Урок Сбор и систематизация материала. Сложный план (6 класс)

27
Р.р. Сбор и систематизация материала. Сложный план
Цели: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; повторить правила составления плана к тексту; познакомить с разновидностями сложного плана; закрепить полученные сведения на практике; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.
Оборудование: памятка «Как составлять план текста» (в виде раздаточного материала, или на доске, или в виде таблицы).
ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания. Выборочная проверка упражнений.
Актуализация опорных знаний
Беседа
Повторение правил составления плана.
Памятка 1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов. 2.. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их. 4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, все ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и основную мысль текста; нет ли повторов слов.
5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст. 6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Сообщение темы, целей и задач урока
IV. Объяснение нового материала
-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?
1. «Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.165)
2. Слово учителя
-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.
3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)

Источники сбора материала для сочинения
Методы сбора материала
Систематизация материала

Книга
Наблюдение над действительностью
План

Картина
Беседа, чтение
Вступительная, заключительная части

Фильм
Записи
Сбор доказательств, аргументация фактов

Жизнь
Опрос, беседа
Подбор примеров


- Чем же отличается простой план от сложного?
Сложный план отличается от простого тем, что отдельные пункты его, являющиеся заглавиями значительных частей текста, включают в себя подпункты (то есть заголовки более мелких частей).
Возможные образцы «скелета» сложного плана

I. II. 1. 2. а) б) 3. III.
1. 2. а) б) в) 3.


Работая над сложным планом, мы учимся обобщать материал, группировать его, систематизировать. При записи сложного плана необходимо внимательно следить за точной формулировкой пунктов (лучше использовать назывные предложения), употреблением знаков препинания, а также заглавных и прописных букв. Следует избегать повторений слов.
V.Закрепление изученного материала.
Работа с учебником
Упражнение №180 с. 102
Упражнение №181 с.103 /усно/

VI. Подготовка к написанию сочинения
Работа над сочинением.
Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»
Сегодня нам предстоит на основе подобранного и систематизированного материала написать сочинение. Каждый из вас должен постараться написать такое сочинение, чтобы оно не было похоже на работу товарища, а отражало ваш личный взгляд на данную тему
Коллективная работа.
2. Сбор материала
-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?
Наша задача написать сочинение-описание кабинета или класса в художественном стиле. Давайте сначала составим план будущего сочинения.
1) Расположение кабинета.
2) Вход в него (дверь).
3) Освещение кабинета (окна, светильники).
4) Потолок, пол, стены.
5) Мебель (ученические столы, стулья, стол учителя, шкаф или стеллаж).
6) Общее впечатление (мое отношение к кабинету).
Какие языковые средства необходимо использовать, чтобы написать сочинение именно в художественном стиле? (Подобрать яркие эпитеты и сравнения, использовать олицетворения при описании мебели, например, рассказать о сказочном разговоре ученических столов или книг в шкафу).
Задание 2
3. Словарная работа
-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)

-Подберите синонимы к словам и запишите их:
Висят (лампы) – прикреплены.
Висит (портрет) – находится, прибит
Висит(доска) – расположена.
Стоит(стол) – находится.
Стоят(парты) – размещены
Стоит(шкаф) – поставлен.
Класс – комната, помещение, кабинет.

Варианты начала сочинения
«И вот передо мной большой светлый кабинет. Ряды парт и стульев. Чем же отличается он от многих других кабинетов-братьев?»
«Я сижу за партой. Учитель объясняет новый материал, обращаясь к стендам, прикрепленным к стенам, иллюстрациям, расположенным на полках кабинета. И я вдруг по-другому увидел то помещение, в котором так часто бываю.»
«После уроков гасят свет, и кабинет погружается во мрак, только окна, которые до этого были темные, даже черные, моментально становятся светлыми...»
Варианты концовки
«Мне очень нравится наш кабинет, а вам?»
«Заходите чаще в наш кабинет литературы, и вы не заметите, как попадете в сказку.»
«Вот такой он замечательный, наш кабинет!»

VI. Итог урока
-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?
-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?

VII.Домашняя работа:
Закончить подбор материалов к сочинению.