Внеурочное мероприятие Весенний день птиц

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детский эколого-биологический центр"





.Мероприятие, посвященное весеннему дню птиц
« Птицы в жизни народов Сибири»











Подготовила: Дубинина Марина Васильевна,
педагог дополнительного образования






















Цель; показать значение птиц в жизни и в культуре народов Севера .
План:
Вводная часть
Экскурсия по выставочным залам краеведческого музея города.
Викторина «О птицах»

1.Экскурсия
Вводная часть:
Сегодня замечательный день, 1 апреля, Ежегодно именно в этот день в нашей стране и во всём мире отмечается весенний День Птиц. Связано это, с прилётом птиц из дальних стран на места гнездования.
В разных странах День птиц празднуют по - разному; представляют карнавальное шествие в костюмах птиц, театрализованное представление о птицах, организуют экскурсии на природу для наблюдений за птицами, проводят игровые программы где изучают и узнают много нового о пернатых, делают и развешивают гнездовые домики для птиц.
Важно, чтобы в этот день люди вспомнили о братьях своих меньших, о птицах. И хоть чуточку помогли им!
Я предлагаю начать наш праздник с экскурсии по выставочным залам музея.
Томская область, одна из самых больших в стране. Её площадь составляет 316,9 тыс. кв.км. Это огромный и красивый край, населённый разными народами.
Издавна наш край населяют селькупы, ханты, кеты, эвенки- коренные сибирские народы.
Живя в согласии и гармонии с окружающим миром, коренные сибиряки ощущали себя частью природы, никогда не противопоставляя себя ей. Они воспринимали природу такой, какая она есть, вслушиваясь в неё, пытаясь почувствовать её дыхание, движение, боль и радость.
Сегодня, путешествуя по залам музея, вы услышите рассказ о природе нашего края, об отношении людей, давно населяющих этот мир к детям природы – птицам. Что значили птицы для аборигенных народов; как использовали птиц в повседневной жизни, как к ним относились, какие легенды и сказания были в те давние времена.
Вы познакомитесь с экологической культурой сибиряков.
Помогать мне в этом будут музейные экспонаты, народные приметы, легенды, сказания и сказки. И так в путь!
2.Особенности таёжных культур: быт, экологическая культура.
Мудрые уверены, чтобы понять современный противоречивый мир необходимо познакомиться с его историей и традициями.
Селькупы, татары, эвенки, ханты, манси и другие народы – аборигены Томской земли. Их предки пришли сюда тысячелетия назад, разведали и освоили суровые земли, накопили знания о природе и выработали навыки выживания в экстремальных природных условиях.
Уже сейчас ясно, что культура сибиряков была в прошлом
почти образцовой экологической культурой, до которой
нашей технократической цивилизации очень далеко.
Особенность таёжных культур - явное преобладание присваивающего хозяйства; охота, рыболовство, собирательство. Этому свидетельствует богатая коллекция предметов быта в экспозиции музея
Природные условия давнего времени ограничивали
даже возможность появления земледелия и скотоводства.
Поэтому жители леса и реки не могли не быть охотниками
и рыболовами. Эти знания составляли основу хозяйства
местного населения.
Природные ресурсы древнего времени определили не только численность населения тайги, но и формы расселения людей. Жизнь в тайге, жизнь в небольших посёлках, в маленьких коллективах, разбросанность, разобщенность.
Таежное селение 1тысячу лет назад в мансийских, селькупских и хантыйских сказаниях состояло часто из 1 дома. Причина - природные условия Западной Сибири.
Большие общности и большие семьи не могли существовать; слишком далеко идти на охоту; а окрестных водоёмов не хватило бы для обеспечения всех рыбой. Поэтому люди стремились не мешать друг другу.
На каждой крупной реке можно было встретить много поселений, но они были немногочисленны.
Ресурсы природы они использовали максимально полно. Мясо – в пищу, шкуры – на одежду, сухожилия на нитки, внутренности на приваду. Использовались даже рога, чешуя, пузыри – это сырьё для производства универсального клея.
5.Основа мироздания сибиряков.
В древности основу мироздания сибиряков составляла
довольно строгая и гибкая система взглядов,
непротиворечиво объясняющая
действительность. До нас дошли осколки и фрагменты,
но они достаточно выразительны!
Почему сибиряки обожествляли леса и реки?
Из века в век человеческая жизнь проходила в маятниковом
«качании» между лесом и водоёмом.
Сезон охоты сменялся временем рыбной ловли, а осенью
мужчины опять уходили в тайгу. Оба «рабочих места
« таёжники» знали досконально.
Столетия хозяйственной деятельности позволило северянам
накопить гигантский объём рациональных знаний
об окружающей природе.
Поскольку лес был «чужой» территорией, человеку
надлежало вести себя там соответствующим образом.
Поведение охотника в лесу – это ситуация «в гостях».
К духу – хозяину леса обращались с просьбой удачной охоты и
оставляли ему подарок: полоску ткани, мешочек с дробью,
наконечник стрелы.
Существовали священные территории и животные охота,
на которых была запрещена.
Каждое поселение имело своего покровителя – предка
представляющегося как птица, рыба, насекомое или зверь.
Жители считали себя людьми этого духа, предка.
Люди «филина», племя «орла» или «кедровки» т.д.
Представление о происхождении какой-либо группы людей
от животного или птицы в этнографии классифицируется
как тотемическое.
По отношению к тотему- предку члены данной группы
должны были придерживаться некоторых ограничений.
Прежде всего, тотем нельзя было использовать в пищу и
убивать. Это животное являлось священным.
Например, на реке Пелимке запрещалось убивать лебедя,
на р. Агапе - кукушку.
Да как можно было поднять руку на своего предка?
Предок- тотем не только объединял членов групп,
но и обозначал их особенность, отличие от других.
6.Землепользование, принципы охраны природы
В то древнее время у жителей каждого селения имелись свои охотничьи территории. Эти угодья подразделялись на семейные наделы. Землю эту нельзя было продать, подарить или обменять. Каждая семья на своём наделе «чвэчоме»
имела «заречённое место», являющееся культовым центром
семьи. Там росло культовое дерево, стоял деревянный
идол «чвэчом-кэды», культовое строение, где хранились
деревянные идолы и другие культовые предметы.
Культовый амбарчик селькупов, привезённый в 40 годах
с реки Лымбельки, находится в экспозиции музея.
Здесь можно увидеть различных духов (лозов) в
том числе и духа птицы - родоначальника племени.
Такие «заречённые» территории являлись микро заказниками,
так как в радиусе 10 км., где росло священное Дерево и
стоял священный амбарчик нельзя было охотиться,
собирать ягоды, грибы, травы, ломать ветки и даже громко
разговаривать.
Если во время охоты зверь забегал на «заречённую
территорию», то охотник его переставал преследовать.
Посещать эти территории разрешалось только при острой
необходимости обращения к потусторонним силам.
Своим поведением человек не нарушал естественного
состояния природы, не препятствовал размножению
птиц и зверей.
Коренные сибиряки, живя в своём пёстром мире,
свято верили, что многие звери птицы являются помощниками
шамана.
Эти духи изображались в виде металлических фигурок-
подвесок и крепились на его костюме.
Так, у шамана- эвенка были фигурки гагары, лебедя,
у шамана селькупа-фигурки гагары, гуся, лебедя, журавля.
Шаманский дух в образе журавля (карра) - был
первым, которого получал начинающий шаман.
Самые сильные шаманы могли иметь до семи карра.
Например, Моньга Калин- известный и авторитетный шаман
у селькупов Таза и Турухана, имел семь кара на парке.
Именно журавли, по представлению селькупов, являются
помощниками шамана в общении с небесным миром.
Птицы помогали шаману во время камлания путешествовать
между тем и этим миром; утка указывала шаману
дорогу в Нижний мир, летя впереди и чертя крылом линию
по земле.
Одним из основных духов- помощников была и гагара. Она
могла общаться с небесным, подводным и с земным миром.
Селькупы верили, что при определённых обстоятельствах
люди и шаман могли превратиться в птиц, рыб и других
животных
6.Образы птиц в культуре сибиряков.
В духовной жизни коренных сибиряков птицы имели
большое значение, этому свидетельствуют археологические
находки; возможно в понятиях древних людей птицы
играли определённую роль, как посредники между мирами:
небесным и земным. Так Птицы считались вместилищем
для человеческой души - о чём свидетельствуют
бронзовое и железное литьё - изображение в основном
хищных птиц с личиной на груди. Отождествление души
с образом птицы зафиксировано почти у всех аборигенных
народов Сибири.
Многообразие образов птиц в традиционном мировоззрении сибиряков
отражено в бронзовых поделках прошлых столетий и других
археологических находках. На глиняных чашах орнамент в
виде уточки, на железной диадеме - голова хищной птицы.
Ханты и манси полагали, что у человека должно
быть 4 или 5 душ при этом 3 из них имели птичий
облик. Уходящая вниз по реке жизни душа живёт
около головы или в одежде человека в образе
почти невидимой ласточки, трясогузки, синички,
сороки, глухарки, куличка или кукушки.



Птицы в питании большинства северян играли значительную роль только летом, когда количество птиц значительно увеличивалось за счёт появления водоплавающих и других перелётных птиц.
3. Группы промысловых птиц
Большое значение как постоянный источник питания имела охота на разнообразную дичь, в том числе и на птиц
На территории нашей области обитает около 80 видов птиц, которых можно отнести к охотничьим или промысловым.
Это водоплавающие птицы, боровая или лесная, болотная или луговая дичь.
Боровая дичь в таёжных районах ещё
достаточно многочисленна и зависит от изменчивости погодных условий, а так же разнообразных антропогенных воздействий .
По воспоминаниям селькупа Киргеева Владимира Кузьмича, селькупы селились по берегам рек. На охоту он ходил с 10 лет с ружьём. Помогал отцу на рыбалке. Водоплавающей птицы в те времена было много; охотились на гусей, которые летели пролётом в тундру. Зимой охотились на куропаток, глухарей тетеревов, и рябчиков Высматривали косачей вечером, в сумерках, забравшись на крышу собственного дома. Затем, надев белую одежду, ехал на лошади с телегой их добывать. Привозил тетеревов целый воз. Боровой дичи в лесах всегда было очень много. Птицу добывали впрок: зимой, привязав за лапки тушки птиц, вывешивали на жерди в сараях и так хранили всю зиму. Это очень было большим подспорьем, для многочисленной семьи Киргеевых.
Рябчик, белая куропатка - мелкий вид боровой дичи.
Глухарь - наиболее крупная птица, встречается в сосновых лесах, рямовых болотах.
Тетерев обитает на большей территории нашей области.
«Не знаю, как у вас, а мы зиму любим – говорят эвенки.
Покойное, сытное это время - зима. Хорошее время,
особенное: олени в руках, куропатки в лесах по кустам
бегают, в силки ловятся».
У кого оленя не хватает, тот кормится куропаткой,
несмотря на посты.
Недаром об этой птице говорят «Куропать летучая рыба».
Она бедняку взамен мяса идет, вместо рыбы. Даже
несмышленые ребята добывали эту дичь; а старики
и старухи подрабатывали на ней. До войны сотни,
тысячи этой куропатки от нас увозили.Теперь сами
поедим; однако куропатки ныне мало осталось.»
Пеке - рябчик. У северных селькупов есть миф о появлении многих разных птиц от одной
единственной. Когда-то была на севере одна единственная птица - пеке. Был он огромного размера. Скучно было
рябчику одному, решил он сделать других птиц и
стал отрывать от своего тела куски мяса. Из больших
кусков получились большие птицы, из маленьких –
маленькие, и рвал он мясо до тех пор, пока сам не стал
таким маленьким, что и рвать было нечего.
Глухарь – сенкы. Тотемная птица. Легенда о том,
как во время войны с ненцами погибли все селькупы,
за исключая 3 богатырей. Богатырь из рода орла
превратился в орла, богатырь из рода кедровки - в кедровку и Богатырь из рода глухаря – в глухаря. Утром полетели они в большой город, снова стали людьми. Собрали большое русское войско – разбили ненцев.
глухаре, не относящимся к перелётным птицам есть легенда, объясняющая наличие красного ободка вокруг глаз.
Глухарь так долго плакал, что птицы не взяли его с собой
на юг (перья на крыльях у глухаря к времени отлёта
не поменялись), что веки у него покраснели.
Кукушка - сайога. Птица которая когда – то была женщиной, но её прокляла мать: быть всё время без своего гнезда. С тех пор она скитается, приносит птенцов в чужие гнёзда.
Убивать кукушку нельзя, поскольку она является матерью
всех самок и самцов.
По свидетельству селькупов кукушка, сидящая на кедре,
лиственнице или берёзе караулит весь мир, защищает от
злых духов.
С кукушкой связано много народных примет.
Если весной прогремит гром, потом прокукует кукушка, то будет хороший урожай ягод и шишек.
Если прокукует до грома, то лето будет
жарким неурожайным.
У Птиц особое место в религиозных представлениях сибиряков.
У селькупов, хантов и манси одним из творцов земли
выступала поганка-кинярка-селькупск., которая
по велению Верховного божества Торума достала в
клюве немного ила с океанического дна. И Торум
сотворил землю, и горы, и реки на ней, и траву, и
птиц и зверей. И стал человек жить на земле.
Нан-краснозобая гагара - связана с духом воды, единственная птица, уцелевшая после битвы с Лебедями с чёрными клювами и чёрными краями крыльев. Именно гагара рассказала другим птицам о произошедшей битве.
Эти Лебеди- птицы захватчики прилетели из чужих земель и поселились на озёрах. Из – за них стали погибать местные
Ме Водные птицы. Решили Водные Птицы прогнать захватчиков. Погибли все птицы, участвовавшие в войне; выжила только одна Гагара. Она сообщила оставшимся птицам о битве с лебедями. оставшиеся на других озёрах птицы собрались на 2 битву.
Эту битву проиграли. Птицы улетели унесли с собой
тепло Солнца. Надолго пришла зима в эти края, и улетели птицы, живущие около вод, за теплом далеко.
Поганка - Утит паткул наб . Вместе с гагарой она
собрала птиц на битву с Лебедями с чёрными клювами и Чёрными краями крыльев. Она так торопилась, что
застряла между кочек, зацепилась в корнях головой.
Пока голову выпутывала, лапки поранила. Так и остались у
неё навсегда лапки и глаза красные, а на голове
красные пёрышки.

Основным для коренных народов Сибири являлся промысел рыбы; он начинался с половины мая и до февраля – начала марта до так называемого «замора рыбы».
Наиболее распространённый объект охоты – водоплавающая дичь; в пределах области гнездятся 17 видов водоплавающих, ещё 6 видов добывается во время сезонных миграций, 9 видов - в периоды случайных залётов.
Охотились на гусей, уток, и кое-где на лебедей. Мясо этих птиц очень вкусное и питательное его на зиму селькупы солили.
Всегда собирали большое количество разнообразных яиц. По рассказам селькупки Кудряшевой Тамары Константиновны, девичья фамилия Иткумова, в их селе, ещё в 50 годах прошлого столетия был праздник «прилёта уток». «Справлялся он в мае. Дети и взрослые шли на озёра с корзинами в руках и собирали 1-ю кладку утиных яиц. Больше птиц не беспокоили. Утки всегда гнездились на одних и тех же местах, не боялись людей. Дети и взрослые всех уток знали, как каждая из них называется. Уток очень уважали. Утка была для селькупов - священная птица»-говорит Томара Константиновна
В то время существовал целый свод правил, которых придерживались все от мала до велика. Познакомимся с некоторыми:
Охотились, и рыбачили только в установленные сроки и только на промысловой территории, отведённой для семьи;
Перед выстрелом просили прощения у животного за вынужденное убийство
Не отпускали раненого зверя и птицу
Не отстреливали «старку»- самку глухаря и не выбивали всех «токовиков»- поющих самцов глухарей, во время весеннего тока.
И горе было нарушителю!
3.Птицы и легенды, поверья, сказанья, праздники.
Ни одной из групп животных не уделялось столько внимания в мифах, сказках, поверьях и песнях. Показательно, что они в этом отношении далеко превосходят, например, млекопитающих, хотя те стоят гораздо ближе к человеку.
Новый год селькупы встречали весной с появлением перелётных птиц. Они справляли праздник рождения Нового года.
Существовало много поверий о разнообразных водных птицах
Например: Лебедь - кёнга считалось, что раньше он был женщиной. Однажды она потеряла рукавицу и стала птицей – лебедем. Лебедь понимает человеческую речь.
Очень строгий запрет у чумылкупов существовал на
убийство лебедя, так как он из «человеческого рода».
Считалось, что если кто - то убьёт лебедя, то не будет ему
счастья в семейной жизни.
Причины и сроки прихода осени в районы, где живут
селькупы, раскрываются в поэтическом предании о
влюблённых.
Богатырь Чинк и девушка Ча, полюбили друг друга. Братья
хотели выдать Ча замуж за злого Секуллы и убить
Чинка, но когда они подстерегли влюблённых на
озере поднялся, сильный ветер, засверкали молнии,
полетели жёлтые листья и пошёл снег, а с озера высоко в
небо поднялись и полетели на юг 2 прекрасные птицы.
Братья и Секуллы забегали по берегу закричали и замахали
руками и превратились в ворон (кэра). С тех пор там,
где живут селькупы, появилась осень (аро) и зима (кэ).
Почитание лебедей сохранилось в 20 годы прошлого века.
В 1926 году этнограф Дорофеева Е.Д. писала: « Мы были
свидетелями встречи селькупским населением прилёта
первых лебедей. Эта встреча походила на светлый праздник;
все вышли из жилищ, брызгали вверх, кто вином кто чаем, кто
водкой и все подражали лебединому крику. И лебеди
услышали возгласы, сделали «приветственный круг» над
посёлком.
Селькупы были убеждены, что около железного дома Небесной старухи (Илыкта-кота) –подательницы жизней обитают
утки, которых называют небесными птицами. Именно
уток Небесная старуха присылает охранять жизнь женщины при родах. Утка- покровительница Женщин – матерей.
Те же селькупы были убеждены, что от Небесной старухи жизнедательницы души новорожденных летели на землю
на первых лучах солнца в облике птичек.
Ханты и манси приносили в жертву «низовскому чёрту» уток: перед началом рыбной ловли. В начале они варили и ели уток, крылья прибивали к сосне, а кости складывали в
старый котел без дужки, спускали, его в заводь и кружились вокруг него с криками «Ил-юнк, давай больше рыбы!»
Аналог Ил–юнка у селькупов Кай или Кайе представлялся в образе мифической утки с железными перьями и человеческим голосом.
Ястреб – сенкети, иносказательно селькупы называют ястреба шипа петса (уток искатель). В фольклорных текстах ястреб
не только бросается на уток и гусей, но может сбить и орла.
В сказке дочь старика- чёрта превращается в ястреба, чтобы защитить своего мужа, превратившегося в гагарьего птенца
от орла (старика- чёрта). Она сталкивает его в озеро.
Кедровка- творец леса, у селькупов прародительница тайги.
Кесира-кедровка у северных селькупов тотемное
животное, в том числе покровитель одной из семейных
половин (фартий)
В селькупском этносе ворона (кера) олицетворяла злых людей.
К вороне, которая громко каркает, обращаются со словами
«Ворона, что кричишь, чью душу возьмёшь?»
Коряки рассказывают о чудесном вороне, создавшем весь
мир. Буд - то бы нёс этот ворон в лапах скалу, да уронил,
камень разбился вдребезги, и из его осколков возник весь
мир. А ворон обернулся человеком его звали Кутх. Слепил
себе жену-Митьи, ОНИ СТАЛИ ПЕРВЫМИ НА
ЗЕМЛЕ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ. От них пошёл весь
род людской. Кутх научил людей охотиться, ловить рыбу,
шить одежду, строить дома, почитать духов.
Он оставил своих потомков и отправился на новые земли –
учить других людей.
Орёл–лимпы считался главной птицей, проотцом всех птиц.
Так Орёл, как и ястреб, относился у северных селькупов к светлым небесным птицам помощникам шамана во время путешествия в Верхний мир, в отличие от совы и филина которые относятся к тёмным птицам для путешествия в нижний мир. Из орлиного пера делалась стрела, которая по преданьям могла победить злые силы.
8.Заключительная часть
Культура селькупов генетически восходит к тому прототипу,
носители которой не преобразовывали Природу, а максимально
приспосабливались. Они воспринимали Природу как Высшую
данность, где любые её исправления немыслимы и недопустимы.



Фойе музея.













Музейные предметы
Зал №5.2этаж.

Экспонат: фото сибирских аборигенов

























Экспонаты:орудия лова, охоты, туесы для ягод, бирки.


































































Экспонаты: культовый амбарчик , деревянные идолы, культовые предметы













Экспонаты: одежда шаманов
















































Зал№2. 1 этаж
Экспонаты: глухарь, тетерев, рябчик , куропатка, кукшка




















































































Зал№5
Экспонаты:
рыбы




Экспонаты:
утки, лебеди,
гуси- водные птицы.











































Экспонат; лебедь, поганка, утки, ястреб






























Экспонаты: утки,ястреб,
кедровка, ворона, ворон, орёл




2. Викторина « О птицах»
Конкурс «Приметы погоды по птицам»
Коренные сибиряки были очень наблюдательны и по птицам могли предсказать погоду. Продолжить начало высказывания
Если глухари садятся на самые верхушки деревьев-то
будет сухая ясная и теплая погода
Если коршуны в воздухе кружатся, слышится их протяжное «пи-и-ить» - то
будет ненастье.
Куропатки, тетерева снимаются с деревьев и улетают из открытых мест в глубь лесного массива-
жди бури.
Птицы поют громко и весело –
к хорошей погоде.
Гуси весной высоко летят –
воды будет много.
Если дикие утки прилетели жирные –
весна будет холодная и ранняя.

2.Конкурс «Название птиц».
Птиц называли по разному; одних птиц назвали по их внешнему виду или по цвету, других по особенностям поведения, третьих по месту обитания или любимой пище,
или по особенностям голоса. Например утку имеющую хвост длинный и острый называли шилохвость, а утку имеющую серое опренье5 так и называли – серая утка.
А сейчас посмотрите на изображения птиц, послушайте описание птиц и попробуйте определить название птицы.
.Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая, ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой. Лысуха, по внешнему виду
.Эта птица виртуозно летает, гоняясь за своей добычей, ловя её прямо в воздухе Мухоловка, по тому, чем питается
А это таежная птица делает запасы кормов, которыми кормятся многие животные: белки, и бурундуки, и мыши. Кедровка, по тому, чем питается
Интересно, что, когда эта птичка летит, - перья в хвосте отсвечивают огнём, сядет на ветку – огонек исчезает. Объясняется это просто: птичка подлетает, хвостик развертывает, и перышки его огоньком вспыхивают. Сядет на ветку, свернет хвостик, и “огненные” перышки спрячутся. (Признак – необычный хвост. Горихвостка
Она вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться с ее маленькими птенчиками, она сумеет защитить свое потомство! Она вытягивает свою шею и шипит, как змея, и вертит шеей чтобы напугать пришельца, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?! Вертишейка. По поведению.
Эта птица всю жизнь проводит в камышах, и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. (Камышевка).По месту обитания.
Они перекусывают веточку с шишкой ели, сосны или лиственницы. Опираясь на одну лапу, другой поддерживают шишку, затем клювом расщепляют ее чешуйку и с помощью языка извлекают семечко. Клест
Может быть кто-нибудь из вас может ещё объяснить происхождение названия птиц
Конкурс «Следы птиц»
Аборигены сибирской земли хорошо разбирались в следах птиц.
Конкурс следы птиц-снежная берложка куропатки..
3.Конкурс «Назови одним словом»
Как называют самца куропатки? Куропач
Как называют самку глухаря?Капалуха.
Как называют самцов уток? Селезень
4.Конкурс « Определить птиц по полёту»

Орёл
Ястреб
Сокол
Журавль
Цапля
Гагара
Утка

Список источников:
Барсукова С,,КомароваД., Косцова Н.Исследовательская работа «Преемственность традиций и экологической этики у представителей селькупского этноса Колпашевского района»-2011.
Осконин Е.В. Северная книга. – Томск,1993.-292с.
Природные ресурсы Томской области. – Новосибирск, 1991.-170 с.
Путеводитель: Томская область. - М.,2001.-219 с.
Тучкова А.И., Кузнецова О.А., Казакевич А.А., Ким-Малони С.В., Глукинов С.В., Байдак А.В. Мифология селькупов. – Томск, 2004.-382 с.
Титова О.М. Нарымский край. Природа и предствления о ней у коренных жителей Сибири. Экскурсия- 2005 год-11с.
Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам; Саровское культовое
место. – Томск, 2001.-274с.
Яковлев Я.А. Земля Колпашевская. – Томск, 2000.-80с.












13PAGE 15


13PAGE 14115