Разработка урока по математике Число и цифра 5, система Занкова, 1 класс


Число и цифра 5
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с числом и цифрой 5, местом числа 5 в ряду натуральных чисел, использованию терминов «увеличилось», «уменьшилось» при описании ситуации; создать условия для формирования умения читать и записывать числовые неравенства и равенства.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление об использовании терминов «увеличилось», «уменьшилось»; умеют писать цифру 5, определять место числа 5 в ряду натуральных чисел, читать и записывать числовые неравенства и равенства, ориентироваться на бумаге в клетку.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: строят небольшие математические сообщения в устной форме (1–2 предложения); осуществляют анализ объекта.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Сценарий урока
Сообщение темы и целей урока.
1) Работа в группах.
- Чтобы узнать тему нашего урока, вам предстоит выполнить задание в группах. Определите лишний рисунок. Объясните, почему именно он?
*Проверка на доске сигнальными карточками.
- Что заметили? (на остальных рисунках предметов по 5)
- Назовите тему урока. О чем пойдет речь на уроке?
- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
2) Фронтальная работа.
- Где располагается число 5 в натуральном ряду?
- Где в жизни встречается число 5? (отметка в школе, 5 лучей у звезды, 5 пальцев на руке, пятница – пятый день недели и т.д.)
– Ученый Пифагор отводил особое место числу 5, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого ученого и математика древности, наверное, согласитесь и вы? (портрет Пифагора)
II. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику № 95.
– Сравните рисунки. Чем они различаются? Чем похожи?
– Выполните задания к рисункам.
Написание цифры 5. (работа в маленьких тетрадях)
– Число пять обозначают цифрой 5.
Налитая, симпатичная,
Цифра самая отличная!
На доске цифра 5.
– Давайте научимся писать цифру 5. (07:30 – 8:41)
Написать цифру пять
Что крючок нарисовать.
Но у цифры – у крючка –
Леска больно коротка.
Учащиеся пишут вместе с учителем в воздухе, а затем в тетради.
– Подчеркните самые красивые цифры.

Работа в парах.Состав числа 5.
– Как же можно получить число 5? В этом поможет работа в парах.
Учащиеся на партах работают с геометрическим материалом, а одна пара за доской.(2 красных квадрата – 1 большой и 1 маленький и 3 желтых маленьких круга)
- Рассмотрите фигуры. Разделите их на группы по размеру. Какое равенство можно составить? (открываю 1+4=5, 4+1=5). Значит, 5 – это 1 и 4, 4 и 1.
- Разделите фигуры на группы по форме. Какое равенство можно составить? (открываю 2+3=5, 3+2=5). Значит, 5 – это 2 и 3, 3 и 2.
IV. Закрепление пройденного материала.
1) Самостоятельная работа в тетрадях.
- Впишите в вишенку нужную цифру.
*Взаимопроверка (показываю цифры – проверяют 2, 4, 1, 3)
- У кого правильно записаны все 4 числа? 3? 2? 1?
2) Задание 96. Составление математических рассказов по рисункам. (веер цифр)
– Составьте математический рассказ по первой паре рисунков. Что видите на первом рисунке? На втором?
- Покажите, сколько стало мышек? (5)
- Покажите, на каком рисунке 1 или 2 мышек меньше? На сколько? На каком рисунке количество мышек увеличилось?(В классе найдите равенство, соответствующее первой паре рисунков, поверните по сигналу голову – выбор равенства)
– Составьте математический рассказ по второй паре рисунков. Что видите на первом рисунке? На втором?
- Сколько осталось пингвинов? (5) На каком рисунке пингвинов на льдине больше? На сколько? На каком рисунке количество пингвинов на льдине уменьшилось? (В классе найдите равенство, соответствующее второй паре рисунков, поверните по сигналу голову – выбор равенства)
3) Закрепление состава числа 5. Решение задач в стихах – веером цифр.
Четыре яблока у Саши,
Груша у Сережи.
Сколько фруктов мы получим,
Если вместе сложим?(5)
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
Один заяц и куница,
Три рыженьких лисицы.
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте…. (5)
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было б в них лягушек? (5)
Работа по учебнику.
Задание 97. (резерв)
– Найдите и выпишите равенство. Выполните задания в тетради.
(1 – выполняет у доски)
Задание 98. (резерв) - устно
– Сравните количество мышек и кошек на рисунке. Выполните задания к рисунку.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Вспомните тему нашего урока?
– Чему мы хотели научиться? Достигли ли поставленной цели?
– Закрасьте на полях звездочку соответствующим цветом.