Рабочая программапо биологии для 8 класса


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
учителя высшей категории Карасаевой Людмилы ДзарахметовныПояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии для 8 класса (животное: ФГОС) составлена на основе Федерального Государственного стандарта под редакцией проф. И. Н. Пономорёвой. В основе - концепция разноуровневой организации живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным. Особое внимание уделено практическому значению животных, взаимоотношениям живых организмов, в первую очередь животных в экосистемах, пищевым связям, сохранению устойчивого равновесия и охране животного мира.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе (животных) и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, к собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
Календарно-тематическое планирование
Наименование предмета: биология
Класс: 8
Общее количество часов по учебному плану: 68ч.
Рабочий план составлен на основании учебной программы: Биология
Авторы программы: Константинов В. М., Кучменко В. С., Пономорева И.Н.
Образовательная область: естествознание
Курс: Животные
Учебник: Константиновап В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2015

п/пДата Название темы Кол-во часов Содержание Интерактивные методы обучения и оборудование Примечание Д/ЗОбщие сведения о мире животных 4 ч. Введение в курс зоологии 1 Зоология- наука о животных. 1 Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство. §1
2 Животные и окружающая среда, среди жизни и места обитания животных. 1 Среды жизни, место обитания, хищники, жертвы, паразиты, хозяева, пищевые связи, цепи питания, биоценоз, экосистема, биогеоценоз.§2
3 Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. 1 Систематика, популяция, вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство, ареал, косвенное, прямое влияние человека на животных, Красная книга, заповедник.§3,4
4 Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме "Общие сведения о мире животных". 1 Зоология, позвоночные, беспозвоночные. §5
Строение тела животных 3ч. Особенности строения животной клетки. Органы, системы органов. 5 Клетка. 1 Клеточная мембрана, цитоплазма, обмен веществ, вакуоль, ядро, хромосомы, органоиды, клеточный центр.Л.р. №1
Сравнение растительной и животной клетки. §6
6 Ткани. 1 Ткань, эпителиальная, соединительная, гладкая, мышечная, нервная, железы, нейрон. §7( I ч.)
7 Органы и системы органов. Обобщение знаний по теме "Строение тела животных". 1 Орган, системы органов, рефлексы, симметрия тела. §7( II ч.)
Подцарство Простейшее 4 ч. Классификация простейших, особенности строения , среда обитания, многообразие видов. 8 Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. 1 Амеба, колония, ложноножки, пищеварительная вакуоль, циста, фораминифер, бесполое размножение. §8
9 Класс Жгутиконосцы. 1 Эвглена, пелликула, жгутики, глазок, типы питания. §9
10 Тип Инфузории, или Ресничные 1 Инфузория-туфелька, реснички, порошица, половой процесс, конъюгация. §10
11 Обобщение знаний по теме "Подцарство Простейшие". 2ч. Дизентерия, малярия. §11
повт. Пр-е.
Подцарство Многоклеточные животные 3ч. Особенности строения, среда обитания. 12 Строение и жизнедеятельность. 1 Кишечная полость, полип, медуза, эктодерма, энтодерма, мезоглея, почкование, гермафродиты, регенерация. §12
13 Разнообразие кишечнополостных. 1 Гидроидные, коралловые полипы, личинки, нервные узлы. Тестирование "Простейшие". §13
14 Обобщение по теме "Кишечнополостные". 1 Типы: Плоские черви
Круглые черви 5 ч. Классификация плоских червей, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 15 Тип Плоские черви. Белая планария. 1 Планария, мышцы, паренхима, мезодерма, глотка, кишечник, семяпроводы, яйцеводы. §14
16 Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. 1 Сосальщик, цепень, эндопаразиты, кутикула. §15
17 Тип круглые черви. 1 Аскарида, первичная полость, анальное отверстие, щетинки. §16
18 Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. 1 Вторичная полость, целом, сегменты, гидроскелет, щупальца, усики, параподии. Мультимедиа. §17
19 Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. 1 Мускулатура, поясок, пищевод, желудок, перекрестное оплодотворение. §18
Тип Моллюски. 4 ч. Классификация моллюсков, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 20 Общая характеристика типа Моллюски. 1 Раковина, перламутр, нога, мантия, терка, печень, жабры, легкое, сердце, почки, парусник.§19
21 Класс Брюхоногие моллюски. 1 Аорта, артерия, вены, капилляры. §20
22 Класс Двустворчатые моллюски. 1 Биссус, сифоны, жемчуг, животные -фильтраторы. §21
23 Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме "Молюски". 1 Воронка, хрящевой череп, роговые челюсти, чернильный мешок, мозг .§22
Тип Членистоногие. 7ч. Классификация членистоногих, особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 24 Класс Ракообразные 1 Наружный скелет, грудь, головогрудь, хитин, сложные глаза, ногочелюсти, гемолимфа. Тестирование "Моллюски". §23
25 Класс Паукобразные1 Паутина, хелицеры, ногощупальца, трахеи, мальпигиевые сосуды. §24
26 Класс Насекомые 1 Насекомые, крылья, дыхальца. §25
27 Типы развития насекомых 1 Стрекозы, прямокрылые, равнокрылые, клопы, бабочки, жуки, двукрылые, гусеница. §26
28 Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Значение насекомых. Охрана насекомых. 1 Рабочие пчелы, матка, трутни, перга, медовый зобик, тутовый шелкопряд. §27
29 Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. 1 Методы борьбы с вредителями, вредители с/х культур. §28
30 Обобщение знаний по теме "Тип членистоногие, Подцарство Многоклеточные". 1 Урок контроля. Словарный диктант. Стр.143 отв. на вопрос
Тип Хордовые. 2ч. Классификация хордовых, особенности строения, среда обитания, мнообразие видов. 31 Общие признаки хордовых животных. Подтип бесчерепные. 1 Ланцетник, черепные, хорда, нервная трубка, околожаберная полость. §29
Подтип Черепные. Надкласс рыбы. 5ч. 33 Подтип Черепные, или позвоночные. Внешнее строение рыб. 1 Рыбы, хвост, чешуя, плавники, органы боковой линии, внутреннее ухо, ноздри, органы равновесия.§30
34 Внутреннее строение рыб. 1 Позвоночник, ребра, жаберные дуги, плавательный пузырь, головной мозг, мочеточник. §31
35 Особенности размножения. 1 Икринки, мальки, живорождение, миграции, нагул, нерест. Л.Р. №2Наблюдение за живыми рыбками, изучение внутреннего строения рыбы. §32
36 Основные систематические группы рыб. 1 Хрящевые рыбы, костные рыбы, лучеперые, костистые, кистеперые, осетрообразные, двоякодышащие. §33
37 Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана. Обобщение знаний по теме "Надкласс Рыбы"(Подведем итоги). 1 Рыболовство, сельдеобразные, трескообразные, карпообразные, лососевые, акклиматизация. §34
Класс Земноводные, или Амфибии 4ч. Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 38 Среда обитания и строение тела земноводных. 1 Среднее ухо, плечо, предплечье, бедро, голень, запястье, фаланги. Л.р.№3 Изучение внешнего строения лягушки. §35
39 Строение и функции внутренних органов земноводных. 1 Двенадцатиперстная кишка, клоака, смешанная кровь, холоднокровные, полушария переднего мозга. §36
40 Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. 1 Зимовка, оцепенение, головастик, годовой жизненный цикл. §37
41 Разнообразие и значение земноводных. Обобщение знаний по теме "Земноводные, или Амфибии"(Подведем итоги). 1 Амфибии, регенерация. §38
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. 5ч. Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 42 Внешнее строение и скелет пресмыкающихся (на примере ящерицы) 1 Пресмыкающиеся, пресмыкающиеся, роговой покров, выползок, шея, грудная клетка. . Тестирование. §39
43 Внутреннее строение и жизнидеятельность пресмыкающихся. 1 Желудочный сок, ядовитые зубы, гортань, трахея, бронхи, мочевая кислота, спячка. §40
44 Разнообразие пресмыкающихся. 1 Отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, костный панцирь. §41
45 Происхождение пресмыкающихся и значение. 1 Динозавры, котилозавры, стегоцефалы. §42
46 Обобщение знаний по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии". 1 §40-42
Класс Птицы 8ч. Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 47 Внешнее строение птиц. 1 Клюв, надклювье, надклювье, контурные перья, маховые и рулевые перья, пух, стержень, опахало, бородки, очин.Л.р№4 Изучение внешнего строения птицы, перьевой покров птиц. §43
48 Опорно-двигательная система птиц. 1 Спинная кость, сложный крестец, открытый таз, вилочка, крылья, пряжка, цевка. §44
49 Внутреннее строение птиц. 1 Железистый мешок, мускульный желудок, голосовые связки, экстраполяция. §45
50 Размножение и развитие птиц. 1 Яйцевые оболочки, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, птенцовые птицы. Л.р.№5 Изучение строения куриного яйца. §46
51 Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. 1 Ритуальное поведение, токование, брачные танцы, насиживание, кочевки, перелетные птицы. §47
52 Разнообразие птиц. 1 Пингвины, страусовые, насекомоядные птицы, водоплавающие птицы. §48
53 Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Обобщение знаний по теме «Класс Птиц» (Подведем итоги). 1 Домашние птицы, инкубатор, археоптерикс. §49
Класс Млекопитающие, или Звери. 9ч. Особенности строения, среда обитания, многообразие видов. 54 Общая характеристика. Внешнее строение млекопитающих. 1 Ушные раковины, шерсть, остевые волосы, подшерсток, вибриссы, волосяная сумка, сальные железы. Л.р. №6 Изучение внешнего строения домашнего животного .§50
55 Внутреннее строение млекопитающих .1 Диафрагма, кора полушарий , губы, резцы, клыки, бронхиолы. §51
56 Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. 1 Матка, детское место, плацента, линька, зимовка. §52
57 Происхождение и развитие млекопитающих. 1 Зверозубые рептилии, яйцекладущие млекопитающие. §53
58 Высшие , или плацентарные , звери: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. 1 Отряды : Насекомоядные , Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищники. §54
59 Высшие, или плацентарные , звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные , хоботные . 1 Плацентарные звери, ластоногие и китообразные, парнокопытные , хоботные . §55
60 Высшие , или плацентарные , звери: Приматы .1 §56
61 Экологические группы млекопитающих. 1 Приматы , мимика, ногти. §57
62 Значение млекопитающих для человека. Обобщение знаний по теме «Млекопитающие, или Звери»(Подведем итоги). 1 Домашние звери, КРС, овцеводство, свиноводство, коневодство, оленеводство. Экскурсия:
Домашние и дикие звери. Письменный провер. раб. №4 «Млекопитающие» §58
Развитие животного мира на Земле. 4ч. Основные этапы развития животного мира на Земле. Доказательства эволюции животного мира 63 Доказательства эволюции животного мира . Учение Ч. Дарвина об эволюции . 1 Кайнозой , палеозой, мезозоц, эволюция , наследственность. §59
64 Развитие животного мира на Земле. 1 Дегенерация , продуценты, консументы, редуценты. §60
65 Современный мир . Биосфера. 1 §61
66 Обобщающее повторение по теме «Млекопитающие». 1 Итоговый урок. Летние задания. 1