Внеклассное мероприятие по теме Старинные женские головные уборы


Внеклассное мероприятие по теме
«Старинные женские головные уборы. Изготовление кокошника из бумаги»
Ход занятия.
Организационный момент. На доске картинки с изображением людей в старинных русских одеждах.
-Посмотрите на доску. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить?
(Выслушиваются ответы детей)
Сообщение темы.
-Красива и своеобразна была русская одежда. Сегодня мы поговорим о старинной женской русской одежде. А именно о головных уборах.
Слово учителя.
-Женский костюм – это целый мир; в нем все взаимосвязано. На какие три группы можно разделить вашу одежду?
(Одежда для головы – головные уборы, одежда для тела – собственно одежда, одежда для ног – обувь)
Головной убор.
-Что сейчас носят женщины на голове? (шапки, платки, шляпы, береты)
-какой современный головной убор пришел к нам из древности? (платок)
(О головных уборах рассказывают заранее подготовленные дети)
1 ученик: Платок (от слова «плат» - кусок ткани) был самым желанным подарком. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города с базара или на побывку из дальних краев крестьянин, справлялась ли свадьба или крестины – всегда и во всех случаях любовь, внимание или приязнь выражались в излюбленном подарке – головном платке. По древнему русскому обычаю женская голова всегда должна бала быть покрытой. У женщины было много платков: В одном она ходила в церковь, в другом – на покос, в третьем – по дому, был платок и для приема гостей – праздничный. Праздничные головные уборы передавались из поколения в поколение и были частью приданого.
-Как вы думаете, чем они отличались? (выслушиваются ответы детей)
-Платки носили все женщины , но был головной убор для девушек. Назывался он «красота».
2 ученик: Красота – девичья головная повязка. Символ свободы и независимости. Единственный головной убор, из-под которого видны волосы. Замужние женщины прятали волосы под головным убором.
-Так как саму женщину сравнивали всегда с птицей (легкая, грациозная, руки как крылья), то и названия головных уборов тоже были птичьи .3 ученик: Кокошник – от слова «кокош». Кокошью звали курицу (по их возгласам: ко-ко-ко). Кокошник состоял из двух частей – сам убор в виде короны и позатыльник в виде шапочки, к которой крепится прямоугольная сетка, чтобы закрыть и голову, и шею. Сам кокошник расшивался золотом и бисером в виде сложного орнамента.
4 ученик: Сорока – бархатная или атласная шапочка, расшитая золотом, чаще всего геометрическим орнаментом. Имела 4 части: кичка (прячет волосы); узкая вышитая полоса на лоб; позатыльник; височные украшения.
5 ученик: Кичка – это сложный головной убор, так называемый рогатый. В основе которого – стеганая , на подкладке шапочка, с подзаушниками (шнур с кистями поперек кички), к ним пушки из гусиного пуха; сзади спускался плетеный шнур с кистью
Коруна – девичий свадебный головной убор.
Украшение головных уборов.
Иностранцы называли жемчуг русским камнем, поскольку он широко использовался в русской национальной одежде. Добывался жемчуг, главным образом , в русских реках. Долгое время возникновение жемчужин в раковинах было окутано легендами. Вот одна из них.
В жабрах рыбы семги зарождается жемчужная искра. Возвращаясь через три года из моря на место своего рождения, семга в солнечный день опускает эту искру в раскрывшуюся раковину. От этой искры и родится лучший жемчуг.
Считалось, что заниматься добычей жемчуга могут только светлые люди, чистые душой и телом (существовал обычай: перед выходом на ловлю жемчуга полагалось старательно вымыться в бане, очиститься. Люди верили: ни дурных слов, ни дурных поступков, ни дурного запаха жемчуг не выносит. Часто головные уборы расшивались жемчугом, как живым символом жизни).Закрепление.
-Какие головные уборы носили женщины в старину?
Игра «Подбери название» (На доске даны картинки головных уборов, а названия перепутаны. Дети должны правильно соединить картинки и названия).-Что девушки носили летом на голове?
Из цветов плетут , заплетают,
На голову девицы надевают. (венок)
Игра «Прятать венок»
Дети становятся в круг и передают друг другу венок, приговаривая:
В саду девочки гуляли,
Красавицы цветы рвали,
Цветы рвали, сорывали,
Венки вили, совивали,
На головушку сажали,
Сами себя украшали,
Украшали, уряжали,
В хороводе постояли.
-Дети: «В хоровод на поляну выходи, Наташа.»-Наташа: «Веночек-венок, спрячься в теремок».
У кого в этот момент венок, тот убегает и прячет его, остальные ищут венок. Кто нашел, тот становится водящим.
Практическая работа.
-Какой головной убор берет свое название от курицы? (кокошник) Сегодня будем делать кокошник.
- Из какого материала будем делать? Чем будем украшать?
Планирование работы:
Сложить альбомный лист пополам.
Обвести контур половины кокошника.
Вырезать кокошник.
Украсить аппликацией.
Приклеить полоску нужной длины (по размеру головы).
Итог.
-О каких женских головных уборах вы узнали сегодня на занятии? Почему у женщин было так много головных уборов?
Выставка кокошников.