Выдающийся казахский учёный Ш.Уалиханов.


География Казахстана 8 класс.
Тема. Выдающийся казахский учёный Ш.Уалиханов.
Цель урока: сформировать знания об основных фактах биографии Чокана Валиханова;
Задачи урока.
Образовательная: доказать, что Чокан Валиханов — ученый, географ, этнограф, художник.
Развивающая: способствовать развитию навыков обращения к межпредметным связям; навыков работы с текстом, умению анализировать, делать выводы, работать в группе.
Воспитательная: создать условия для воспитания характера исследователя у каждого ученика..Тип урока: комбинированный, интегрированный урок: география Казахстана и история Казахстана.
Методы обучения: рассказ, беседа, иллюстративный, «Кластер», «Банк идей»
Методы контроля: устный, фронтальный
Оборудование урока: доска, иллюстрации, раздаточный материал
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мотивация: Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас снова! Желаю вам удачи на уроке.
Эмоциональный настрой
- Предлагаю разделиться на пары. Дети собирают пазлы, два рисунка и делятся на пары. (пазлы по теме урока) Учащиеся складывают рисунки и получают тему «Выдающийся казахский учёный Ш.Уалиханов»
Как вы думаете, какова тема нашего урока? – учащиеся озвучивают тему.
II. Опрос домашнего задания
Фронтальный письменный опрос.
Задание№ 1.
Установи соответствие
1.Кадыргали Жалаири А) «Чертёжная книга Сибири»
2.Семён Ульянович Ремезов В) «Сборник летописи»
3.Алексей Ираклеевич ЛевшинС) «Аральское море»
4.Лев Семёнович Берг Д) «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-
кайсацких орд»
(Ответы: 1-В, 2-А, 3-Д, 4-С.)
Задание № 2.
Закончите предложение.
1.Выдающийся учёный русский географ, один из первых европейских учёных, исследовавших Тянь-Шань………………… (П.П.Семёнов-Тян-Шанский)
2.Совершил поездку в приаралье и низовье Сырдарьи, исследовал западные и северные отроги Тянь-Шаня, Жетысу, Кызылкум, Каратау, Устюрт и Мугоджары…… (Н.А.Северцев)
3.Русский географ и путешественник выдвигал гипотизу о постепенном изменениии климата в сторону усыхания и усилении деятельности пустынной денудации и в том числе – ветра…….(И.В.Мушкетов)
4.В основном исследовал растительность пустынных зон предгорий Тянь-Шаня и побережье озера Балхаш……… (А.Н.Краснов)
Учитель проверяет самостоятельно в течении урока, выставляет оценку в оценочный лист.
За каждое задание выставляют с 0-5 баллов.
III. Изложение нового материала:
Итак, возвращаемся к нашей теме. Попробуем сформулировать цель нашего урока?
«Банк идей» - (клеют стикеры с знаниями по теме на контур банки и озвучивают её) Целеполагание
По тексту учебника
Работа в парах (с текстом учебника)
Читаем по пунктам текст (в группе разделите материал)
Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
1 группа. Два периода путешествий Ш.Уалиханова.
2 группа. Исследования Ш.Уалихановым территорий Жетысу и Южного Казахстана
Защита “Кластер” 
Каждая группа составляет по рассказам противоположных групп составляет по 2 вопроса. Разбор вопросов
оценка
Сообщение учителя географии
Маршруты путешествий Ш.Уалиханова. Учитель рассказывает и показывает основные направления путешествий учёного, одновременно учащиеся делают наброски в контурную карту. оценка
Учитель истории
Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского внешнего округа (ныне местность в Сарыкольском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном Аман-Карагайского внешнего округа Омской области с 1834 года. При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя.
После получения первоначального обучения в ауле Шокан в 1847-1853 годах учился в Сибирском кадетском корпусе в г. Омске.
В 1854-1857 годах Уалиханов путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану, по Киргизии, где собирает богатый географический, этнографический и исторический материал о казахском и киргизском народах, о котором высоко отзывался известный путешественник-географ П. П. Семенов-Тян-Шанский. Он же рекомендовал Ш. Ш. Уалиханова как обладателя совершенно выдающихся способностей в члены научного Русского географического общества, и Шокан был избран в 1857 году в его действительные члены.
В 1858-1859 годах Уалиханов совершает свою знаменитую поездку в Кашгарию, в Китай, которая принесла ему славу отважного путешественника и крупного ученого. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.
В конце 1859-1861 годов Ш. Уалиханов жил в Петербурге, где работал в высшем военном учреждении – Генеральном штабе, Азиатском департаменте Министерства иностранных дел, Русском географическом обществе, членом которого он был избран в 1857 году, слушал лекции в Петербургском университете.
Весной 1861 года тяжелая болезнь заставила Ш. Уалиханова оставить Петербург. Живя в ауле, он занимался изучением быта, истории народа, собиранием образцов устной поэзии. Много писал об отсталости, средневековье, страданиях бесправных народных масс, томившихся под двойным гнетом чиновников – колонизаторов и феодалов, об их произволе и насилии. Он выступает в защиту прав народных масс, против угнетения и несправедливости.
Умер Шокан Уалиханов очень рано, в возрасте 30 лет. Он похоронен вблизи дороги у подножия Алтын-Эмельского хребта, примерно в 250 километрах от Алматы.
Беседа по содержанию:
3 вопроса каждой группе (в банке)
1.Какой вклад внёс Ш.Уалиханов в исследование родного края?
2.Имя данное при рождении Шокана?
3.Перечислите маршруты путешествий Уалиханова в Казахстане?
4.Какие особенности присущи исследовательским трудам Уалиханова по сравнению с исследованиями других учёных?
5.Назовите регион Казахстана, где родился Шокан?
6.Перечислите основные труда Уалиханова.
оценка
IV Рефлексия
«Синквейн»
Вывод, оценка. Учащиеся по критериям балов выставляют оценки.
Оценка учащихся за урок
V.Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.
VI. Задание на дом: пар 9, реферат Ш.Уалиханов «Путешествие в Кашгарию», завершить заполнение контурной карты.