Методическая разработка Развитие творческого потенциала личности обучающегося через игровые формы обучения на уроках географии


«Развитие творческого потенциала личности обучающегося через игровые формы обучения на уроках географии»
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Цель технологии обучения творческой деятельности состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня.
Посредством игры я выявляю, развиваю и усиливаю творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности обучающихся. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.
Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности обучающихся через игровые формы обучения следующие:
Обучающая – обеспечить достижение заданного уровня обученности; обобщить и закрепить изученный материал;
Воспитывающая – сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру в процессе игры – как основной форме обучения;
Развивающая – развитие общечеловеческих способностей личности каждого ученика для формирования адекватной социальной самооценки выпускника.
Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.
Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.
В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу географии и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.
Содержание обязательного минимума содержания образования и учебных программ по географии является наполнителем того каркаса, которым является сценарий урока, построенный в игровой форме. Составными звеньями такого урока (каркаса) являются задания творческого характера – это и составление кроссвордов, гипертекстов, графических работ (оформление контурных карт, создание реальных и воображаемых планов местности туристических походов и поездок и т.д.), рисунков, сочинений на тему и т.д. Сопровождением такого урока являются технические средства обучения и др. Средством обучения являются также творческий продукт работы учащихся.
Развиваю творческий потенциал личности обучающихся игровыми формами на протяжении всего курса географии в школе. Обучение стараюсь разнообразить формами игр: сюжетно-ролевые игры, деловые игры, блиц игры и др. Но проводить игры на каждом уроке нецелесообразно, т.к. в конечном итоге приведёт к снижению интереса к предмету – географии, поэтому урок-игру я чередую с традиционными уроками, но тогда на таких уроках применяю игровые ситуации, охватывающие только один из этапов урока. Например, игра “Географический футбол” в этапе “Проверка знаний” урока “Источники географических знаний”, после изучения темы “Как люди открывали и изучали Землю”, в курсе “Географии материков и океанов” (7 кл.).
В играх, как правило, использую групповую форму работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять, что позволяет проявить его природные способности: художественные, музыкальные, вокальные, математические и др. Например, игра “Остров сокровищ” проводится, как урок обобщения темы “План и карта” в курсе “Физическая география. Нач. курс” (6 кл.) или игровая ситуация “Пантомима” проводится в этапе “Закрепление” темы урока “Вулканы, гейзеры и горячие источники.” в теме “Земная кора” курса “Физическая география. Нач. курс” (6 кл.).
Групповая форма работы не единственная, есть творческие задания, которые ученик получает индивидуально каждый или при проведении фронтальной или уплотнённой формы работы.
Примеры творческих заданий:
1. Написание сочинений. Например: “Озеро моей мечты” (описание гипотетического озера, используя существенные и варьирующие признаки понятия “озеро”, 6 кл.), “Как я был в …” (описание гипотетической или реальной поездки в одну из стран Азии, 10 кл.), “Сокровище короля гор” (6 кл.) и др.
2. Составление творческих отчётов экскурсий.
3. Написание рефератов..
4. Написание докладов к уроку:
“Вода - источник жизни” (6 кл.);
“Две главные лесные полосы мира – “лёгкие” планеты” (7 кл.);
“Россия – многонациональное государство” (9 кл.);
5. Кроссворды, ребусы, шарады, логические опорные сигналы и конспекты.
6. Составление “Визитной карточки” отдельных территорий. Например: “Визитная карточка Австралии»(7 кл.) и т.д.
Дидактический материал в творческой деятельности.
Осуществление игровой деятельности при развитии творческого потенциала личности обучающихся невозможно без использования разнообразных средств обучения и дидактического материала.
В игре дидактическим материалом выступают карточки с заданиями, в т.ч.: очертания государств, частей Мирового океана и др., а также карточки при проведении исследовательской работы учащимися. Например: при изучении темы урока “Природа Антарктиды” в теме “Антарктида” курса “ География материков и океанов” (7 кл.) использую следующие карточки при организации урока игры.
Класс подразделяется на две крупные гетерогенные группы исследующие:
I группа – прибрежные районы Антарктиды (“Вперёд, к берегам Антарктиды!”);
II группа – внутриконтинентальные районы материка (“Ура! Мы на Южном полюсе!”). В пределах каждой группы я выделяю три гомогенных группы по уровню обученности, где “слабые” ученики описывают географическое положение исследуемого района, “средние” - подстилающую поверхность, а “сильные” - климатические условия с объяснением причин.
I группа: “Вперёд, к берегам Антарктиды!”
1 рабочая карточка: Географическое положение.
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.
2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяжённость материка.
3. В каких климатических поясах расположена прибрежная часть материка?
4. Определите, какие океаны и моря омывают берега Антарктиды.
5. Как расположен материк относительно других материков?
2 рабочая карточка: Климат.
1. В каком климатическом поясе и области расположена прибрежная часть Антарктиды?
2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?
3. Господствующие ветры (по сезонам).
4. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различия в количестве осадков?
5. Какие главные климатообразующие факторы вы можете выделить?
3 рабочая карточка: Подстилающая поверхность.
1. В чём своеобразие подстилающей поверхности прибрежья материка?
2. Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить?
3. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
4. Какова мощность ледникового покрова в прибрежной зоне материка?
5. Опишите органический мир прибрежной зоны. Назовите типичных представителей растительного и животного мира.
6. Как называется природная зона прибрежных районов материка?
II группа: “Ура! Мы на Южном полюсе!”
1  рабочая карточка:   Географическое положение.
1. Определите, как расположен исследуемый район относительно экватора, тропиков ( полярных кругов) и нулевого меридиана.
2. Как расположен исследуемый район на материке?
3. Какой климатический пояс расположен в исследуемом районе?
4. На какие компоненты природы материка, будет оказывать столь необычное географическое положение?
2 рабочая карточка: Климат.
1. В каком климатическом поясе и области расположен исследуемый район?
2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?
3. Почему в Антарктиде самые низкие температуры на Земле?
4. Какие полюса, кроме географического, имеются в Антарктиде? Почему они получили такое название?
5. Господствующие ветры (по сезонам).
6. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различия в распределении осадков по территории?
3 рабочая карточка: Подстилающая поверхность.
1. Каков общий характер поверхности? Чем это можно объяснить?
2. Как расположены формы рельефа на изучаемой территории?
3. Каковы наибольшая и преобладающие высоты?
4. В чём особенности ледникового покрова?
5. В какой природной зоне расположен Южный полюс? Для всех ли внутриконтинентальных районов Антарктиды будет характерна данная природная зона?
6. В чём сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?
Наличие ответов не самоцель. Главное, в какой форме ученики смогут представить свой отчёт о проделанной работе в творческом отчёте “Дневник путешественника”. При этом они используют письменное изложение теоретического материала на поставленные вопросы, контурные карты, рисунки, стихи, эмблемы и т.д.
Оказание мер помощи
Выполнение задания творческого характера предполагает реализацию творческих способностей самого ученика. Однако, в зависимости от личностного уровня творческого потенциала ученика, он может испытывать затруднения при выполнении творческого задания, поэтому ему необходима помощь. Помощь можно оказать двумя основными путями:
1 путь: ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ. Как правило, оказание данного вида помощи я осуществляю при выполнении индивидуальной работы, локально, а также группе. Помощь с моей стороны направляющая, я не указываю конкретный путь решения задания, ученик должен подойти к нему сам.
2 путь: ПОМОЩЬ ДРУГОГО УЧЕНИКА. Именно этот вид помощи я практикую наиболее часто при выполнении групповой работы. Ученик с более высоким уровнем творческого потенциала задаёт идеи своему однокласснику. В процессе обсуждения возможен результат даже более высокий, чем если бы эту работу выполнил один ученик с высоким уровнем творческого потенциала, т.к. в сотрудничестве возникает общая идея, включающая стили, направления и замыслы участников всей творческой группы: будь это парная или групповая форма коллективной работы.
Все эти меры помощи способствуют к переходу на более высокий, качественный уровень в творчестве ребёнка.