Методическая разработка для урока по химии на тему: Вода — вещество № 1 в мире!

вещество №1 на Земле.

Автор: Шабанова Инна Александровна учитель химии МАОУ СОШ№80

Ты сама жизнь.
Ты самое большое богатство в мире.
А. де Сент – Экзюпери.

Основная цель: состоит в том, чтобы, используя учебный материал курсов химии, биологии, физики, географии, экологии, обобщить знания о воде, подвести учащихся к пониманию глобальных экологических проблем современности, связанных с загрязнением окр. среды, раскрыть роль воды в природе и в жизни человека, продемонстрировать пути рационального использования водных ресурсов.
Такой подход интегрированного обучения позволяет выработать у учащихся среднего звена навыки опережающего обучения, формирует у них целостное восприятие окружающего мира.
Оборудование: видеоматериалы, таблицы («Агрегатные состояния воды», «Запасы воды на Земле», «Характеристика воды по степени жесткости», «Круговорот воды в природе», «Строение молекулы воды»), дид. материал, рисунки приборов и установок, в которых осуществляют дистилляцию воды; схема очистки речной воды и т.д.
Ход урока. Актуализация знаний о воде. Учащиеся делают краткие сообщения по темам: «Состав гидросферы», «Запасы воды и её распространение в природе», «Вода в живых организмах», «Вода – среда обитания».
(Раздаем учащимся паспорт вещества, в котором по ходу урока они должны сделать записи).
Паспорт вещества.
Физические свойства H2O: Ответы:
цвет, вкус, запах
плотность
теплоёмкость
температура кипения (tкип), температура плавления (tпл).
Электронное и пространственное строение молекулы воды.
Факторы, влияющие на растворимость веществ.
Чем определяется жесткость воды? Как устранить?
Источники загрязнения воды и т.д.
Рассматриваем физические свойства (демонстрируем кинофрагмент «Круговорот воды в природе»).
После просмотра фильма организуем беседу по следующим вопросам:
Что такое круговорот воды?
Как можно охарактеризовать процессы испарения, конденсации, кристаллизации и плавления?
Как происходят эти процессы в различных оболочках Земли?
(Учащиеся делают опыт, имитирующий круговорот воды в природе).
Затем учащиеся заполняют I часть паспорта о веществе, записывают характеристику физических свойств воды.



Используя рисунки «Строение молекулы воды» и «Пространственный каркас» учащиеся II группы рассказывают об электронной формуле молекулы воды и расположении облаков.
Какова роль воды в природе? (сообщение «Разрушение горных пород»).
Переходим к рассмотрению химических свойств воды.
Организуем беседу о растворимых и нерастворимых в воде веществах, выясним от чего зависит растворимость. (Лаб. опыт «Различная растворимость»). Учащиеся делают вывод о различной растворимости и зависимости плотности (P) от природы реагирующих веществ, температуры, давления. Далее выясним, почему вода бывает разного цвета, и чем это может быть обусловлено. (Учитель демонстрирует окраску воды, обусловленную содержанием в ней Fe3+, Cu2+, Ni2+).
Учитель биологии обращает внимание на то, что для нормального роста растений необходимы азотосодержащие вещества - нитраты. Однако удобрения правильно применять в разумных количествах (сообщение «Влияние нитратов на организм человека»).
Обсуждаем влияние человека на естественный круговорот воды в природе (к\ф «Сточные воды»).
Организуем беседу: «Что служит источником загрязнения природной воды?», «Какие изменения происходят в природе, в связи с загрязнением воды?».
Учащиеся составляют схему:


Источники загрязнения воды

пром-ть сточные воды
ком-ых хоз -в
аварии на
нефтепроводах

крушение на
нефтетопливных
танкерах



Сообщение о загрязненности великих озер, способы очистки (схема). Озеро Байкал.
Академик А.Е.Ферсман называл воду самым важным минералом на Земле.
В недрах Томской области сосредоточены огромные ресурсы разнообразных по составу и свойствам пресных, минеральных, термальных и промышленных подземных вод, определяющих не только хозяйственную, но и социально – экономическую основу развития производительных сил области.
До настоящего времени запасы их не подсчитаны. Минеральные воды, ресурсы которых в юрских, палеозойских водоносных горизонтах практически неограниченны. Среди них имеются аналоги таких известных вод, как «Мацеста», «Евпатория», «Нальчик», «Озеро Карачи» и др.




Наша область богата бальнеологическими водами – йодными, бромными, йодо – бромными; несколько меньше бромно – кремниевых, кремнистых, железистых, сероводородных вод.
Кроме того, встречаются довольно редкий тип вод с литиевой, калиевой составляющими, а также воды с родоном и органическими веществами (Назаров, Шварцев, 1991; Баженов, Добнер, 1995г).
С 1996 г. на производственных линиях ОАО “Томское пиво” стали разливать в бутылки и продавать в магазинах минеральную воду “Чажемто” (Красное1996).
Началась эксплуатация скважины с минеральными водами (таблица).
Колпашевский – санаторий “Геолог”, “Чажемто”(5-Р, 1-Ч);
Александровский – больница “Стрежевого” (ск.БИС-3);
Томский – мин.вода “Жемчужное” (ск. 385–Р).
Особый интерес представляют пресные подземные воды. На территории области разведаны 25 месторождений подземных питьевых вод с запасами в 57 млн. м3 из которых эксплуатируется 10 месторождений (Адам 1994).
Издревне вода была объектом духовной культуры. На Руси много праздников справлялось с участием воды. Крещение (19 января): в народе этот день называют водокрещами, потому что накануне воду в храмах, а в день праздника – в реке.
Святой водой кропят дом, чтобы предохранить от бед и дурного глаза, льют в колодец – от нечистой силы, девушки умываются ею, чтобы стать “румяней и белее”. А некоторые смельчаки даже купаются в проруби, чтобы излечиться и смыть все грехи.
На крещение гадали на воде.

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,-
Серьги изумрудные;
Расстилели белый плат
И над чашей пели в лад
Песенку подблюдны.
(Жуковский)

В день Ивана Купала (7 июля): быть облитым водой в этот день – ходить счастливым весь год.













Заголовок 115