Постановка задачи на проверку орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.


Русский язык 2 класс ( система Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова)
Тема: Постановка задачи на проверку орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.
Цели: поставить задачу на поиск проверки орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.
Оборудование: ноутбук, SMART Board, флеш. карта с презентацией урока, учебник С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко « Русский язык» 2 класс, словари С. Ожегова.
Ход урока
1. Оргмомент ( Эмоциональное начало урока)
2. Создание ситуации успеха ( Проверка домашнего задания)
* Прочитай.
* Проверь орфограммы на месте звуков в скобках.
* Спиши. Выдели орфограммы. Слайд 1
В тот го[т] осенняя п[а]года
Стояла долго на дв[а]ре,
З[и]мы ждала, ждала пр[и]рода.
Сне[к] выпал только в янв[а]ре.
* О чем рассказал автор? О каком времени года?
* Какими словами автор подчеркивает, что очень долго не было первого снега?
* Какие орфографические задачи решали вы в ходе выполнения домашней работы? ( Обозначали звуки буквами.)
* Какой закон русского письма вы использовали для обозначения орфограмм слабых позиций? ( В русском языке звуки в слабой позиции обозначаются по их сильной позиции.)
* Постройте модель.
* Какой вывод мы сделаем из этой работы? ( Мы знаем способы проверки орфограмм слабых позиций в основе слова и умеем ими пользоваться.)
* Я вам предлагаю выполнить следующее задание ( на доске звуками записана пословица)
Осень с грибами, зима с пирогами.
*Прочитайте пословицу. Объяснить смысл.
* Кто поможет сформулировать задание?( Решить орфографические задачи в пословице.)
* Как будем действовать? (Выписать слова с орфограммами в слабой позиции, рядом записать проверочные слова. Затем записать пословицу, выделить орфограммы.)* Работать будем в парах.
С грибами-гриб ;
- +
зима- зимы ;
- +
с п_рогами- пирог; ( В первом случае не удалось проверить, поэтому обратились к орфографическому словарю)
- +
осень ( Дети ищут способ проверки путем изменения слова осень. Этот способ проверки результата не дал)*Может быть проверим по словарю? ( Проверим слово осень- осенний)
*Выделим основы и окончания. Что заметили? ( Основы разные)
*Покажите на модели.
*Основы разные, а это значит, что способ приведения к сильной позиции путем изменения слова не дает желаемого результата. Слабый звук приведен к сильной позиции в другом слове. Это разные слова.
* Почему для проверки выбрано слово осенний? Почему одно из этих слов помогает проверить другое? ( У слов осень и осенний есть общая часть осен-.Эти слова похожи друг на друга по смыслу. Они как будто родственники. Сходны по смыслу и у них есть общая часть)Значит в русском языке есть еще один способ проверки орфограмм слабых позиций при помощи родственных слов.
3. Постановка учебной задачи.
*Какую учебную задачу поставим перед собой? Слайд 2
*Прочитайте в учебнике на стр. 159 ( Узнать что такое родственные слова)
4. Анализ условий решения задачи.
* Работа с учебником упр. 144.
*Прочитайте. Значение каких слов нужно уточнить? ( у причала)
*Какое это стихотворение? Почему так считаете?
Работа в парах.
*Найти и записать слова, значение которых можно объяснить с помощью слов рыба. Слова записывать будем в столбик. Выделить основу и окончание. (Учитель на доске записывает слово рыба)
*Какие слова выписали?( Ученики выходят к доске и записывают слова в столбик и объясняют значение слов)
рыбка
рыбалка
рыбак
*Какие еще слова можно объяснить с помощью слова рыба? ( Работа со словарем)
*Что заметили?
*Найти в словах общую часть и обозначь ее так. (Учитель показывает)
*Что скажете? ( Слова сходны по смыслу и имеют общую часть называются родственными)
* обратитесь к словам, которые выписали? Найти слова с орфограммами в слабой позиции. ( Рыбка, орфограмма парного согласного в середине слова)
*Как проверим? ( Дети доказывают, подбирая проверочные слова)
Рыба. Слайд 3
* Какое открытие мы сделали на уроке? (Орфограмму в слабой позиции можно проверить с помощью родственных слов.)
* Давайте вернемся к словам осень- осенний. Почему для проверки взяли слово осенний? ( Слово осенний сходно по смыслу со словом осень. Они родственные. Выделите общую часть.
5. Итог урока
*Какую учебную задачу ставили перед собой?
* Кого хотели поблагодарить за урок?