Конспект урока развития речи Сбор и систематизация материала 6 класс


Развитие речи. "Подготовка к сочинению. Сбор и систематизация материала."6 класс
Овчаренко Е.И.Описание материала: данный урок предназначен для учащихся 6 класса при обучении написанию сочинения. очень важно еще с 5-6 классов знакомить учащихся, как правильно вести работу над сочинением, как собирать и обрабатывать нужный материал.Цель: знакомство учащихся с источниками материала для сочинений в соответствии с данной темой, приемами сбора, вариантами его систематизации; формирование навыков работы с дополнительной литературой; развитие творческого начала в ребенке через привитие чувства красоты окружающего мира.Задачи: научить учащихся находить и отбирать материал для конкретной темы сочинения; равивать внимание при работе над сочинением.Оборудование: пословицы на карточках.ХОД УРОКАI. Проверка домашнего задания. Выборочная проверка упражнений.II. Актуализация опорных знанийБеседа-Что такое интерьер?-Что характерно для описания интерьера?III. Сообщение темы, целей и задач урокаIV. Объяснение нового материала-Что может помочь написать хорошее, интересное, подробное сочинение, точно соответствующее поставленной теме?1. «Наш друг-учебник». Знакомство с памяткой (с.243)2. Слово учителя-Если хотите, чтобы ваше сочинение было интересным, необычным, то начните готовиться к его написанию заранее. Что же необходимо вам в первую очередь? Тема сочинения. Второе – отобрать необходимый материал, который вы используете. В зависимости от стиля и типа речи вы можете составить словарик. Если ваше сочинение будет о каком – то известном человеке, картине, здании и т. п., то следует прочитать и выписать из энциклопедии или другой книги необходимые сведения; если будете рассказывать что-то о семье, то расспросите родных, то есть будете пользоваться различными источниками для сбора информации.3. Знакомство с таблицей, расположенной на доске (запись в тетрадях)Источники сбора материала для сочинения-книга; методы сбора материала-наблюдение над действительностью;систематизация материала -план. Источники сбора материала для сочинения-фильм; методы сбора материала-записи; систематизация материала -сбор доказательств.Источники сбора материала для сочинения - жизнь; методы сбора материала-опрос, беседа; систематизация материала -подбор примеров.V.Закрепление изученного материала. Работа над сочинением.1. Знакомство с темой сочинения «Наш класс (кабинет)»2. Сбор материала-С помощью каких методов и используя какие источники мы начнем сбор информации на эту тему?Задание 1Оглянитесь и запишите наиболее интересные свои наблюдения словосочетаниями (образец- на доске).-Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Что в этом случае надо делать? (обращение к словарю)Занавеска линолеумКафедра деревянныйПолированный масляная краскаМраморный бюст фотографияИллюстрацияЗадание 2Воспользуйтесь пословицами на карточках, объясните их смысл, запишите те, которые вы могли бы использовать в своем сочинении.-Стол спасибом красится.-Сумеем съесть, было бы к чему сесть.-Такой пирог, что насилу ноги переволок.-У каждого дома свой потолок.-В тесноте, да не в обиде.-Живет в тоске и спит на голой доске.-Изба красна углами, а обед пирогами.3. Словарная работа-Часто вам не хватает словарного запаса, чтобы избежать повторов. Какие лексические средства связи, помогающие нам с этим справиться, вы уже знаете? (Синонимы)-Подберите синонимы к словам и запишите их:Висят (лампы) – прикреплены.Висит (портрет) – находится, прибитВисит(доска) – расположена.Стоит(стол) – находится.Стоят(парты) – размещеныСтоит(шкаф) – поставлен.Класс – комната, помещение, кабинет.VI. Итог урока-С какими источниками и методами сбора информации вы познакомились?-Какими источниками вы еще воспользуетесь при работе над этим сочинением?VII.Домашняя работа:Написать сочинение на тему «Наш класс»