Конспект внеклассного мероприятия День птиц


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4
Конспект
внеклассного мероприятия на экологическую тему «День птиц» по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преподавания и экологического воспитания», проведенного в ___ классе школы № __.

Выполнила:
студентка 2 курса 23 группы
Чеботаева Е.В.

Преподаватель:
Рудыкина Н.И.
Ульяновск
2015
Класс: 2
Тема: День птиц
Цель: способствовать развитию у детей экологически грамотного отношения к птицам.
Задачи:
познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
развивать речь учащихся;
воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.
Оборудование:  открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; значки птиц; рисунки со схемами полета птиц; кроссворд "Орнитология "; листы с домашним заданием; запись птичьих голосов.
Литература:
Г.Б. Барышникова «Новая зеленая планета», Ярославль 2006 год.
http://www.sochuroki.com/Структура внеклассного мероприятия:
Вводная часть:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей.
Основная часть:
Ознакомление.
Портреты птиц.
Физкультминутка.
Перелеты птиц.
Кроссворд.
Заключительная часть:
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход внеклассного мероприятия:
Вводная часть.
Орг. Момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами… а чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, Удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно "почему " меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
1.2.Сообщение темы и целей.
Учитель: Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в марте-апреле в дни весенних каникул проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.
Основная часть.
Ознакомление.
Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.
(Каждый ряд читает по одному высказыванию)
Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Птичьи портреты.
Учитель: Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
(Звучит запись птичьих голосов.)
Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
"Синь-синь! " - посвистывает синица. "Чи-чи! Чи-чи! " - вторит ей чиж. "Гра-гра! - представляется грач. "Сквор-сквор! " - поют скворцы.
Имя Зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. (По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации птиц.)
В чаще лесной у полянки Рада вечерней поре. Птичка лесная зарянка Песню запела заре.
Сойка, или Горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
Черно-белая манишка,
Подвижной, с рыжинкой хвост...
На селе любой парнишка
Сразу скажет: "Горихвост! "
Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
Название птицы Клест произошло от старого русского слова "клестить ", что значит "сжимать, сдавливать, стискивать ". Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест " со значением "свист ", "визг ". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель - родственные слова.
Удивительно происхождение слова "цапля ". Оно происходит от глагола "чапати ", то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного "чап ". Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: "Чап-чап! Чап - чап! " Отсюда и глагол "чапати ". Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля " звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
Физкультминутка.
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз - на другой.)
Перелеты птиц.
Учитель: "Куда это птицы улетают каждую осень? " - издавна спрашивал себя человек.
В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают... на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?
Ученые выяснили, что маленькие наши пташки - ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие - улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки и кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.
А знаете ли вы, ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? (нет)
Мы будем отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получим искомое слово. Будьте внимательны!
Кроссворд.
(Кроссворд нарисован на доске)
1 . У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова.)
2 . Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
3 . Окраска - сероватая,
Повадка - вороватая.
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Это... (ворона).
4. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)
5 . Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом. (Клест.)
6 . Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
7. Ведь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан.)
8. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)
9. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь.)
10. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
11 . Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
Прочитаем хором слово в выделенной строке. (Орнитология.)
Орнитология - это наука, изучающая жизнь птиц.
Заключительная часть:
Подведение итогов.
Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня хорошо потрудились. Мы узнали много нового о братьях наших меньших – птицах. Вы показали какие вы внимательные, какая у вас замечательная память.
Рефлексия.
Ребята, давайте оценим себя. Как вы поработали на сегодняшнем мероприятии.
Поднимите одну руку, если вам понравилось мероприятие.