Разработка урока Глагол.Морфологические признаки и синтаксическая роль.


предмет: Русский язык, 1 курс.
группа : ПГС-16о
тема урока: Глагол. Морфологические признаки и синтаксическая роль. Правописание глаголов.
дата проведения: 23.11.16 г.
кабинет: № 30
цели урока :образовательная :повторить и систематизировать имеющиеся у учащихся знаний о глаголе как части речи;способствовать развитию умения определять морфологические и синтаксические признаки глагола; выделять в тексте глаголы и определять их категории.
развивающая: продолжить  работу  по  формированию  и развитию  логического  мышления,  навыков  анализа,  синтеза;  учить формулировать  собственные  мысли,  грамотно 
их  излагать.
воспитательная: воспитание культуры речи, речевого этикета, воспитывать бережное отношение к языку, к окружающим.
Форма организации учащихся: групповая
тип урока: комбинированный
вид урока: урок изучения нового материала
методы урока: технология трёхмерного обучения
Оборудование: раздаточный материал в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), компьютер, интерактивная доска, слайды, флипчартыХод урока:
Рекомендации для учителя-составителя заданий IЭТАП. (20 мин.)
Задания на актуализацию знаний
1.Организационный момент
2.Опрос домашнего задания
Исследовательская работа по теме : Приветствия разных народов
21 ноября - международный день приветствий
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
(они выполняются дома до начала урока)
В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»
Лингвистическая разминка. 
У каждого свои волшебные слова.
Они как будто ничего не значат,
Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –
И сердце засмеётся и заплачет.
                                                З. Гиппиус        
- Какую проблему затрагивает в этих строках поэт 20 века?
(Культуры речи, человеческого общения)
- Актуальна ли она сегодня?
(Да. Русский язык сегодня, как никогда, нуждается в защите от засилия его жаргонизмами, матерной бранью, обилием иностранных слов, нарушениями орфоэпических  норм литературного языка. Русский язык и литература названы Президентом страны государствополагающими предметами).- Какова основная мысль этих строк?
(Общение зависит от культуры каждого человека)
- Вы можете согласиться с мнением автора? К чему это обязывает?
(Каждый человек при общении с другими людьми должен следить за своей речью, осторожно обращаться со словом)
- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках?  (Глаголы. Их 6)
2.Составление кластера
неопределённая форма
спряжение совершенный вид
наклонение Глагол несовершенный вид
время род
число

Шаги (приемы) исследовательского метода: II этап (Синектическая часть).
Самостоятельное усвоение новой темы.
Отводится всего 25-30 минут.
По теоретической части:
1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается. Сегодняшний урок мы посвятим более подробному повторению и изучению глагола.Попробуйте освоить тему самостоятельно.
1. Задание« Сквозное письмо»
Глагол – это....... .... , которая обозначает ......... ........ и отвечает на вопрос: .... ........... и ... ......... .
Глагол имеет два вида : ............ и ................. ; три времени : ................... , ................. и ..................... .
Глаголы бывают .................... , ...................... и .................. наклонения.
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам называется .............. .
В предложении глагол чаще всего является ..............
2.Работа с текстовым материалом
Культура общения
В современном обществе этикет и культура общения играют важную роль для человека. Дело тут не только в том , что нужно правильно и красиво общаться друг с другом. Для любого человека жизненно важно знать хорошие манеры. Культурный человек обязан знать нормы этикета и соблюдать их.
Что такое речевой этикет? Речевой этикет- правила вежливого общения и речевого поведения.
Речевой этикет учит нас правильно подбирать выражения и применять их по назначению.
А зеркалом культуры является язык, так как в нём отображается реальная действительность,окружающая человека, истинные условия существования, общественное сознание народа, обычаи, традиции, видение мира. Именно в речи выражается культура человека.
Речевой этикет и культура общения- не слишком популярные понятия в современном мире. Одни считают их чересчур старомодными, другие и вовсе не знают о нём ничего. Но формы речевого этикета встречаются и в повседневной жизни.
Согласитесь , что гораздо приятнее слышать грамотно построенную речь, чем невнятное бормотание. Чаще всего ,вежливые и культурные люди употребляют выражения речевого этикета автоматически даже не замечая этого. Именно к такому результату и нужно стремиться. Мы с детства знаем некоторые основы культуры речи: мы здороваемся, прощаемся, благодарим.
Не забывайте , что первое впечатление о человеке складывается о его манеры говорить, от уровня его культуры. Нужно стремиться общаться вежливо, проявлять уважение к окружающим и тогда, о вас непременно будут отзываться, как о приятном собеседнике.
Способность подать себя, а так же произвести хорошее впечатление, даст вам возможность приобрести уверенность и комфортно ощущать себя в абсолютно любом обществе
Умение владеть речевым этикетом помогает достижению авторитета, доверия и уважения к себе. Они играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе , его личностного и профессионального роста, построения крепких взаимоотношений с людьми.
2.Послетекстовая работа:
1.Составьте по 3 вопроса по содержанию текста, так чтобы в ответах были использованы глаголы.
Беседа по содержанию текста:
-Что должен знать каждый культурный человек?
-Для чего нужны нормы этикета?
-Что такое речевой этикет?
-Что играет ключевую роль в культуре речевого этикета?
-как создаётся первое впечатление о человеке??
-Что нового вы узнали прочитав текст?
- Какую пользу приносит знание и владение речевым этикетом?
По теоретической части:
2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания».
Применяются различные интерактивные методы диалога Задание 1.
1 подгруппа: Выпишите из текста глаголы в неопределённой форме , образуйте глаголы времени:
2-подгруппа: Выпишите из текста в неопределённой форме глаголы , образуйте наклонения.
Какие три времени имеет глагол?
На какие вопросы отвечают глаголы?
Глаголы какого времени изменяются по родам?
Какие наклонения имеет глагол?
Вывод :
Глаголы имеет три времени : настоящее, прошедшее и будущее. В настоящем времени отвечает на вопрос- то делает?, в прошедшем- что делал? или что сделал? В будущем что будет делать? или что сделает ?
Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.
Глагол имеет три наклонения изъявительное, сослагательное и повелительное.
По теоретической части:
3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:
1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание».
2)выявите различия между … …,
3) найдите общее …
4) выделить главную идею темы …
Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна».
1-3). По диаграмме Венна сравните глаголы совершенного и несовершенного вида
1.обозначают действия , которые
произошли
2.отвечают на вопрос что сделать?
3.Образуются при помощи приставок по-,с-,за-,про-и суффиксов –ну-,-ти-
1.обозначают действия , которые происходят или будут происходить
2.отвечают на вопрос чтоделать?
3. образуются при помощи суффиксов
-ива-, -ыва-
Обозначают действия предметов
совершенный сходства несовершенный


Задание От выделенных в тексте глаголов несовершенного вида образуйте совершенный вид.Как образуются глаголы совершенного вида?
Являются ли глаголы возвратными?
Вывод:
Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида при приставок по-, за-, от-, про- и помощи суффиксов-ну-,-иГлаголы совершенного вида образуются при помощи суффиксов –ива-, ыва-
Глаголы , имеющие суффикс –ся(-сь) , называется возвратным.
По теоретической части:
4-шаг. «Синтез» (формирование знаний):
на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:
а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.).2 .Проспрягайте глаголы и заполните таблицу:
Говорить, сказать, держать, стелить, вертеть, дышать, слышать, водить,обидеть1 спряжение 2 спряжение
ед.число мн.число ед.число мн.число
1 лицо 2 лицо 3 лицо Неопределённая работа -ать, -оть, -уть, -еть, -ть-итьИсключения - Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Вывод: к 1 спряжению относятся все глаголы на –еть, -ать, кроме
7 глаголов на –еть :обидеть, вертеть, стелить, зависеть, видеть, ненавидеть, терпеть,
4 на –ать :гнать, дышать,держать, слышать.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме: брить , стелить
5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …) Перепишите вставляя пропущенные буквы:
Культурный человек обязан знат.. нормы этикета и соблюдат.. их. Способность подат.. себя, а также призвести хорошее впечатление , даст.. вам возможность приобрести уверенность и комфортно ощущат.. себя абсолютно в любом обществе.
Вывод:Чтобы проверить правописание Ь в окончании глаголов надо поставить вопрос. Если в вопросе стоит Ь –что делать? что сделать?, то в окончании глагола пишется Ь.
Если в вопросе нет Ь- что делает? что сделают? , то Ь не пишется.
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуации может найти применение? Приведите пример и решите. Вырази своё мнение для чего нужны глаголы?
-Для чего в тексте использованы глаголы?
-Можем ли мы жить не употребляя глаголы в речи?
-Можете ли вы согласиться с утверждением Алексея Толстого о том, что «Глагол - является основой языка. Найти верный глагол для фразы- это значит дать движение фразе»?
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений)Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом:
1-пороговый уровень (5 баллов)
По теоретической части:
«Узнавание»(оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.»
1.Тестовые задания:
1. Глагол – это… 1. Глагол обозначает…:
а)часть речи а)предмет
б) часть слова б) действие
в)часть предложения в) признак
2.Каким членом предложения 2. Глаголы совершенного вида
чаще всего являются глаголы : образуются при помощи :
а) подлежащим а) приставок вы-,за-,по-, раз-
б) сказуемым б) суффиксов –ЫВА-, -ИВА-
в) дополнением в) суффиксов –НУ-, -И-
3.Глаголы настоящего времени 3. Глаголы будущего времени
изменяются : изменяются по :
а) падежам а) родам
б)родам б)лицам и числам
в) лицом и числам в)падежам
4.Глаголы прошедшего времени 4. Изменение глаголов настоящего изменяются : и будущего времени по лицам и числам :
а) лицам а) спряжением
б)родам и числам б) склонением
в) родам в)наклонением
5.Неопределённая форма глагола 5. Возвратные глаголы оканчиваются на :
оканчиваются на :
а) –ат,-ят а) –ат,-ятб) –ть,-ти,-чь б) –ть,-ти,-чьв) –ся,-сь в) –ся,-сь
6.Глаголы имеют наклонения: 6. Глагол изменяется по временам:
А) изъявительное, прошедшее, условное а)настоящее, сослагательное, повелительное
б) сослагательное,повелительное, изъявительное б) прошедшее, изъявительное, условное
в)будущее, прошедшее, побудительное в) настоящее, прошедшее, будущее
На практике(оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …) Задание.Объясните фразеологизм одним глаголом
для 1 подгруппы
Держать язык за зубами- молчать
Зарубить на носу-запомнитьПовесить нос-груститьПоказать , где раки зимуют-наказатьПускать пыль в глаза-обманутьдля 2 подгруппы
Унести ноги- убежать
Водить за нос- обманывать
Бить баклуши- лениться
Ломать голову- думать

Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.
2-алгоритмический уровень (5+4 балла)
По теоретической части:
«Понимание»
(оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» 1-задание.
для 1 подгруппы:
-Какими глаголами можно описать движение машин?

Движется, мчится,ездит,
Для 2 подгруппы:
-Как ходят старые люди,дети, взрослые?
Шагает, семенит, ковыляет, хромает,ходит,бегает,

По теоретической части:
«Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:
1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания»)
2) выявите различия между …
3) найдите общее …
4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание».Можно использовать таблицу. 2-задание.
Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание НЕ с глаголами . (Не) старайтесь подавлять своего собеседника своим умом. Никто (не) хочет ощущать себя глупее, чем остальные. Но если вы о чём-то (не) знаете не надо стесняться говорить об этом. Во время разговора (не) следует шуметь необходимо быть вежливым. Надо выслушать до конца даже если вы (не)навидите говорить на эту тему.
На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница) 3-задание
Сделайте синтаксический разбор предложений. Какими членами предложения могут быть глаголы
для 1 подгруппы:
В современном обществе этикет и культура общения играют важную роль для человека.
Для 2 подгруппы:
Культурный человек обязан знать нормы этикета и соблюдать их.
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня.
3-эвристический уровень (9+3 балла)
По теоретической части:
«Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:
а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение. 1-задание.
Заполните таблицу примерами из текста:
Глагол Начальная
форма Морфологические признаки Синтак-сическая
Роль
вид Наклонение возвратность род время спряжение число лицо На практике
(оценка умений): Рефлексия:Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п. Как ты думаешь где тебе могут пригодиться знания и умения , полученные на уроке?
Приведите примеры
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал
4-творческий уровень (12 баллов)
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе.
Управление образования Кызылординской области
Кызылординский аграрно-технический колледж
имени И.Абдукаримова
«Согласовано» «Утверждаю»
Методист колледжа зам.директора
по учебной работе
________Аймбетова Э. __________Ермухан Б.Б.
« ___» _______ 2016 ж.


преподаватель: Досаева С.А.
группа: ПГС-16о
План рассмотрен и одобрен предметной цикловой комиссией
« Русский язык и литература»
протокол № 4 от 04 ноября 2016г.
председатель ЦМК _____________ С.Т.Жапбарова
Кызылорда 2016 г

Лист оценки учащихся 1 подгруппы
ФИО учащегося Домашнее задание 1 этап
узнавание 2 этап
анализ 2 этап
синтез 2 этап применение 1 уровень 2 уровень 3 уровень Всего баллов оценка
АбдугалиЖахангер
АбласанАль МансурАбдраманАрманУтешНурдаулетЖунисШынгысханАйса ОмирзакЛист оценки учащихся 2 подгруппы
ФИО учащегося Домашнее задание 1 этап
узнавание 2 этап
анализ 2 этап
синтез 2 этап применение 1 уровень 2 уровень 3 уровень Всего баллов оценка
УсенАкбота
ФаизханБатыржанОрынбай Аль-ФарабиУрмегали ЕркебуланМажитДаниярЕсмамбетовБекзатАйса Омирзак