Технологическая карта урока математики в 1 классе Число и цифра 7.


Урок математики по теме: "Число и цифра 7" Учитель : Бобкова Ольга Алексеевна
Тип урока: изучения нового материала и первичного закрепления.
Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 7.
Задачи урока:
предметные:
формирование понятия числа и цифры 7;
формирование умения сравнивать числа;
определение места числа 7 в числовом ряду;
написание цифры 7.
метапредметные:
развитие навыка работы с учебником;
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
воспитательные:
формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;
Формирование УУД:
Личностные
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
развивать интерес к изучению литературы и окружающего мира;
Коммуникативные
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Планируемый результат: знать название числа 7; уметь находить число 7 в числовом ряду; уметь находить предметы представленные по семь; уметь записывать цифру 7.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Средства обучения: учебник Т.Е.Демидова «Математика», 1 класс; карточки, презентация по теме урока.
Оборудование: компьютер, телевизор.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1.Мотивирование
(самоопределение)
к деятельности.
2.Актуализация знаний.
Мотивация к деятельности.
3.Постановка учебной цели.
4.Изучение нового материала.
5.Первичное закрепление
с проговариванием
во внешней речи.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Прозвенел уже звонок,Начинается урок.В путешествие пойдем,В страну сказок попадем.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте,Сказку в душу пропускайте. (Звучит музыка)
За горами, за лесами,За широкими морями,В чудном домике своемЖивут гномы всемером.С ними поселилась я.Ну-ка, открывай глаза! (на доске рисунок - Белоснежка)
- Сегодня к нам на урок пришла Белоснежка. Она потеряла своих друзей гномов и без вашей помощи не может их найти. Ребята, а из какой сказки Белоснежка? Сколько у неё друзей гномов? А в каких сказках ещё встречается число 7? ( "Волк и семеро козлят", "Сказка о семи богатырях и спящей царевне", "Цветик - семицветик")
- Что объединяет эти сказки? Вот на этом уроке мы и познакомимся с числом и цифрой 7.
- Поможем Белоснежке найти её гномов?
Устный счет.
1. Работа с числовым рядом.
- Давайте немного пошумим, вдруг кто-то из гномов нас услышит.
Я буду хлопать в ладоши, а вы считаете и называете следующее число: 1,3,5
Теперь я показываю число, а вы называете предыдущее число: 3,6,4.
Назовите соседей числа: 2,4,6.
- Молодцы! Вот и нашёлся первый гном. (картинка гнома на доске)
2. Устный счет - презентация "Устный счёт с гномиками"
- Вот и освободили мы второго гнома. (картинка гнома появляется на доске)
3. Гномы – замечательные искатели драгоценных камней. Перед вами 3 сундука с драгоценными камнями. Нам необходимо определить из какого сундука драгоценные камни и тогда мы поможем Белоснежке выручить следующего гномика (на доске 3 сундука и камни с примерами)
4 + 2 5 + 1 1 + 5
6 - 1 3 + 3 2 + 4
2 + 3 4 + 1 6 + 1
- Вот и выручили мы третьего гнома. ( на доске картинка 3 гнома)
1. Постановка темы урока
- Один пример оказался лишним. Почему? Как получилось число 7? (6 + 1)
2. Открытие нового. Исторические сведения.
Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. 7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 «отверстий» в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот)  Число 7 считалось волшебным . И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)
Над лесами, над рекойСемицветный мост дугой.Если б мог я встать на мост,Я б рукой достал до звезд. (Радуга.)
- В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
Братцев этих ровно 7.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Они ходят друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (дни недели)
- Назовите дни недели (считают, загибая пальцы)
Вот неделя. В ней – семь дней, Поскорей знакомься в ней. Первый день по всем неделькам, Назовется понедельник. Вторник – это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка – среда – Третьим днем была всегда. А четверг – четвертый день– Носит шапку набекрень. Пятый – пятница – сестрица – Очень модная девица. А в субботу – день шестой – Отдыхаем всей гурьбой. А последний – воскресенье – Назначаем днём веселья… 
- Какие вы молодцы! Давайте вместе немного отдохнём и найдём четвёртого гномика.
ФизминуткаГномы утром рано встали (потянулись)
И уборку делать стали.
Моют окна, (имитация движения, стоя прямо)
Моют пол, (имитация движения, наклонившись)
Чистят коврик, («подметают» пол)
А потом…
Приглашают в дом друзей, (прыжки на двух ногах)
Чтобы было веселей!
( На доске появляется картинка 4 гномика)
1. Состав числа 7. (можно с геометрическим материалом)
- Как можно получить число 7? (5 + 2, 4+ 3, 3 + 4, 2 + 5, 1 + 6)
Работа в группах с геометрическим материалом, затем повтор и выполнение на доске и на карточках. ( у детей на столе наборы с геометрическим материалом)
- У вас на партах геометрические фигуры. Возьмите 7 фигур, разделите их на 2 группы.
Сколько у вас фигур в каждой группе? Как получили число 7?
Работа на карточках и у доски ( дети ставят карточки с цифрами)
7 7 7 7 7 7
1 6 2 5 3 4 4 3 5 2 6 1
7 = + 7 = + 7 = +
7 = + 7 = + 7 = +
- Хорошо справились и с этим заданием. Выручили 5 гномика. ( на доске картинка)
2. Письмо цифры 7.
- На что похожа цифра 7? ( картинки)
Вот семерка – кочерга,У нее одна нога.
Семь – точно острая коса,Коси, коса пока роса.
- Показ написания цифры 7. Дети тренируются писать цифру на карточках ( 1 строчка)
ФизминуткаЧудеса у нас на свете:
Стали гномиками дети. (Дети приседают.)
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Мы становимся всё выше,
Достаём руками крыши. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки.)
А теперь мы снова гномы
И за парту сесть готовы.
- Молодцы! Выручили ещё одного гнома. ( картинка гнома)
1. Игра "Математическое лото" (работа в паре)
- Каждый ребёнок в паре составляет примеры на сложение и вычитание в пределах 7.
Затем играют.
3 + 3
6
5 - 4
1
2 + 5
7
6 - 1
5
4 + 3
7

2. Решение примеров и раскрашивание картинки гномиков.
- Вот мы и выручили последнего гнома. ( картинка)
Белоснежка очень рада.
Ребята, с каким числом вы сегодня познакомились?
Какую цифру вы научились сегодня писать?
Какое у вас настроение?
Мы сегодня МОЛОДЦЫ?
Отметьте свое настроение с помощью дневника настроений. Включение учеников в учебную деятельность.
Посредством создания эмоциональной обстановки; определения содержательных рамок урока.
Формирование личностных УУД (обозначается смысловая ориентация)
Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для
« открытия» нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.
Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
Продолжить работу по освоению новых знаний:
формирование умения сравнивать числа;
определение места числа 7 в числовом ряду; состав числа 7; написание цифры 7.
Формирование УУД: личностных, познавательных,
коммуникативных, регулятивных.
На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.
Формирование УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Формирование личностных УУД:
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.