Урок: Назначение разговорного стиля


Назначение разговорного стиля.
Цели :расширить знания детей о стилях речи ,определить назначение разговорной речи ,развивать мышление, воспитывать желание стать грамотнее.
Ход урока:1.Терминологический диктант:диктую определения, записываете термины-эпитет,метафора,сравнение,олицетворение,гипербола,литота,градация,риторический , антитеза.
2.Подведём итоги прошлого урока, на котором мы определили характерные для разговорного стиля черты :-это функциональный стиль,который служит для неформального общения,когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке, в нём используются разговорные и просторечные слова ; обычная форма реализации разговорной речи – диалог : здесь отсутствует предварительный отбор языкового материала,
Играют роль мимика.жесты. Мы часто можем слышать в магазине такую фразу: «Пожалуйста, с отрубями,один.» -человек, сказавший это , экономит речевые усилия-что является характерной особенностью разг. Ст.
ЗАДАНИЕ 1. Отредактируйте диалог:
-Звонит,видно ,часто.
-«Хвостов» в универе много.
-Виноватых ищет. А сам-то каков?
-Предки его прибьют.
ЗАДАНИЕ 2..Письмо А.С.Пушкина жене (1834): «Стыдно,жёнка. (…) Я так был смущён, что не знал, что и подумать.
Письмо твоё успокоило меня.но не утешило.описание вашего путешествия в Калугу …для меня вовсе не забавно .Что за охота таскаться в скверный городишко… Просил я тебя по Калугам не разъезжать , да, видно,
Уж у тебя такая натура». – определить признаки разговорной речи.
Д.З. подобрать к фразеологизмам просторечного характера литературные синонимы –фразеологизмы:
Как сыр в масле кататься ,опростоволоситься,как сквозь землю провалился,как угорелый, на волоске висеть;
Составить письмо, используя просторечия: миленький, детище, коченеть, шпора. Отредактировать его (составить второй вариант).
ВЫВОДЫ :Чем грамотнее человек , тем больше у него желания употреблять в речи литературные слова.
Использование просторечий указывает на то ,что человек мало образован.
Просторечная речь бедна и не очень приятно её слышать.
Употреблять просторечия следует только в узком кругу (среди знакомых).