Разработка экологической игры — праздника День птиц


Сценарий клубного часа.

Зыкова Г.Ю., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5»
Экологическая игра – праздник для учащихся 2 -3 класса.
«Весенние »
Цели:
Формирование экологического сознания учащихся, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Задачи:
Знакомство с народными праздниками и традициями.
Развитие навыков коммуникативного общения и групповой работы.
Развитие эмоционально – чувственного восприятия всего живого.

Возраст: 8 - 9 лет.

Учитель:
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор, пустынь. Песни их звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор и перелететь через пустыню и море. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят на крыльях весну.

МАРТ.
1 скоморох: Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
2 скоморох: Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли,
И соловушки малы.
Вместе: Мы весняночку поем
Весну красную зовем!
Учитель:
Уже в первом месяце весны птицы начинают возвращаться на родину. Кто прилетает первым? (Грач)
Сначала грачи присоединяются к птицам, которые не улетали (галки, вороны), а потом приступают к поправке старых или постройке новых гнёзд. Гнездятся они колониями. Живут шумно и дружно.
17 марта – Герасим – грачевник. В этот день ожидай прилёта грачей.
Если они прилетели – жди тёплой весны.
21 марта – день весеннего равноденствия. Массовый прилёт птиц.
После грачей прилетают скворцы. Гнездятся они в дуплах, но и человек может сделать для них жилище. Как оно называется? А кто вместе с папой уже делал скворечник?
(Ответы детей)

АПРЕЛЬ.
Учитель:
Позади стужи и метели, позади мартовские переменчивые дни. А в лесу своя жизнь.


Л.Аграчева «АУ!»
(Инсценировка стихотворения)
Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Пробурчав со сна.
Поскакали Зайки к ней,
Полетел к ней Грач;
Покатился Ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась Белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась, пушистая,
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Улыбнулся радостно,
Весь прозрачный лес,
И мороз за елками,
Заворчав, исчез.
В начале апреля появляется трясогузка, которую называют ледоломкой – её прилёт совпадает со временем ледохода. В народе говорят, что она хвостом лёд разбивает.
Потом прилетят гуси, певчие дрозды, мухоловки. Ночью полетят малиновки (они ориентируются по звёздам). А некоторые птицы из дальних краёв не только прилетают, но и прибегают. Это коростели. (Найти на таблице «Перелётные птицы» коростеля, трясогузку, дрозда, малиновку и др.)

МАЙ.
Учитель:
А за апрелем приходит чудесный месяц май. А что в народе о мае говорят?
(Ответы детей)
Май холодный – год хлебородный.
Гроза в мае хлеба подымает.
Март сухой – да мокрый май, будет каша и каравай.

А у птиц в мае свои заботы, особые. Надо думать о потомстве. Чем крупнее птица, тем меньше у неё яиц. У крупных птиц в гнезде 1 – 2 яйца, а у мелких –по 8 – 12 яиц. А это что за гости к нам прилетели?

И. Пивоварова. «Лишь бы песни петь!»
(Инсценировка стихотворения – 2 чел).
Треснуло яичко-
Вылупилась птичка.
Спрашивает:- Кто я?
Чижик иль синичка?
Может я кукушка?
Не пойму по платью
Что ж, пускай кукушка,
Буду куковать я.

Буду я чирикать,
Если воробей я,
Заливаться трелью,
Если соловей я.
Если свиристель я,
Буду свиристеть
Лишь бы солнце грело!
Лишь бы песни петь!

Рассмотрите старое птичье гнездо. Из чего строят гнёзда птицы? Расскажите о необычных птичьих домах. (Ответы учащихся).

Птицы – заботливые родители. День и ночь, не покладая крыльев, они высиживают кладку, кормят своих птенцов. Потом «ставят на крыло» своё потомство. Именно так называется обучение молодых птах полёту. Но чтобы птицы смогли вывести потомство, человек должен соблюдать некоторые правила. Какие? (Повторение правил поведения в природе).

Весь класс делится на 4 команды. Игры по командам.
Игра 1. «Собери птичку». (Из частей рисунка собрать изображение птицы.)
Оценивается правильность и скорость работы, слаженность действий команды – по 5 – балльной системе.

Игра 2. (Со всеми учениками)
«Загадки».

Ведущий: Птичья стая собралась, перекличка началась.
Отгадайте загадки, назовите отгадки.

Я по дереву стучу
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет. ( утка с утятами).

Красненькая грудка,
Длинный серый хвостик,
Он всегда зимою,
Прилетает в гости ( снегирь)

Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг. (грач).

Днем спит,
Ночью летает.
Прохожих пугает. (сова).

Подведение итогов игры – каждый верный ответ – 1 балл.


Игра 3. «Найди птиц».
Составь из слогов как можно больше названий птиц.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Сорока, сова, сокол, соловей, зяблик, иволга, трясогузка, утка). 1 слово – 1 балл.

Игра 4. «Составь пословицы».
Увидел грача – весны не делает.
Кукушка закуковала – вылетит – не поймаешь.
Слово - не воробей – весну встречает.
Одна ласточка – пора сеять лён.
1 пословица – 1 балл.

Игра 5. «Сказочные птицы»
В русском фольклоре птицы всегда занимали особое место. Им посвящали стихи, песни. Специальными песнями – закличками зазывали их прилететь скорее. А в сказках встречается птица Феникс, жар – птица, избушка – и та на курьих ножках. А знаете ли вы сказки, в названиях которых есть названия птиц?
Назовите как можно больше таких сказок.
(«Гуси - лебеди», «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев» и др.)
1 сказка – 1 балл.
Подведение итогов игры.
Подведение итогов занятия.

Учитель: Помните, что когда вы приходите в лес, то идете в гости.
Лес – это дом для птиц, зверей, растений.
Как же вести себя в лесу?
Я прочитаю вам высказывания, если они верные, то хлопаем в ладоши, а если так себя в лесу вести нельзя – то топаем.
1. Можно слушать пение птиц.
2. Можно рвать большие букеты цветов.
3. Можно вешать скворечники.
4. Нужно брать из лесу домой птенцов и детенышей зверей.
5. Разрешается разводить костры.
6.Можно собирать грибы и ягоды.

Учитель: Мир природы богат и прекрасен, но очень хрупок. Он нуждается в нашей любви и заботе. А любовь и доброта согревают, как солнце. В память о нашей встрече давайте создадим картину, солнечную, добрую, прекрасную.















со

зяб

ро

тря

га

ут


вол

гуз

ло

ва

ка

лик

кол


вей

и