Разработка фрагмента урока с использованием проблемно-диалогического обучения 3 класс.


Фрагмент урока русского языка в 3 классе «Б» с использованием ПДО.
Составила: Украинцева Л.В.
Тема урока : «Правописание суффиксов –ик- , -ек- .»
Цель урока : создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных –ик-,-ек-.
Задачи урока :
предметные УУД: содействовать формированию умения грамотно писать слова с суффиксами –ек-,-ик- (организовать наблюдение над словами , подвести детей к открытию способа проверки) , познакомить с правилом и алгоритмом его применения ; учить делать выводы и обощения при изучении новой темы;
метапредметные УУД:способствовать формированию УУД :
регулятивных : формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных : формировать умения структурировать знания , учить делать выводы и обощения ; применять алгоритм ; поиск и выделение необходимой информации ;
коммуникативных : развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем , умения выражать свои мысли ;
личностные УУД :способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Ход урока
Анализ Учитель Ученики
Введение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Мотивирующий прием
«Яркое пятно»
Тема
4.2.Подводящий диалог.
Выдвижение гипотез.
Опора.
Работа по алгоритму.
-Сейчас мы посмотрим отрывок одного мультфильма и ситуацию в которую попал главный герой
(просмотр мультфильма).
-С какой проблемой столкнулся Витя Перестукин ?-Верно ребята.
Значит какая тема нашего урока ?(фиксирую тему на доске)
-Какой вопрос мы поставим перед собой ?(фиксирую вопрос на доске)
-Посмотрите записанные на доске слова :Кирпич-кирпичик.
Платок-платочек.
-Какие есть гипотезы по написанию суффиксов ?-Вы согласны?
-Какие еще есть гипотезы?
-Вы согласны?
-Давайте посмотрим пару слов :Птенец-птенчик.
А теперь вы согласны?
-Я открою вам остальную часть слов.
-Какие теперь есть гипотезы?
-Вы согласны?
-Так, давайте проверим эту гипотезу на других примерах.
Нож-ножик-ножика.
Порог-порожек-порожка.
-Давайте составим опорную схему.
Составление схемы.

-Для того чтобы узнать какую гласную писать в суффиксе что необходимо сделать?
-А теперь проверим работает ли алгоритм.
У вас на партах лежат карточки. Вставьте буквы изменяя форму слова по алгоритму.
-Что дала проверка?
-Сформулируйте правило.
-Давайте сверимся с
учебником стр .125
-Итак, как мы напишем слова ключик и замочек ?(снимаю вопрос с доски). -Какую букву вставить в слова.
-Правописание суффиксов –ек- и –ик-.
-Какие буквы вставить в слова ключик и замочек.

Дети выдвигают свои гипотезы.
1.Зависит от смыслового значения слова.
-Нет , все слова имеют уменьшительно-ласкательное значение.
2.Согласный звук перед гласным е чередуется.
- Ответы детей.
-Если изменить форму слова платочек, то в слове платочка гласный исчезает и поэтому пишем суффикс –ек-.
-Составляем схему.
- Изменить форму слова.
-Определить исчезает гласная или нет.
Если выпадает,то пишем суффикс –ек- ,если нет ,то пишем –ик-.
-Алгоритм составлен верно.
-В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласный остается , а в суффиксе –ек- выпадает.
-Читают правило.
-В слове ключик суффикс –ик- , а в слове замочек –ек-.