя, актуализируя ранее изученное, а затем младшие демонстрируют усвоение нового материала);
определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.
4. Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста.
Как показал анализ опыта проведения разновозрастных занятий, организация совместной деятельности и общения детей разного возраста — это один из самых сложных для решения вопросов. Часто такое занятие представляет собой объединение двух или нескольких классов, где каждый ученик выполняет свою часть работы; при этом взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия, если педагог:
обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
разъясняет детям важность проведения совместно го занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого;
помогает каждому усвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл;
раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов; использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности;
обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций;
четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роли старших и младших на каждом этапе учебного занятия.
Приведем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательского заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; выполнение микрогруппами творческих заданий при подготовке и проведении занятий; использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований. Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный моральный климат в группе Для этого необходимо:
при формировании разновозрастных групп учитывать возрастные особенности, межличностные отношения учащихся, их психологическую совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность отстаивать свою независимую позицию;
включать школьников в совместную деятельность с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, обеспечивая реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
создавать специальные ситуации, позволяющие школьнику проявить независимость своих суждений, оценок, выразить свою собственную позицию, точку зрения;
стимулировать, одобрять проявление детьми независимых суждений, самостоятельных решений и уважительного отношения к мнению других;
не допускать подавления младших старшими, пресекать ущемление достоинства детей;
добиваться правильной позиции лидера, организатора работы группы, самокритичности детей, объективности в оценке поведения и мнений других;
обучать учащихся культуре общения, навыкам совместной работы, организаторской деятельности;
организовывать коллективный анализ совместной деятельности, при этом предусматривать оценку взаимоотношений детей, старших и младших, психологической защищенности каждого в групповой работе.
Успешность взаимодействия детей разного возраста за висит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы старшие и младшие имели возможность работать в тесном кругу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть хождение детей по классу, чтобы снять напряженность; следует разнообразить их движения, чтобы отказаться от формализма и заорганизованности. Нужно исходить из удобства выполнения совместной учебной работы и создавать естественные условия для общения.
На успешность разновозрастного занятия влияет количественный состав группы, который, как отмечалось, должен быть не менее 12—15 человек. Верхняя граница количества учащихся в разновозрастной группе зависит от специфики предмета, задач, содержания и формы занятия. Взаимодействие старших и младших на уроке часто организуется через микрогруппы, количественный состав которых также зависит от вышеизложенных факторов. Однако объединять более 5—7 человек нецелесообразно, так как консультанту, ученику-груп поводу сложно включить в активную учебную работу большее количество детей и организовать их совместную деятельность без непосредственной помощи учителя.
5. Принцип оптимального подбора учащихся по возрасту на учебном занятии.
Педагогу важно решить, учащихся какого возраста лучше всего объединить на занятии. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики мо гут сотрудничать, достаточно высока срабатываемость детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опеке, а иногда и подавлению инициативе младших старшими, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.
В то же время возможны занятия, когда возрастной диапазон учащихся увеличивается. Это целесообразно в том случае, когда старшие заменяют учителя или помогают при проведении занятия в младшем классе. Возрастной диапазон зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном занятии, как соотносится содержание материала в различных классах и сочетаются способности и подготовленность детей разных классов по конкретному предмету и по данной теме, какими педагогическими средствами и методиками пользуется учитель.
Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе. От этого зависит эффективность разновозрастного занятия.
Структура урока при организации разновозрастных занятий
В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
В основном, как показывает практика работы малокомплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на однотемном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уро ков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях, при разучивании нового материала и т. д.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям (III—IV классы) и упрощенный вариант тех же заданий — младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответственно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре — с вводной, основной и заключительной частями.Первая часть урока (8—10 мин) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке во второй, основной, части.
В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Учитель акцентирует внимание старших детей на четкое выполнение команд и распоряжений, умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся (побледнение лица или чрезмерное покраснение, одышка, отказ от выполнения упражнений).
Во второй части урока (25—30 мин) решаются наиболее сложные задачи обучения — прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.
В содержание этой части урока входят общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предмета ми— мячами, скакалками, палками, на скамейках и т. д. Общеразвивающие упражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться в пространстве. Ведущее место занимает обучение основным видам движений— ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазанью, акробатике, передвижению на лыжах. Обязательным компонентом каждого урока является подвижная игра.
Общеразвивающие упражнения. Построение при проведении гимнастических упражнений может быть различным— в колонны, в шеренги, в два полукруга и т. д. Наиболее рациональный вариант—это построение ребят по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действия учащихся и регули ровать физическую нагрузку.
Последовательность выполнения упражнений общеразвивающего характера сохраняется общепринятой. Вначале предлагаются упражнения для верхнего плечевого попса, затем — мышц спины и брюшного пресса, далее — для ног. Повторяются упражнения в том же порядке.
Использование физкультурного инвентаря вносит не только интерес и разнообразие, но и позволяет развивать мелкую мускулатуру мышц рук, так необходимую для письма, рисования, а также знакомиться с различными свойствами предметов: формой, цветом и т. д.
Целесообразно с первых уроков научить детей, как старших, так и младших, самостоятельно брать мелкий инвентарь и затем по окончании выполнения упражнений класть в указанное место, что позволяет не только экономить время, но и осознанно действовать в различных ситуациях.
При обучении упражнениям общеразвиваюшего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приемы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.
Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть раз личны. Например, старшие дети выполняют повороты с четкой фиксацией положения рук, ног, туловища и на определенный счет, а младшие делают поворот переступанием или прыжком и т. д.
Выполнение упражнений младшими детьми (I—II классы) не должно вызывать у них мышечного утомления, которое может развиться при длительном удержании стати ческой позы, поэтому переход от одного исходного положения в другое следует проводить своевременно и последовательно: из исходного положения стоя перевести детей в положение сидя, затем в положение лежа (на спине, живо те) и обратно в том же порядке.
Использование музыкального сопровождения способствует повышению эмоционального настроя учащихся, одна ко, прежде чем приступить к обучению упражнениям под музыку, предварительно их надо апробировать.
Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений — ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.
При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания. Так, например, использование фронтального метода позволяет добиваться наибольшей плотности (двигательной активности). Он применяется при обучении ходьбе, бегу, общеразвивающим упражнениям, некоторых видов прыжков, метания, в элементах лыжного строя и т. д.
Поточный метод применяется при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе и на скорость, в прыжках в высоту и в длину с разбега, при обучении акробатическим упражнениям и т. д.
В работе с учащимися малокомплектной школы на ибо лее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей III—IV классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста.
Конечно, использование такого метода возможно при наличии необходимых условий и спортивного инвентаря (определенного набора). Возможно выполнение упражнений и единым потоком, т. е. всеми учащимися (друг за другом), но тогда с меньшими требованиями к младшим.
В практике работы используются оба варианта поточного метода. Так, например, при обучении учащихся какого-либо класса новым упражнениям учитель распределяет детей на два-три потока (по классам). Один или два класса детей занимаются самостоятельно, выполняя упражнения на повторение и закрепление пройденного, а учащихся другого класса учитель обучает новым упражнениям. И так по мере необходимости учитель отдельно занимается то с од ним, то с другим классом для усвоения наиболее сложных разделов программы.
В другом варианте предлагается однотемное задание для всех учащихся, например в равновесии. В этом случае младшие выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки, руки на поясе, старшие также выполняют ходьбу по скамейке, но с дополнительным более сложным заданием — подбрасывать и ловить мяч.
Посменный метод применяется при обучении детей лазанью, метанию, акробатике и т. д. При таком способе обучение учащихся разных классов может проводиться с использованием одних и тех же заданий, но с разным уровнем требований к технике упражнений и различной дозировкой (физической нагрузкой) к младшим и старшим детям.
Групповой метод используется, как правило, в основной части урока, так как позволяет в большей мере осуществлять дифференцированный подход к обучению отдельных видов упражнений учащихся разных классов в соответствующей дозировке.
Например, учитель разучивает с детьми II класса упражнения в метании, а учащиеся III класса выполняют прыжки через короткую скакалку, дети I класса упражняются в переброске мячей друг другу. По сигналу учителя учащиеся заканчивают упражнения и переходят к выполнению других заданий. Одним из условий группового метода является рациональное чередование видов упражнений в определенной последовательности и в соответствующей на грузке учащихся каждого класса.
Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение и закрепление пройденного программного материала по развитию движений, но значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся всех классов. Игра доставляет детям радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.
Проводить подвижные игры на уроках физической куль туры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учителю следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил.
Предложенные варианты игр (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.
Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с при мерно равными двигательными возможностями, чтобы иг рать было весело и интересно. Выбирать водящих следует с помощью коротких считалок или проводить убедительный аргумент (довод), т. е. по справедливости.
В играх с бегом, если дети стоят по кругу, можно предложить по нескольку водящих от младших и от старших ребят. Другой вариант — образовать несколько кругов со своими водящими и т. д.
В играх-эстафетах с бегом, прыжками, передачей мяча также необходимо продумывать наиболее целесообразный вариант построения и проведения. Так, например, в эстафете «Догони свою пару» игроки могут построиться по классам, т. е. двумя командами с небольшим интервалом одна от другой. В перебежках (на быстроту) вначале могут вы полнить задание старшие, а младшие — наблюдать, затем можно разделить детей на две команды, равные по своим физическим возможностям. В игре «Салки с ленточками» необходимо образовать две команды — от старших и младших со своими водящими. При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшается дистанция, для старших увеличивается высота и т. д. Однако имеются и такие игры, которые следует проводить отдельно по классам.
Игры, требующие достаточно большого пространства, можно проводить только на площадке (или пришкольном стадионе), используя при этом игровые упражнения, эстафеты, компенсирующие дефицит движений в зимнее время. В содержание третьей, заключительной, части урока, задачей которой является приведение организма детей в относительно спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т. д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, т. е. дифференцированно.
Заключение
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.
В сельской малокомплектной школе много вопросов связано с построением уроков ввиду малой наполняемости классов. На уроках физкультуры педагог вынужден либо заниматься с маленькими группами детей по 3-7 человек, либо объединять классы и создавать разновозрастные группы.
В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
Литература
Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. 1984
Байбородова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Масленников С.М. Методика обучения физической культуре М., 2004
Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001
Кузнецова В.И. Развитие двигательных качеств школьника, М, 1967
Методика физического воспитания с основами теории. Учеб.пособие для пед. институтов. Матвеев А.П. Мельников С.Б. . М. 1991.
Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов. Пособие для учителя . Под ред. Ляха В.И.М. 1997
Методика физического воспитания. Учеб.пособие для учащихся школьных пед.училищ.. Качашкин.В.М. М. 1980
Настольная книга учителя физической культуры. Автор-составитель: Погадаев Г.И., . М. 2000. 445с.
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л.Б., М. 1998.458с.
Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. Книга для учителя. М. 1990.
Физическая культура и спорт на селе. Под ред. Постникова Д.В., М. 1962. 189с.
Физическое воспитание в малокомплектной школе. Пособие для учителей. 2-е изд.доп. и перераб. М. 1983
Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. Ростов-на-Дону, 1993. 235с.
Организация разновозрастного взаимодействия
Разновозрастное взаимодействие школьников – необходимый компонент любой системы образования, так как именно оно делает процесс общения детей друг с другом максимально интересным, заманчивым, привлекательным, а результаты воспитания и обучения – эффективными. Мы предлагаем описание опыта организации подобной работы средствами физической культуры.
Знакомая ситуация
Стандартная классно-урочная система, разделение учащихся по полу и возрасту на некоторых уроках, несомненно, вносят дисгармонию в сферу детского общения, обедняют эмоциональное развитие школьников. А на физической культуре строгое разделение учеников по возрастам и классам оказывается абсолютно нелепым и бессмысленным – настолько разным бывает уровень физического развития ребят в каждом классе. Урок физкультуры в любом случае требует от педагога поиска таких форм работы со школьниками, при которых неравенство физической подготовки детей будет учитываться. Прекрасным вариантом решения проблемы может стать разновозрастное деятельностное общение. Изобретать ничего не требуется. Мир людей так устроен: все мы разные.
Чтобы организовать успешное разновозрастное взаимодействие на уроке физкультуры, совсем не обязательно специально что-то перестраивать – можно просто использовать те условия, которые существуют практически в любой школе.
Вот стандартная ситуация. Уроки физкультуры в 1-м и в 6-м классах в расписании приходятся на одни и те же часы, но зал только один. Ничего страшного, уверены те, кто составляет расписание, – это же физкультура, а не математика! Можно расстроиться и начать делить зал скамеечками и сетками. А можно, наоборот, порадоваться: вот он, момент, когда старшие и младшие школьники смогут с удовольствием пообщаться, почувствовать себя нужными друг другу и успешными! И урок проводят два учителя, появляются новые возможности для организации двигательной деятельности.
Вместе веселее
Перед уроком с такой «накладкой» мы договариваемся с коллегой о ходе занятия: например, решаем строить занятия по принципу индивидуального взаимодействия школьников шестых и первых классов.
А дальше все оказывается просто. Старшие дети, хотя это только шестой класс, на самом деле уже многое умеют. С ними вполне можно не только обсудить, но и придумать весь урок. Наши шестиклассники, разобрав первоклассников под личную ответственность, с подсказками и поддержкой учителей решают провести разминочные комплексы упражнений – каждый со своим подопечным. Так перед нами возникает восемнадцать авторских разминок, проводимых ребятами со всем энтузиазмом, старанием и гордостью. Ученики шестого класса чувствуют себя знающими, опытными специалистами по сравнению с первоклашками и поэтому очень стараются показать все свои умения. У них появляется реальное чувство ответственности за свое детище, за за свою работу.
Реакция первоклассников по-настоящему завораживает. Надо видеть, как в эти моменты малыши с восторгом и обожанием смотрят на старших по возрасту ребят! Первоклашки становятся особенно внимательными. Необычная форма урока кажется им новой и привлекательной. Они усердно выполняют предложенные упражнения и изо всех сил стараются не подвести своих «тренеров». При этом у всех детей повышается мотивация для занятий физкультурой, увеличивается двигательная активность, возникает чувство успешности и ощущение нужности своих умений и навыков. Для шестиклассников такой урок становится замечательным опытом работы, в том числе организационной. Малышам тесное сотрудничество со старшими ребятами помогает знакомиться со школой, учит общению. Дети теперь повсюду будут узнавать друг друга, станут друг для друга значимыми, а это уже немало. А для нас, учителей, такой урок – хорошая возможность посмотреть со стороны, чему и как мы на самом деле учим детей.
Многолетний опыт работы с разновозрастными детскими сообществами средствами физического воспитания позволяет говорить об эффективности и разнообразии форм работы в этом направлении. Условия для разновозрастного взаимодействия могут возникать стихийно, быть обусловлены какими-то внешними обстоятельствами, а могут специально создаваться педагогами как одно из мощных средств образования. По ходу работы в доступных детям формах каждый ребенок может успешно овладевать не только учебными навыками, но и познакомиться с рядом теоретических знаний, освоить методические аспекты физической подготовки. А учителя, в свою очередь, могут использовать такую форму работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
На уроке
Таким способом может быть организован целый урок или его часть. Формы такого взаимодействия весьма разнообразны:
разминочный комплекс упражнений, проводимый как с целым классом, так и парами (об этом было подробно рассказано выше);
индивидуальное разучивание различных физических упражнений, когда старший ученик уже хорошо владеет техникой выполнения или учится вместе с младшим, показывая и объясняя своему подопечному, как правильно выполнять задание;
помощь старшеклассников в проведении совместных тестирований физических качеств (чувство ответственности перед младшими делает эту работу гарантированно честной и качественной даже при отсутствии постоянного учительского контроля);
организация подвижных игр вместе с младшими при помощи создания временных разновозрастных команд (младшеклассник быстрее доверится старшему товарищу, чем взрослому руководителю, и сможет лучше включиться в работу);
организация учащимися 8-х, 9-х и 10-х классов соревнований по легкой атлетике для учеников начальной школы (например, «Осенние старты»). Такая форма работы может быть использована старшеклассниками в качестве учебного материала, который они будут осваивать в первой четверти, со сдачей зачета. См. об этом: «Судейская практика на уроке физической культуры» – «Спорт в школе», № 21/2004); мастер-класс или показательное выступление ученика, занимающегося каким-либо видом спорта;
подготовка и проведение тематических учебных занятий или нескольких уроков, объединенных одной темой, – это уже может стать темой проектной работы;
исполнение учеником роли помощника учителя на одном отдельно взятом уроке или в течение достаточно продолжительного времени: четверть, полгода или учебный год, с последующей письменной итоговой рефлексивно-аналитической работой по осмыслению полученного личного опыта;
создание старшеклассниками «педагогических мастерских»: ребята с увлечением подыскивают и готовят материал для их проведения, для уроков с младшими, осваивают азы педагогической деятельности, пробуют свои силы в возможной будущей профессии (в качестве учителей);
инсценировки на уроках физкультуры: старшеклассники придумывают сценарий сказки, включающий различные комплексы физических упражнений. Таким способом они смогут лучше усвоить принципы подбора и построения физических упражнений, учитывая их направленность и дозировку;
специально составленная программа «Старший – младшему», рассчитанная на 1–2 учебных года. Ее лучше всего использовать в 10–11-х классах как элемент профильного обучения (см. об этом: «Как развить интерес к урокам физкультуры» – № 14/2008); особая организация занятий по лыжной подготовке, когда расписание составляется таким образом, чтобы можно было провести совместный поход на природу учеников нескольких классов. Это способствует воспитанию у детей чувства ответственности, взаимопомощи, передаче опыта старших – младшим, возникновению крепкой дружбы.
Конечно, мы перечислили не все формы разновозрастного взаимодействия школьников на уроках физкультуры. Любой учитель может добавить свои примеры сотрудничества школьников.
Внеурочная деятельность
Эту работу можно проводить с детьми и после уроков – есть много разных способов, приведем лишь самые распространенные:
подвижные перемены, где зал открыт для всех желающих (основное правило: если тебе мешают, сам найди место в зале, где тебе мешать не будут); из всех видов двигательной активности в данное время исключен только футбол как травмоопасный вид спорта при большом скоплении людей;
активный отдых, подвижные игры на улице, не имеющие ограничений ни по возрасту, ни по количеству участников;
открытие «Свободных двигательных пространств» при непосредственном участии детей разных классов школы при организации и проведении Спартакиад, конкурсов, общешкольных праздников и мероприятий;
сюжетно-ролевые игры различных экспериментальных команд;
организация общешкольного праздника «Цирк! Цирк! Цирк!»;
творческие и проектные работы по предмету «физическая культура» (см. об этом: «Творческая работа. Проект: мой опыт по обучению группы шестиклассников основам организации и проведению соревнований по баскетболу» – № 19/2004; «“Веселые старты”: соревнования или творчество» – №№ 22, 23/2005; «Баскетбол для малышей» – № 2/2005);
зимнее и летнее ориентирование, походы, однодневные и многодневные образовательные выезды и поездки, школьные туристические слеты (см. об этом: «Турслет может быть игрой» – № 18/2005 и «Туристский слет для начальной школы» – № 6/2005). Учителю физкультуры
У учащихся сельских и городских школ существует различие по целому ряду показателей физического развития и двигательных навыков. Это связано не столько с удалённостью и социальными условиями жизни на селе, сколько с организацией физического воспитания в школе, отношением к работе как самого учителя, так и администрации школы. Каждый педагог в сельской школе – это и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как учитель решает возникающие многочисленные проблемы, опираясь на практику работы, учитывает нужды преподаваемого предмета, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит престиж предмета и формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у школьников.
Одним из путей повышения интенсивности, эффективности и эмоциональности учебного процесса, снижения финансового бремени является разновозрастное обучение, которое предполагает совместную деятельность детей разных классов по решению частных, в зависимости от возраста, и общих для всех задач. Проблема игровой и соревновательной деятельности на уроке решается через воспитание помощников из старших ребят, делегирование им ряда педагогических функций. Воспитательный потенциал разновозрастного обучения позволяет старшим помогать, а младшим подтягиваться, видя зону своего ближайшего развития. При разновозрастном обучении активнее идет развитие организаторских способностей детей и самостоятельности, предоставляется возможность успешнее вести опережающее обучение и применять личностно ориентированный подход.
Урок физической культуры в малокомплектной школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитания физических качеств учащихся.
Практика работы малокомплектных сельских школ показывает, что уроки физической культуры целесообразно строить на однотемном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях, при разучивании нового материала и т. д.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении учащихся разного возраста, необходимо более сложные задания предлагать старшим детям, а упрощенный вариант тех же заданий – младшим школьникам в соответствии с программой каждого класса. Соответственно предъявляются и требования к качеству (технике) выполняемых упражнений.
Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре: вводная, основная и заключительная части.
Вводно-подготовительная часть урока (8–10 мин) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.
В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Необходимо акцентировать внимание старших детей на четкое выполнение команд и распоряжений, умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе, беге. В беговых упражнениях впереди находятся старшие школьники, а следом – младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными требованиями и по внешним признакам утомления всех учащихся (побледнение лица или чрезмерное покраснение, одышка, отказ от выполнения упражнений).
В основной части урока (25–30 мин) решаются наиболее сложные задачи обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивиду­альными особенностями учащихся каждого класса. В содержание этой части урока входят общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предметами – мячами, скакалками, палками, на скамейках и т. д. Общеразвивающие упражнения содействуют укреплению мышц, суставов, умению ориентироваться в пространстве. Ведущее место занимает обучение основным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, упражнениям в равновесии, лазанью, акробатике, передвижению на лыжах и т. д. Обязательным компонентом каждого урока являются игры.
При выполнении общеразвивающих упражнений учащимися необходимо учитывать особенности построения учащихся. Так, выполнять гимнастические упражнения можно различными способами (в колоннах, шеренгах, в два полукруга и т. д.). Наиболее рациональный вариант – построение учащихся по классам с небольшим интервалом между ними, тогда учителю легче контролировать действия учащихся и регулировать физическую нагрузку.
При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приемы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.
Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все учащиеся, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны. Например, старшие дети выполняют повороты с четкой фиксацией положения рук, ног, туловища и на определенный счет, а младшие делают поворот переступанием или прыжком и так далее.
Выполнение упражнений младшими детьми не должно вызывать у них мышечного утомления, которое может развиться при длительном удержании статической позы, поэтому переход из одного исходного положения в другое следует проводить своевременно и последовательно.
При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания. Так, например, использование фронтального метода позволяет добиваться наибольшей плотности (двигательной активности). Он применяется при обучении ходьбе, бегу, общеразвивающим упражнениям, некоторым видам прыжков, метанию, в элементах лыжного строя и т. д.
Поточный метод применяется при проведении упражнений в чередовании ходьбы и бега по отрезкам, в том числе и на скорость, в прыжках в высоту и длину с разбега, при обучении акробатическим упражнениям и т. д. В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения выполняются первым потоком с участием детей старших классов, а затем выполняют задания младшие школьники. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность для дифференцированного подхода в обучении учащихся разного возраста – при наличии необходимых условий и спортивного инвентаря. Возможно выполнение упражнений и единым потоком, т. е. всеми учащимися (друг за другом), но тогда с меньшими требованиями к младшим.
В практике работы используются оба варианта поточного метода. Так, например, при обучении учащихся какого-либо класса новым упражнениям учитель распределяет детей на два-три потока (по классам). Один или два класса детей занимаются самостоятельно, выполняя упражнения на повторение и закрепление пройденного, а учащихся другого класса учитель обучает новым упражнениям. И так по мере необходимости учитель отдельно занимается то с одним, то с другим классом для усвоения наиболее сложных разделов программы.
В другом варианте предлагается однотемное задание для всех учащихся, например в равновесии. В этом случае младшие выполняют ходьбу по гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки, держа руки на поясе, старшие также выполняют ходьбу по скамейке, но с дополнительным более сложным заданием – подбрасывать и ловить мяч.
Посменный метод применяется при обучении детей лазанью, метанию, акробатике и т. д. При таком способе обучение учащихся разных классов может проводиться с использованием одних и тех же заданий, но разным уровнем требований к технике упражнений и различной дози­ровкой (физической нагрузкой) для младших и старших детей.
Групповой метод используется, как правило, в основной части урока, так как позволяет в большей мере осуществлять дифференцированный подход к обучению отельных видов упражнений учащихся разных классов в соответствующей дозировке. Например, учитель разучивает с младшими школьниками упражнения в метании, а старшие учащиеся выполняют прыжки через короткую скакалку, самые младшие упражняются в переброске мячей друг другу. По сигналу учителя учащиеся заканчивают упражнения и переходят к выполнению других заданий. Одним из условий группового метода является рациональное чередование видов упражнений в определенной последовательности и при соответствующей нагрузке учащихся каждого класса.
Подвижные и спортивные игры являются обязательным компонентом практически каждого урока. Проводить игры на уроках физической куль­туры в малокомплектной школе сложно. Новую игру учителю следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые действия до начала, а не в процессе игры. Если игра детям знакома, то можно ограничиться напоминанием лишь основных правил. Предложенные варианты игр (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры. Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.
В играх с бегом, если дети стоят по кругу, можно предложить по нескольку водящих из числа младших и старших ребят. Другой вариант – образовать несколько кругов со своими водящими и т. д. В играх-эстафетах с передачей мяча также необходимо продумывать наиболее целесообразный вариант построения и проведения. В эстафете игроки могут построиться по классам, т. е. двумя командами с небольшим интервалом одна от другой. В перебежках (на быстроту) вначале могут выполнять задание старшие, а младшие — наблюдать, затем можно разделить детей на две команды, равные по своим физическим возможностям. При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшается дистанция, для старших увеличивается высота и т. д. Однако есть и такие игры, которые следует проводить отдельно по классам.
Заключительная часть урока направлена на восстановление организма учащихся. Она включает упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности и т. д.
Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, т. е. дифференцированно.
При проведении уроков физической культуры необходимо соблюдать правила безопасности.
Известно, что успешность формирования умений и навыков в значительной мере зависит от степени осознания детьми ставящейся перед ними задачи. Ученик должен понять и принять то, что от него хотят, и тогда доля самостоятельности в его деятельности будет преобладать.
Для учеников большое значение имеет сиюминутный интерес, удовольствие, испытываемое в каждый момент деятельности. Мотивируя учащихся на добросовестные занятия, учитель в той или иной форме говорит ученикам о пользе физических упражнений для здоровья, о необходимости выполнения норм двигательной подготовленности, но при этом мало учитываются личные интересы детей. Именно личный интерес служит самым сильным стимулом. Как сформировать такой внутренний интерес к физической культуре, вызвать сознательную активность детей на уроке?
Условия сельской малочисленной школы в решении этих вопросов имеют свои плюсы и минусы. Организация учебного процесса и проведение занятий по физической культуре в сельских и малокомплектных общеобразовательных учреждениях допускают объединение учащихся в учебные группы в каждой параллели классов (1–2, 3–4, 5–6 и т. д. или 1–2–3, 4–5–6 и т. д.) при условии их недокомплектации. Каждая такая группа должна объединять не менее 10 учащихся. При объединении учащихся разных классов объем часов, выделяемых базисным учебным планом на образовательную область «Физическая культура» для каждого класса сохраняется (2 часа в неделю). Следовательно, такое объединение позволяет фактически увеличить объем недельных занятий по физической культуре от четырех и выше для каждой группы, созданной из параллельных классов. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение: увеличивается плотность урока; возможна реальная взаимопомощь и шефство старших учеников над младшими.
При объединении классов возникают дополнительные трудности. Прежде всего, это вопросы планирования и ведения урока в разновозрастной группе, составления расписания, организации и проведения спортивных соревнований и др. Но эти сложности в полной мере окупаются новыми возможностями. Объединение трех классов позволяет получить шесть уроков в неделю вместо двух традиционных. Уроки можно сделать спаренными в средних и старших классах при проведении игровых, лыжных, туристических уроков. Нагрузка (т. е. количество уроков) и зарплата учителя остаются прежними.
Объединение классов повышает эффективность и эмоциональность занятий.
Большое количество уроков даёт возможность расширить предлагаемый программой практический материал, особенно по лёгкой атлетике и лыжной подготовке. Возможно включение дополнительного материала по туризму, ориентированию, кроссовой подготовке, футболу, бадминтону, шейпингу, восточным единоборствам и т. д. Это решает учитель с учётом своей специализации и возможностей школы.
На первый план здесь выходят комплексные уроки (за исключением лыжной подготовки). В такие уроки могут входить 2–3 вида упражнений в различных сочетаниях, например: лёгкая атлетика – гимнастика; лёгкая атлетика – гимнастика – спортивные игры; спортивные игры – силовые упражнения – кросс; лёгкая атлетика – спортивные игры и т. д. Возможно разнообразие упражнений по дням недели: понедельник, среда, пятница – лёгкая атлетика; вторник, четверг – спортивные игры; суббота – гимнастика, подвижные игры. Как показала практика, учащиеся охотно посещают межвозрастные уроки, мотивируя это тем, что интереснее заниматься, можно научить других, повысить свой авторитет, показать свои умения и знания, организовать игры и соревнования команд.
Разновозрастные уроки позволяют школьникам овладеть различными социальными ролями: взрослого, ответственного за младшего товарища, учителя, организующего работу в группе. На таких уроках развиваются коммуникативные умения, способность быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, что крайне важно для учащихся малочисленных классов. Это дает возможность формировать навыки самоконтроля, умения самостоятельно «добывать» знания, обобщать их и делать выводы, видеть главное.
Одной из проблем в малокомплектной школе является организация физкультурно-оздоровительной работы. Учителя физической культуры испытывают большие трудности при организации различного рода соревнований с небольшим количеством учеников в классах и, порой, с одним классом в параллели. Как провести их, чтобы всем участникам – с 4-го класса по 11-й – было интересно? Как правильно определять победителей и чем при этом руководствоваться?
Опыт работы показал эффективность организации соревнований по принципу круглогодичной спартакиады, когда в конце каждого учебного года подводятся общие итоги. В соревнованиях участвуют все классы, каждый ученик может проявить себя в каком-либо виде спорта, выбранном по собственному желанию. В начальном звене целесообразно проводить «Веселые старты», дни здоровья, соревнования по подтягиванию, Праздник мяча, туристические слеты, игру «Папа, мама, я – спортивная семья». Остальные соревнования – по группам классов: начальное звено, 5–7 классы, 8–11 классы. Чтобы уравнять возможности классов, различающихся по возрасту, в командах младших школьников выставлять на площадку на одного игрока больше. Это можно практиковать при игре в волейбол, баскетбол, мини-футбол и т. д. Соревнования по подтягиванию могут стать настоящим спортивным праздником, когда вся школа собирается в спортивном зале. Победителей можно определить как в личном зачете в каждом классе, так и в группах классов: 2–3 классы, 4–5 классы, 6–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы. В перерывах между выступлениями классов можно проводить викторины на темы здорового образа жизни и спорта. Особую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы играют дни здоровья. При их организации необходимо каждый раз вносить что-то новое, интересное как для пятиклассника, так и для ученика 11-го класса.
Туризм – одна из важных частей внеклассной работы в малокомплектной школе. Он обеспечивает решение многих педагогических задач, которые невозможно осуществлять при помощи других видов деятельности. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки особенно способствуют укреплению здоровья учащихся, удовлетворяют стремление ребят к