Технологическая карта урока на тему Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки причастия (6 класс)

Технологическая карта урока
Учитель
Пашкова Татьяна Вячеславовна

Предмет
Русский язык

Класс
6

УМК
Под редакцией С.И.Львовой

Тема урока
Причастие как особая форма глагола. Морфологические признаки причастия

Тип урока
Урок «открытия» нового знания

Цель урока
Создать условия для формирования представления о причастии как особой форме глагола

Задачи
Предметные:
формировать умение определять морфологические признаки причастия;
актуализировать знания учащихся о глаголе, имени прилагательном, черты которых сочетает причастие, и деепричастии;
Развивающие:
развивать устную и письменную речь учащихся;
развивать мышление, память, внимание;
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку;
воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса;
воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Планируемые образовательные результаты
Предметные:
формирование умения определять у причастия вид, переходность, возвратность, время (глагольные признаки) и род, число, падеж (признаки прилагательного);
знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании высказываний;
Метапредметные:
развитие способности извлекать информацию из различных источников;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
формирование умения определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
применение приобретенных знаний, умений, навыков в повседневной жизни
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;
стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы обучения
Исследовательский

Виды работы
Фронтальная работа, индивидуальная работа

Средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, корзина для приема «корзина идей», карточки с заданиями, сигнальные карточки, карточки для учёта предметных достижений учащихся







Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД






Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные

1
Организационный момент
Приветствие.
Организация внимания детей, создание благоприятного психологического настроя на работу
Приветствуют учителя, включаются в работу.
1


Умение слушать

2
Формулирование темы урока, целеполагание
Для актуализации знаний учащихся учитель задает вопросы о деепричастии: определение, признаки глагола и наречия (2 – 3 СЛАЙДЫ)

Учитель предлагает выделить ключевые слова загадки (4 СЛАЙД), сформулировать тему урока и его цель.



Учащиеся отвечают на вопросы.








Заранее подготовленный ученик читает загадку о причастии (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Остальные выделяют ключевые слова, формулируют тему урока и его цель (5 СЛАЙД). Учащиеся делают записи в тетради.
4
Смысловое чтение, работа с информацией, выделение необходимой информации; построение высказывания в устной речи;
самостоятельное выделение и формирование познавательной цели
Постановка цели
Умение слушать, выражать свои мысли

3
Изучение нового материала
Учитель читает эпиграф к уроку (5 СЛАЙД), задает вопросы.

Учитель предлагает послушать лингвистическую сказку о причастии (6 СЛАЙД)



Для исследования учитель предлагает познакомиться с текстом А.С.Баркова (КАРТОЧКА № 1 / ПРИЛОЖЕНИЕ 2), определить его тему, прокомментировать орфограммы, найти причастия, выделить у них глагольные признаки: вид, переходность, возвратность, время, а также суффиксы. (7 – 13 СЛАЙДЫ)
Учащиеся слушают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Заранее подготовленный ученик выразительно читает сказку о причастии, остальные – слушают.

Заранее подготовленный ученик выразительно читает текст (7 СЛАЙД), остальные – слушают, затем определяют тему (8 СЛАЙД), комментируют орфограммы (9 СЛАЙД) и называют причастия (10 СЛАЙД).

Затем, используя прием «корзина идей» (НА ДОСКЕ / 11 СЛАЙД), учащиеся выделяют глагольные признаки причастия: вид, переходность, возвратность, время. Учащиеся заполняют таблицу «Глагольные признаки причастия» (12 СЛАЙД / ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и сверяют полученный результат (13 СЛАЙД)
15
Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
осознанное построение высказывания в устной форме; анализ объектов
Действия в новом учебном материале осуществляются в сотрудничестве с учителем, учитывая выделенные им ориентиры;
контроль в форме сличения с эталоном
Умение слушать, грамотно излагать свои мысли письменно и устно

4
Физминутка
Учитель проводит физминутку, направленную на формирование умения отличать причастия от глагола и деепричастия (14 СЛАЙД / ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

1
Анализ объектов

Умение слушать

5
Изучение нового материала
Учитель в виде фронтального опроса предлагает учащимся вспомнить, что такое прилагательное, назвать непостоянные признаки этой части речи, которые также имеет причастие: род, число, падеж (15 – 17 СЛАЙДЫ)
Используя прием «корзина идей» (НА ДОСКЕ / 15 СЛАЙД), учащиеся дают определение прилагательного, выделяют признаки прилагательного у причастия: род, число, падеж. Затем учащиеся заполняют таблицу «Признаки прилагательного у причастия» (16 СЛАЙД / ПРИЛОЖЕНИЕ 5) и сверяют полученный результат (17 СЛАЙД)
13
Структурирование знаний;
осознанное построение высказывания в устной форме; анализ объектов
Действия в новом учебном материале осуществляются в сотрудничестве с учителем, учитывая выделенные им ориентиры;
контроль в форме сличения с эталоном
Умение слушать, грамотно излагать свои мысли письменно и устно

6
Обобщение изученного теоретического материала
Учитель предлагает ученикам открыть учебник и обобщить изученное о причастии (18 СЛАЙД)
Учащиеся открывают учебники на с. 24 – 27 (параграф 45) и изучают теоретический материал. 1 ученик читает вслух.
2
Смысловое чтение, анализ информации, умение делать вывод;
структурирование знаний

Умение слушать, грамотно излагать свои мысли

7
Самоконтроль с последующей самопроверкой
Учитель предлагает проверить знания, полученные на уроке, составив кластер «Причастие» (19 – 20 СЛАЙД / КАРТОЧКА № 2 / ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Учащиеся составляют кластер «Причастие» (19 СЛАЙД / КАРТОЧКА 2) и сверяют полученный результат (20 СЛАЙД)
5
Структурирование знаний; осознанное построение высказывания в устной форме
Контроль в форме сличения с эталоном
Умение слушать, грамотно излагать свои мысли письменно и устно

8
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся продолжить три высказывания:
1)Сегодня на уроке я узнал(а)
2)У меня хорошо получилось
3)Но мне было трудно
Далее учитель предлагает каждому оценить степень усвоения материала на уроке с помощью сигнальных карточек 3 цветов:
желтый – «У меня все получилось!»;
зеленый – «У меня многое получилось, но не все»;
синий – «Мне сегодня было очень трудно!»
(21 СЛАЙД)
Учащиеся заканчивают утверждения, предложенные учителем, а затем дают оценку собственным результатам, поднимая карточку того цвета, который отражает степень усвоения материала.
2
Построение речевого высказывания в устной форме
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
Проводят самооценку своей деятельности на уроке; оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях

9
Домашнее задание
Формулирование домашнего задания, инструктаж по его выполнению: параграф 45, упр. 413 (22 СЛАЙД).
Учащиеся записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя.
1
Выделение существенной информации из слов учителя
Слушание учителя


10
Комментированное выставление отметок
Учитель озвучивает отметки за урок, комментирует работу учащихся в целом и в частности.
Учащиеся слушают, выставляют отметки в дневники.
1

Слушание учителя
Соотнесение самооценки с оценкой, поставленной учителем







ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вот свойство моё обязательное
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В старом парк_, начинающемся за оградой нашего дома, есть кл_новая аллея. Снегири, наведывающиеся туда каждый день, нас очень рад_вали. Их манят зимние дерев(?)я, сплош(?) усыпанные лё_кими крылатыми семенами. Снегири похаживают по снегу, сверкающему на солнце. До чего они хороши! (По А.С. Баркову)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ

1.
Начинающемся
несов., неперех., возвратн., н.вр.

2.
наведывающиеся
несов., неперех., возвратн., н.вр.

3.
усыпанные
сов., непер., невозвр., пр.вр.

4.
сверкающему
несов., непер., невозвр., н.вр.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО У ПРИЧАСТИЯ

1.
(в)начинающемся (парке)
м.р., ед.ч., пр.п

2.
наведывающиеся (снегири)
- , мн.ч., им.п.

3.
усыпанные (деревья)
- , мн.ч., им.п.

4.
(по)сверкающему (снегу)
м.р., ед.ч., дат.п



ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Танцующая (прич.), танцевать (гл.), играющий (прич.), играя (деепр.), побелел (гл.), побелевший (прич.), кричащий (прич.), крича (деепр.), смотреть (гл.), смотревший (прич.), сломанный (прич.), сломав (деепр.).




ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЧАСТИЕ

особая форма

ОГЗ – признак предмета по
отвечает на вопросы:
, , ,

имеет признаки




1.
1.

2.
2.

3.
3.

4.
4.

5.



КАРТОЧКА № 1
ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ»
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Прокомментируйте орфограммы в словах, объясняя свой выбор.
4. Выпишите из текста причастия.
5. Определите глагольные признаки у выписанных причастий.
6. Определите признаки прилагательного у выписанных причастий.
В старом парк_, начинающемся за оградой нашего дома, есть кл_новая аллея. Снегири, наведывающиеся туда каждый день, нас очень рад_вали. Их манят зимние дерев(?)я, сплош(?) усыпанные лё_кими крылатыми семенами. Снегири похаживают по снегу, сверкающему на солнце. До чего они хороши! (По А.С. Баркову)


КАРТОЧКА № 2. КЛАСТЕР «ПРИЧАСТИЕ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ»
ПРИЧАСТИЕ

особая форма

ОГЗ – признак предмета по
отвечает на вопросы:
, , ,

имеет признаки




1.
1.

2.
2.

3.
3.

4.
4.

5.







13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15