Брошюра Игры и упражнения на адаптацию и психические процессы


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Крадарского края Ейский полипрофильный колледж
Игры и упражнения на адаптацию и психические процессы
Подготовила:
Студентка Ш-32 группы
Моргунова Светлана
Ейск 2016
Игры и упражнения на адаптацию
Упражнение «Слепой и поводырь». Делимся на пары. Встаем один за другим. Тот, кто стоит впереди - слепой, сзади - поводырь. Поводырь берет партнера за талию. Слепой закрывает глаза, и не открывает их, пока играет музыка. Поводырь быстро, но очень аккуратно водит слепого по комнате. Затем меняемся местами. Обсуждение - что чувствовал, когда был слепым, поводырем. Подчеркивается чувство доверия и ответственности за своего товарища.
Упражнение «Восковая палочка» Участники стают плотным кругом. Один из нас «восковая палочка» стоит в центре круга. Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе зафиксированы в одном месте в центре круга и не сдвигаются. Аккуратно за плечи подталкиваем «восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги остаются на месте. Обсуждение.
Упражнение «Здравствуйте». Дети сидят в кругу, Ведущий выбирает двух игроков. Звучит музыка, игроки идут вдоль круга с закрытыми глазами и здороваются с ребятами. Затем выбираются 4 человека, и так далее, пока не проиграет вся группа. Обсуждение, какие они были, какие чувства испытали?
Упражнение «Новый знакомый». Ребята делятся на пары, закрыв глаза, не говоря ни слова, ребята знакомятся, затем борются и мирятся. Действия меняются соответственно музыке. В ходе упражнения происходит развитие аудиального восприятия.
Практическая игра «Подарок». Ведущий раздает ребятам по 2 листа бумаги, и просит на каждом листе написать только одно качество, которое он ценит в людях, и скатать эти листы в отдельные трубочки. Затем Ведущий собирает «трубочки» и складывает их в корзину, затем ребята по одному выходят и, выбрав одну «трубочку», прочитав, что в ней написано, «дарит» это качество тому в ком оно есть. Этот подарок подчеркивает, что другие замечают данное качество в этом человеке.
Игра «Испорченный телефон». Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.
Игра «Найди пару». Ребята становятся в круг, по очереди называют свои имена. По сигналу учителя «ПАРА», ребята должны быстро найти пару:
- по имени
- по увлечениям
- любимый цвет
Игра «Секретный ангел». На листочках записываются имена и фамилии всех ребят класса, затем сворачиваются и укладываются в шляпу или корзинку. Дети встают в круг и по очереди вытягивают листочки с именами. Чье имя окажется на листочке становится «секретным ангелом», кто вытягивал листочек должен отгадать кому принадлежит имя.
Игры и упражнения на различные психические процессы
Внимание:
Упражнение «Не собьюсь». Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь».
К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Упражнение «Наблюдательность». Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Игра «Путаница». Выбирают водящего. Все остальные игроки становятся в комнате, взявшись за руки. Водящий выходит из комнаты, а остальные игроки начинают передвигаться относительно друг друга, но не отрывая рук (запутываться). Затем приглашают в комнату водящего. Он должен определить, в каком порядке стояли игроки изначально. Повторяют игру несколько раз, меняя водящего.
Игра «Задание наоборот». Эта игра направлена на развитие распределения внимания и формирование навыков внутреннего самоконтроля ребенка. Эта игра проводится с детьми, у которых сформирован навык письма. Дети садятся за столы, имея ручку и листок бумаги. Игру ведет взрослый, который располагается вне поля зрения детей. Он дает детям случайным образом две команды: «Слово» и «Линия». Когда он говорит «Слово», дети должны провести на своем листке прямую линию, когда командует «Линия», — написать слово мама. Выигрывает тот ребенок, кто допустил меньше всего ошибок. Для того чтобы точно сопоставить результат игры и не запутаться самому ведущему, целесообразно приготовить до игры «шпаргалку», где будет отмечен случайный порядок предъявляемых детям команд (например: ЛЛСЛСССЛЛЛСЛСЛССЛ и т.д.).
Мышление:
Упражнение «Дерево, лист, плод». Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.
Упражнение «План местности». Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.
Игра «Сокращение рассказа». Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.
Игра «Ключ к неизвестному». Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Память:
Упражнение «Пересказ». Включите ребенку послушать сказку в аудиозаписи. После прослушивания побеседуйте с ним. Ребенок должен сделать подробный пересказ услышанного произведения. Постарайтесь выудить из его памяти не только общее развитие событий, но и какие-то не очень существенные детали.
Упражнение «Что изменилось». Расставьте на столе несколько фигурок и попросите ребенка посмотреть на них. Затем попросите его отвернуться, и уберите или замените одну или несколько из них. Можно переставить игрушки местами. Он должен самостоятельно определить, что изменилось на столе.
Игра «Все помню». Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.
Игра «Пексессо». Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…...