Конспект НОД Урал-наш край Родной


НОД «Урал — наш край родной»
Задачи.
1) Образовательные:
• Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые пункты, городах Челябинской области, родном поселке;
• Познакомить с декоративно-прикладным искусством Южного Урала, городов Челябинской области;
2) Развивающие задачи:
• Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;
• Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;
• Развивать эстетические чувства через восприятие предметов декоративно-прикладного искусства.
3) Воспитательные задачи:
• Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, слайды «Города Южного Урала».
Методы и приёмы. Использование художественного слова. Использование ТСО. Рассказ педагога о городах, природе, ювелирном искусстве Южного Урала.
Словарная работа: ювелир, южноуральцы, кременкульцы, самоцветы.
Ход занятия:
«На карте мира не найдешь,
Дом, в котором ты живешь.
Даже улицы родной,
Не найдешь на карте той.
Зато всегда на ней найдешь,
Свою страну, свой общий дом. »- Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть и леса (каким цветом они обозначены на карте, и моря (а они какого цвета, и реки (найдите их на карте). А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей)
- В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал – батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал – значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «каменным поясом». Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет (ставим на карте буквы «С» и «Ю», обозначающие север и юг). Посмотрите на карту, как растянулся Урал – пояс с севера на юг. Как вы думаете, что обозначает буква «С»? А буква «Ю»? (ответы детей)
- Справа от Уральских гор я поставлю букву «В» - здесь находится восток, там всегда встает солнышко. А слева «З» - это запад, туда солнышко спать ложится – западает за горы. Давайте повторим и покажем, где же у нас какие части света находятся (дети показывают на карту и называют стороны света) .- А теперь я проверю, запомнили ли вы, где находятся эти части света. (воспитатель собирает в мешочек буквы, дети достают по одной букве и расставляют их на карте) .- Ай да молодцы! А вы знаете, где мы с вами живем? (ответы детей)
- Мы живем на Южном Урале, правильно. Кто попробует показать на карте, где же находится Южный Урал (дети показывают). У нас на Южном Урале живет много людей, они разной национальности. Давайте, еще раз назовем их (ответы детей.)
- Посмотрите, ребята, вот горка самоцветная. Видно Хозяйка Медной горы нам место заветное показывает (на слайде)
Откуда этот камень — самоцвет.
То розовый, то красный. то зеленый,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студеной‘?
Откуда этот ветер смоляной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как звук летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
- Какие несметные богатства таит в себе земля Уральская. Посмотрите, как много здесь камней. Скажите, а где вы можете встретить камни? (выслушивает ответы детей) Верно, везде: в реке, на дороге. Но больше всего камней конечно в горах. Посмотрите, как красивы Уральские горы (размещает на магнитной доске фотографии с видами Уральских гор). Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. Давайте повторим — «полезные ископаемые». Скажи, Матвей, Лера. Повтори, Даша. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? (выслушивает ответы детей, по ходу демонстрирует образцы полезных ископаемых)
- Верно, простой уголь — это тепло в наших домах, гранит, мрамор и известняк — надежные помощники строителей, железная руда – изготовлении железа. А еще в подземных кладовых есть особые, очень красивые камни. Называются они драгоценными. Ребята, какие драгоценные камни вы знаете? (выслушивает ответы детей, демонстрирует их на иллюстрациях) Вот как много разных камней вы знаете. Человек научился обрабатывать эти камни и делать из них необыкновенной красоты вещи. Посмотрите, вот лишь некоторые из них (приглашает детей подойти к столу, демонстрирует изделия из камней) .- А кто знает, как называется область, в которой мы живем? (ответы детей).
- Правильно, Челябинская. И главный город нашей области – Челябинск находится вот тут (на карту ставится герб Челябинской области). Ой, смотрите какой герб интересный. Что на нем нарисовано? (верблюд). Что же это значит? Неужели у нас в Челябинской области верблюды живут? (ответы детей). Дима прочитай стихотворение :Когда-то караваны здесь прошли,
А верблюжонок маленький остался.
И где-то - в серединочке Земли,
Он чуть было, совсем не затерялся.
Нашли его, помыли, причесали,
И в городе навечно прописали.
- Конечно же, нет. Просто в давние, давние времена, когда не было еще ни машин, ни поездов, ни самолетов все товары везли на лошадях и верблюдах. И дорога эта проходила как раз через Челябинск (показывает по карте шелковый путь). И поэтому с тех пор на гербе Челябинской области и города гордо шагает верблюд. Вот такой он – герб Челябинской области и города.
–а кто знает, чем знаменит город Челябинск (ответы детей)
-Правильно, в городе есть Тракторный завод, где делают трактора. А в годы войны, здесь изготовляли для фронта танки, а город называли Танкоград.
Г… прочитает стихотворение о Танкограде.
И вышел из цеха, и ехал по тракту
На поле сражений первый наш трактор.
Он сделался танком – так Родине надо!
И город назвали тогда Тангоградом.
- А сейчас я приглашаю вас на пальчиковую разминку.
Один – я России гражданин.
Два – о Челябинске по всему Уралу молва.
Три – как прекрасен Челябинск, посмотри!
Четыре – Челябинск - лучший город в России.
Пять – город столицей тракторов можно назвать.
Шесть – сокровищ в Челябинске не счесть.
Восемь – в гости просим.
Девять – в Челябинске будем жить и его любить.
Десять - Челябинск красивый город, который нам очень дорог.
- Назовите, какие города вы еще знаете (дети называют Озерск, Снежинск, Магнитогорск, Златоуст, Касли и т. д рассматривают на слайдах фото, герб и чем знаменит город) .Рассказ педагога:
Златоуст - старейший в горнозаводской зоне город. Расположен на границе Европы и Азии, на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали, как искусство украшения оружия золотым орнаментом по тёмно-синему фону.
Касли. На берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни уникальное искусство – художественное литьё, получившее признание далеко за пределами России.
Южноуральск –славится заводом по изготовлению фарфора6 фарфоровой посуды, статуэток.
Южный Урал – край озёр. В этом мы можем убедиться, побывав в окрестностях города Миасса. Здесь расположены самые крупные озёра: Тургояк, Кисегач.
- Посмотрите на карту. Давайте еще раз назовем города, которые отмечены на ней.
Работа по закреплению названия района, поселка и своего адреса.
-Сейчас ребята прочитают стихи о Родине, об Урале. (Глеб, Арина, Софья, Матвей, Ваня) .- Послушайте пословицы и поговорки о стране, о своей родине и объясните их.
Всякому мила своя страна.
Где кто родится, там и пригодится.
Своя земля и в горсти мила.
Человек без родины – что соловей без песни.
Кто любит Родину и народ, то настоящий патриот.
Итог занятия.