Конспект по доноведению на тему Славен Дон








Доноведение

Тема: «Славен Дон»
























Тема: «Славен Дон»

Задачи урока: - формирование представлений об историческом времени;
- воспитание нравственной и патриотической личности;
- воспитывать любовь к родному краю и его традициям;
- развивать эмоциональное восприятие красоты, национальное своеобразие традиций донского казачества;
- развивать умение играть на музыкальных инструментах;
- развивать вокально-хоровые навыки при пении казачьих песен.

Ход урока.
Оргмомент.
(Дети под музыку входят в класс)

-Здорово дневали казачата.

- Слава богу.
(Вручают хлеб-соль)

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем,
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.


С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогие наши гости
Принимайте хлеб-соль из наших рук.

-Мы приглашаем гостей в казачий курень, в самое лучшее место – горницу.
Окончены дневные работы. После вечери расходиться не хочется, начинается самое интересное – разговор. О чём он сегодня? Давайте послушаем.

Песня: «Как у нас было на Дону».

Как у нас было на Дону,
На Дону, на Дону, на Дону.

В Астраханском городу,
Городу, городу, городу.

Солетались галочки,
Галки да галки, да галочки.

Прилетал к галке сокол,
Сам сокол, сам сокол, сам сокол.

Воздымался высоко,
Высоко, высоко, высоко.

Поймал галку за крыло,
За крыло, за крыло, за крыло.

За то крыло правое,
Правое, правое, правое.

За перышко сизое,
Сизое, сизое, сизое:

Зачем ходишь стороной,
Стороной, стороной, стороной?

Чего носишь под полой,
Под полой, под полой, под полой?


Старый казак. Ох, добре песню играют! Любо!

Ученик. Деда, а я вот как слышу песню нашу, казачью, так вроде Дон наш, батюшка волною серебрится, девки гутарють, а то конь намётом пошёлИ так сладко делается, как жеребёнок до мамки тянется

Старый казак. Да, сынку, такие песни играть умеют казаки, потому как народ наш красивый, сильный добрый как Дон родимый. А руки, руки у людей золотые.

Тётка Лукерья. – Девчата, а вы зерно перебрали? А ль прогутари с казаками? Надоть наведаться да проверить вашу работу.

Ученица. Тётка Лукерья, вы чо, не верите, чо ли? Мы ж управились! Мы гутарили и работали. Вот послухайте как.

Песня: «У ворот сосна зеленая».

У ворот сосна зеленая.- 2 р.
Зеленая, зеленая, зеленая.- 2 р.

Я бабёночка молодая. - 2 р.
Молодая, молодая, молодая.

Я бабёночка муку сею.- 2 р.
Муку сею, муку сею, муку сею.

И калачики затираю. - 2 р.
Затираю, затираю, затираю.

И за реченьку отправляю.- 2 р.
Отправляю, отправляю, отправляю.

Там за реченькой - хуторочек.- 2 р.
Хуторочек, хуторочек, хуторочек.

Там живёт Ванька - писарёчек.- 2 р.
Писарёче, писарёчек, писарёчек.

А он пишет всё и малюет.- 2 р.
И малюет, и малюет, и малюет.

Обернётся и поцелует. - 2 р.
Поцелует, поцелует, поцелует.

У ворот сосна зеленая.- 2 р.
Зеленая, зеленая, зеленая.


Тётка Лукерья. Вот окаянные, всё таки с казаками встречались! А кстати, вы хоть знаете, кто такой казак.

Ученик. А как же! Казак- это слово не русское. Так называли у тюрских народов удалых, вольных людей. Появились они на Дону во времена владычества татар. Это случилось приблизительно в 1500 году.

Учитель. А как называли казаков?

-Казак – полномерная воля.
- Казак – безоглядная доля.
- Казак – не тупящийся меч.
- Казак - правды маяк.
- Казак – веры оплот.
- Казак – мужества грань.
- Казак – благородства дань.

Учитель. По берегам Тихого Дона живут донские казаки, а когда-то в давние времена эти места называли Диким полем.
- Что называли Диким полем?
Ди
·кое По
·ле  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] между [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на западе и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на востоке.

- А знаете ли вы казачьи заповеди? Назовите их.

- Люби Россию, ибо она мать твоя и ничто в мире не заменит тебе её.
- Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.
- Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
- Люби всё, что с ранних лет впитывал ты в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины.

Учитель. Донской край стал Родиной вольного казачества, знаменитого войска Донского, ставшего защитником южных границ государства Российского.

Старый казак. В каких только походах не участвовали отважные сыны казачьего Дона.

Учитель. Сражаясь, под командованием великого полководца Суворова они штурмовали Азов и Измаил, воевали в Альпах – били там Наполеона и его маршалов. Тысячи Донских казаков сложили головы на чужой и на своей, милой сердцу, земле.


Русь помнит те былые годы,
Когда свой гибельный удар
Сын дикой степи и свободы
Бросал наш предок на татар.
Когда от Дона до Урала
И вдоль днепровских берегов
Внезапной молнией сверкала
Казачья сабля меж врагов.
И помнит Русь тот день великий,
Когда бесстрашный богатырь
К подножью грозного владыки
Повёрг обширную Сибирь.
И подвиг дивный и кровавый,
Которым в летопись веков
На память вечную и славу
Внесён разрушенный Азов.
Привет донцам! Увековечен
Ваш сильный доблестный народ.
И знает мир, как вами встречен
Войны отечественной год:
Весь Дон восстал на голос чести.
И день, и ночь казак летал
И крови в битвах грозной мести
Последней капли не жалел.
И.С. Никитин


Учитель: - До сих пор поют на Дону походные песни. Вот, давайте, прослушаем одну такую песню и определим элементы музыкальной речи.
(Дети слушают песню.
За высокий, за курган по степи стелил туман,
А на небе алая заря, заря наступила.
Как по этой, по степи, слышно, движутся полки,
А впереди казаков едут командиры.
Они едут на конях, сабли востры на плечах,
А наганы у них на мундирах, знать, они стальные
. Казак по полю скакал, свою судьбу проклинал:
Зря женили рано вы меня, паря молодого.
Зря женили потому, что покинул я жену
И поехал с вами на войну, с вами, с казаками.)

Тётка Лукерья:- А я вот совсем не согласна, что и одни казаки храбрые. А казачки? Да не было б казаку удачи, если б на ратное дело его казачка не благословила – матушка родная, сестрица-краса, невеста ненаглядная, жена верная. Вся сила казака от женских рук. Ишо тот казак в люльке гулит, а руки мамины да бабины силу в него вливают, да ум, да красу! Вот так!

Учитель: - Какими же чертами характера должна была обладать женщина-казачка? Что ценят больше всего в женщинах казаки?
(Гордость, трудолюбие, верность, бесстрашие, самостоятельность.)

Учитель: - Но, несмотря на всё это, казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства.

Частушки.

Играй, братцы, плясовую
И частушки запевай.
Ну, а ты, гармонь донская,
Веселее нам играй!
Мы на Доне, на любимом
Песни звонкие поем!
На донской земле счастливой
Жизнью вольною живём!
Пропоём мы вам частушки,
А ребята подпоют.
Пусть узнают все вокруг
Казачата как живут!
Мы с весёлой песней дружим,
По-казачьи говорим.
Хорошо живем – не тужим,
Со сметаной хлеб едим!
Старину мы уважаем,
Старину мы бережём!
О донском старинном крае
Песни звонкие поём!
Ой, берёзонька, берёза,
Раскудря-кудрявая!
Хороша ты, речка Дон,
Речка величавая!
На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся.
Мы умеем веселиться
И в труде не ленимся.
Иди, казачка, танцевать,
На меня не дуйся,
Если жаль тебе сапог,
То возьми разуйся!
Казаки Новочеркасска,
Мы нигде не пропадём.
Сами музыку играем,
Сами пляшем и поём!


Ученик: - Когда у казаков появлялась свободная от службы минутка, они любили погулять немного, пошалить, но любимых в родном краю не забывали, были им всегда им благоверными мужьями, матушек добрым словом почитали, невест не забывали.

Тётка Лукерья: - Казаки, прежде всего, были воинами ловкими, смелыми, находчивыми, отличными всадниками. Казаки воспевали любовь и своему верному другу – доброму коню.

Учитель: - Не случайно возникли об этом пословицы. Вспомните пословицы о казаке и его верном друге – коне.
«Казак сам не поест, а коня накормит». «Казаку конь себя дороже». « Без коня казак кругом сирота». «Казак без коня, что казак без ружья».

Тётка Лукерья: - Верно! И в песнях казаки с любовью поют о своём коне.

Песня: «Ой, при лужку, при лужке».

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.

Эй, ты, гуляй, гуляй, мой конь,
Пока не споймаю,
Как споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

Вот споймал парень коня,
Зануздал уздою,
Вдарил шпоры под бока,
Конь летел стрелою.

Ты, лети, лети, мой конь,
Лети. торопися,
Возле Сашиного двора,
Конь, остановися.

Конь остановился,
Вдарил копытами,
Чтобы вышла красна девка
С чёрными бровями, эх.

Но не вышла красна девка,
Вышла её мати,
Здравствуй, здравствуй, милый зять,
Пожалуйте в хату.

А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу,
Разбужу я крепким сном
Спящую девицу.

А девица не спала,
Друга поджидала,
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.

Ой, при лужку, при лужке,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.


Старый казак: - А помнишь, тётка Лукерья, жизнь в казачьих станицах наполненную традициями, обычаями, песнями и плясками?

Тётка Лукерья: - А как же не помнить. Из музыкальных инструментов бывали на Дону русская гармонь, бубен, балалайка, ложки. Ох, играли ж красиво.
( Беседа учителя об музыкальных инструментах)

Тётка Лукерья: - А давайте-ка мы попробуем сыграть.

Песня: «Мы Донские казаки».

Как донские казаки, Как донские казаки, Казаки, Казаки, Казаки, Казаки, По станицам гуляли, По станицам гуляли, Гуляли, гуляли, Гуляли, гуляли. Молодушек любили, Молодушек любили, Любили, любили, Любили, любили. К одной двое ходили, К одной двое ходили, Ходили, ходили, Ходили, ходили. Одну двое любили, Одну двое любили, Любили, любили, Любили, любили. Подарочки носили, Подарочки носили. Носили, носили, Носили, носили. Подарочек не простой, Подарочек не простой, Не простой, не простой, Не простой, не простой, С ручки перстень золотой, С ручки перстень золотой, Золотой, золотой, Золотой, золотой. Серябряна калечка, Серябряна калечка, Калечка, калечка, Калечка, калечка. Балить мая сердечка, Балить мая сердечка, Сердечка, сердечка, Сердечка, сердечка. Балить сердце и живот, Балить сердце и живот, И живот, и живот, И живот, и живот. Далеко милай живет, Далеко милай живет, Он живёт, он живёт, Он живёт, он живёт. Часто вести подаёт, Часто вести подаёт, Подаёт, подаёт, Подаёт, подаёт. А я ево не боюсь, А я ево не боюсь, Не боюсь, не боюсь, Не боюсь, не боюсь, На улицу покажусь, На улицу покажусь, Покажусь, покажусь, Покажусь, покажусь. Чубатые ребяты, Чубатые ребяты, Ребяты, ребяты, Ребяты, ребяты, Прелестнаи казаки, Прелестнаи казаки, Казаки, казаки, Казаки, казаки
Старый казак: - Здорово, дед Щукарь! Седай! Ты сказывать мастак! Так, можа, расскажешь миру, как Дон наш знаешь, что про речку нашу великую деды тебе пересказали? А, можа, ещё что?

Дед Щукарь: - А и скажу. По первой загадку мою разгадайте. Только ты, дед, помолкни. Ты, можа, и знаешь, коли голова, не дырява. Я вот мальцов и спрошу. Вот ты казак без усов, скажи мне, что такое «станица» ? Чо зажурились?

Ученик:- «Станица»- первоначально так у казаков назывался небольшой отряд, который посылался в степь на разведку, они ставили там свои станы в неприступных местах. В конце 17 века станицами стали называться казачьи городки. Только донская станица Черкасск называлась городом. Станицами до сих пор называют крупные сёла на Дону и Кубани.

Дед Щукарь: Ишь, каки грамотные!

Учитель: - Погодь дед не расстраивайся. Загадай им ещё одну загадку.

Дед Щукарь: А что ж будеть называться «Курень» ?
( Курень - казачье жилище на высоких сваях или каменном подклете (нижний этаж), которые предохраняли внутренние верхние комнаты от затопления водой).

Дед Щукарь: -Любо! Любо, казачата!

Ученик:- Дедунь! Да хватит загадок. Пойдём лучше спляшем!

Дед Щукарь: - Эх, решили позабавиться над дедом!

Все: - Дедунь, спляши!

Дед Щукарь: Эх, танцор из меня никудышний. Вы мне лучше сгутарьте, кто такие поречни? Чо, зажурились? Да-а-а Испакостили речку нашу, перевели в ей поречни, жемчугов зараз не стало, много всякой живности было, да мало стало. В обиде на нас природа – мать, Дон Иванович, травы разные да зверьё. Притеснили их люди недобрые, жадюги да дурни. Вот и не стало с нами поречни

Ученик: - Погодь, дед, дак, что ж за загадка твоя, что ж за поречни такие?

Дед Щукарь: - Жил тут у нас по берегам да ерикам зверёк махонький, мохнатенький. Шустрый да ловкий, бегать да плавать мастак. По реке жил поречней и прозвали.

Тётка Лукерья: - Верно, верно деду! Дон нас и кормил и поил и красотой своей душу нашу радовал. Ах, как красиво описал наш тихий Дон Пётр Лебеденко в сказке «Петрусь – мальчонка русский».

(Под мелодию учитель читает отрывок)

« Тихий Дон, река раздольная, плещется и шепчет что-то, будто мать родная сынка убаюкивает.
На воинах солнечные блёстки сверкают, будто золотые крупинки рассыпал кто-то. В светлой воде рыбёшка искрится, весёлой игрой забавляется.
Над Доном воздух тёплый, прозрачными струйками плывёт. Чайки белокрылые летают.
Можно иногда увидеть, как в глубине реки вдруг что-то заблестит, засверкает, загорится золотыми огоньками.
Это, наверное, идёт богатырь Тихий Дон. Идёт он по своим владениям, охраняет покой края привольного, поля широкие, луга и леса зелёные».

Ученик: - Ой, Дон ты широкий и глубокий,
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон.
Ну и пусть себе Дон тихий
И зимой и по весне,
Казаки, зато как вихри,
В час веселья, и в труде
И не только тихий плавный,
И широк среди всех рек
Дон привольный необъятный!
Дон наш – батюшка навек!

Учитель: - Ой! Пора и по домам расходиться, но на последок, давайте, песню споём.



Песня : «Бравый атаман».

Эх, казаченьки! Эх, ребятушки! Разве нам горевать и тужить. Любо-дорого злого ворога Вострой сабелькой покрошить. Сабли вострые, кони быстрые, Одолеем своих врагов. Мы в любом бою с вами выстоим, Лишь бы был атаман таков. А золотые поля, Наша русская земля, А лучше нету в мире края, Чем сторонушка моя. А вострой сабелькой своей Порублю густой бурьян, А нам и жить-то веселее Коли бравый атаман. Встанет солнышко, Встанет красное, Разлетится густой туман. Лишь бы жизнь была не напрасная, Да весёлый был атаман. Будем песни петь, Будем хлеб растить, Да за правду горой стоять. Мало Родину просто так любить, Надо Родину защищать. А золотые поля, Наша русская земля, А лучше нету в мире края, Чем сторонушка моя. А вострой сабелькой своей Порублю густой бурьян, А нам и жить-то веселее Коли бравый атаман. А золотые поля, Наша русская земля, А лучше нету в мире края, Чем сторонушка моя. А вострой сабелькой своей Порублю густой бурьян, А нам и жить-то веселее Коли бравый атаман.



15