статья на педагогическую конференцию


Абраменко Светлана Алексеевна.
МКОУ Валентиновская ООШ, с. Валентиновка, Воронежской области
Формирование историко-познавательной компетентности.
В образовательном стандарте среднего общего образования по истории одна из трех основных компетентностей – историко-познавательная компетентность. Её рассматривают как конечный результат образования и средство повышения эффективности образовательного процесса. Значит, задача современного педагога – не дать максимальное количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в информационном обществе, самостоятельно добывать и анализировать знания.
Как же формировать историко-познавательную компетентность? Как заинтересовать ученика делать открытия самому? Известно, что развитие активной деятельности происходит через мотивы, определяющие потребности и интересы, увлечения и эмоции, стремления и идеалы. В учебной деятельности, на первый план выступают учебно-познавательный мотивы.
Я хочу остановиться на исследовательском методе обучения. Можно организовать работу учителя и ученика так:
Учитель формулирует проблему, на решение которой отводится часть учебной деятельности (но могут сделать это и сами учащиеся);
Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе учебной исследовательской деятельности (важно дать возможность выбора задания, способов деятельности);
Деятельность учителя сводится к управлению учебным процессом разрешения проблемных задач;
Учебный процесс сопровождается интенсивным темпом работы, повышением интереса к предмету, а полученные знания отличаются глубиной, прочностью и действенностью, так добыты самостоятельно.
Прохождение всех этапов научного исследования требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика. Учащиеся получают представление о происхождении научных знаний, о взаимосвязи фактов, понятий, законов, теоретических выводов. Идет формирование навыков выдвижения гипотезы исследования, его целей и задач.
Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. А значит, происходит формирование историко-познавательной компетентности. Большое значение для формирования компетентности имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности. Можно быть уверенным, что человек, занявшийся лично исследованием это уже самостоятельная личность, склонная к поиску и анализу информации, которая способны занять самостоятельную жизненную позицию.
Список используемой литературы и других ресурсов.
1. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990
4. Журнал « Преподавание истории и обществознания в школе» № 5,2008 г, статья Л.Н. Алексашкиной и Н.И. Ворожейкиной «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории».