Исследование качества чтения и понимания текста в начальных классах


Митянина Н.В.
КГУ «Средняя школа-гимназия
с.Алмалыбак с ДМЦ»
Исследование качества чтения и понимания текста в начальных классах
Литературное чтение – это особый предмет, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением – умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности – систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат.
В связи с этим литературное чтение, в первую очередь, обращается к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся личности читателя. Воспитание культуры чтения невозможно без особой организованной деятельности в культурном пространстве урока и вне него.
К сожалению, многие учителя начальных классов сталкиваются в своей работе с проблемой неосознанного чтения учащихся. Младшие школьники владеют беглым чтением, но прочитав текст, не могут ответить на вопросы, сделать вывод. Вот здесь стоит задуматься о том, как перестроить свою работу , чтобы учащиеся владели не только быстрым чтением, но и понимали прочитанное, применяли свои знания на практике, а также использовали эти знания в жизни. Поэтому я стала уделять внимание работе с текстом: разрабатываю вопросы к текстам, учу детей самостоятельно составлять «толстые и тонкие вопросы»(простые и сложные), выделять главное, давать анализ и оценку содержания.
В этом году учащиеся выпускных классов начальной школы будут принимать участие в Международном проекте "Исследование качества чтения и понимания текста" (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS),который является мониторинговым исследованием качества образования. Его целью является сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление и интерпретация различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Данный проект осуществляется почти в 40 странах мира.
В исследовании будут оцениваться в основном два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
•чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
•чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с выделенными видами чтения я подобрала тексты и разработала примерные задания к ним. При чтении текстов различного типа будут оцениваться следующие умения:
нахождение информации, заданной в явном виде;
формулирование выводов;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.
Каждое из разработанных заданий в исследовании оценивает сформированность одного из вышеперечисленных умений.
В исследовании каждый ученик выполняет задания самостоятельно. Учащимся предлагается прочитать текст и ответить на вопросы на понимание содержания прочитанного. В тесте используются задания двух типов: задания с выбором ответа и задания со свободно конструируемыми ответами. При выполнении заданий с выбором ответа ученик должен выбрать из предложенных ответов тот, который лучше других соответствует заданному вопросу. Среди предложенных ответов только один верный. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл.
Выполняя задания со свободно-конструируемыми ответами, ученик должен самостоятельно записать свой ответ на поставленный вопрос
Исходя из этих позиций, я определяю предметом рассмотрения литературного чтения именно способ осознанного чтения, а его объектом – литературный текст.
Цель предлагаемого чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
Митянина Н.В.
КГУ «Средняя школа-гимназия
с.Алмалыбак с ДМЦ»
Карасайский район
4 класс
Долг
Принес Ваня в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
– Кругом я у тебя в долгу!
– Какой это долг, – говорит Ваня, – я с тобой в шутку играл.
Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Ляжет он спать и мечтает:
«Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев – пятнадцать...»
А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?
Подходит как-то к нему и спрашивает:
– За что косишься на меня, Петя?
Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:
– Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?
Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!
(282 слова)
(Э. Шим)

Задания к тексту
Прочитай текст «Долг» Э. Шима. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи основных героев произведения.
А) Ваня, Петя;
Б) Ваня, Петя, отец Пети;
В) Ваня, Петя, отец Пети, мать Пети.
2. Какие обязательства взял на себя Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность его обещаний.
А) «Потом верну»;
Б) «Дам взамен марки из своей коллекции»;
В) «Куплю другие марки и верну тебе».
3. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
А) Ванино недоумение.
Б) Петю гложет совесть.
В) Долги растут.
Г) Конец дружбы.
Д) Марки взаймы.
4. Выпиши главную мысль рассказа.
5.Составь к тексту «толстые и тонкие вопросы»
Образец:1.Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу? Почему? 2. Кто из мальчиков у тебя вызвал симпатию ?


4 класс
Суд Соломона
Молодой царь Соломон услышал однажды во сне неведомый голос.
«Проси, что дать тебе? – сказал ему этот голос. – Ты должен решить свою судьбу. Хочешь ли прославиться на земле военными подвигами? Хочешь ли приобрести много золота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай – и сбудется, что ты захочешь!»
Задумался Соломон и, подумав, ответил: «Не прошу я себе ни воинской славы, ни богатства, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце моё будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьёй».
И сказал ему голос:
«Да будет так».
И стал Соломон мудрейшим среди людей. И оттого что он был мудрецом, сделался он и могущественным властителем, и приобрёл несметные богатства, и покорились все народы, и прославился он на весь мир.
По всей земле шла молва о его великом уме и справедливости.
И люди приходили к нему, чтобы он рассудил их споры и тяжбы.
Однажды пришли к нему две женщины и принесли ребёнка, которому ещё не было и месяца от роду.
И сказала одна женщина:
– Царь! Мы жили обе в одном доме, спали в одной комнате. У меня родился сын, у неё тоже. Во всём доме мы были одни, и никого с нами не было. Ночью сын этой женщины умер, и она украдкой положила его ко мне в постель, а моего сына взяла к себе. Утром я проснулась и вижу возле себя её мёртвого ребёнка.
Но тут другая женщина стала кричать:
– Неправда! Это мой сын живой, а твой мёртвый!
Соломон сказал:
– Подайте мне меч!
Когда принесли царю острый меч, Соломон приказал воину, стоявшему рядом:
– Возьми ребёнка и рассеки его надвое. И отдай одну половину одной женщине, а другую половину другой.
Первая женщина испугалась и закричала:
– Не убивайте его, не убивайте! Молю тебя, царь, не вели убивать его! Лучше отдай моего сына этой женщине – лишь бы он остался в живых!
А другая сказала:
– Справедливо решение твоё, о мудрейший! Пусть не достанется этот ребёнок ни ей, ни мне!
Тогда Соломон удержал руку воина и сказал:
– Отдайте ребёнка той, которая пожалела его: она и есть его мать!
И ребёнка отдали матери, и она прижала его к сердцу. А обманщицу с позором прогнали прочь.
Так рассудил Соломон, мудрый и справедливый.
(356 слов)
Задания к тексту
Прочитай легенду «Суд Соломона» в пересказе В. Смирновой. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Раздели текст на абзацы. Составь план текста.
2. Ответь на вопросы «верно, неверно»
1.Какое значение вкладывает голос в слово судьба?
А) Выбор жизненного пути;
Б) предсказание будущего;
В) знание прошлого.
2. Какое значение вкладывает царь Соломон в слова мудрый человек?
А) Одарённый большим умом;
Б) обладающий большим жизненным опытом;
В) с разумным сердцем и добрым разумом.
3. Для чего, с какой целью царь Соломон попросил мудрости?
А) Быть могущественным властелином;
Б) быть справедливым судьёй;
В) прославиться на весь мир.
4. Зачем, с какой целью приходили к царю люди?
А) Подивиться его великим умом;
Б) восхититься его справедливостью;
В) рассудить их споры и тяжбы.
5. С какой целью в притче царь отдал приказ воину рассечь ребёнка надвое?
А) Определить мать ребёнка;
Б) поделить ребёнка поровну;
В) наказать женщин.
3. Определи в тексте начало притчи (6 слов), прославившей в веках мудрость Соломона.
4. Какими, на твой взгляд, качествами должна обладать настоящая мать?
5. Что должен, по мнению Соломона, различать справедливый судья?
6. Объясни значение выражения соломоново решение.
7.Прочитай текст. Составь « тонкие и толстые» вопросы