Педагогический опыт работы по теме: «Учебно – исследовательская деятельность по краеведению, как средство повышения качества образования»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верещакская средняя общеобразовательная школа»
Новозыбковского района Брянской области
243015 Брянская область Новозыбковский район с.Верещаки ул. Коммунистическая д.42
Педагогический опыт работы по теме:
«Учебно – исследовательская деятельность по краеведению, как средство повышения качества образования»


Опыт обобщил:
Баханцов Николай Григорьевич учитель истории
и обществознания высшей категории
МБОУ «Верещакская СОШ тел. 8(48343)94–3-25
Адрес места работы:
243015 Брянская область Новозыбковский район
село Верещаки ул. Коммунистическая д.42
Домашний адрес:
243015 Брянская область Новозыбковский район
село Верещаки ул. Коммунистическая д.83
телефон 8(48343)94-3-73

с. Верещаки
2015
Аннотация
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию педагогический опыт моей работы по теме: « Учебно – исследовательская деятельность по краеведению, как средство повышения качества образования».
Главными задачами своей педагогической деятельности считаю следующие:- построение взаимоотношений между учителем и учеником на принципах сопровождающего, личностно-ориентированного обучения;
- признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса;
- ориентирование учащихся на развитие творчества и формирование причинно-ориентированного мышления;
- целенаправленное обучение школьников способам выхода за пределы имеющейся информации для самостоятельного добывания новых знаний на основе полученного опыта;
В моей педагогической деятельности основной целью считаю – помощь учащимся в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний.
Я уверен, что дети являются равноправными участниками процесса обучения. Поэтому учитель должен в своей работе опираться на их субъективный опыт, что даст возможность ученикам почувствовать свою значимость.
Думаю, что умение учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников, впоследствии положительно скажется на их профессиональных качествах.
В своей работе стараюсь постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, изучая новинки педагогической литературы, профессиональную периодику и обязательно опыт моих коллег.
Содержание
Актуальность педагогического опыта……………………….. 4
Некоторые теоретические аспекты темы……………………..6
Описание основных этапов педагогического опыта………...8
Результативность педагогического опыта……………………13
Выводы………………………………………………………… 23
Приложения………………………………….-в отдельной папке


Актуальность педагогического опыта
В настоящее время учителям приходится сталкиваться с все увеличивающимся объемом информации, чтобы успеть за развитием науки, представленной учебным предметом. Наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, так как методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Считаю, что одним из методов современного преподавания является организация проектно-исследовательской деятельности, создание мультимедийных проектов, сочетающих в себе как глубокий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.
С внедрением в школах федерального государственного образовательного стандарта, происходит поэтапный процесс замены знаниевой системы школьного образования на преимущественно компетентностную модель. Поэтому исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Педагогу необходимо научить школьника планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом, в результате чего образовательный процесс демократизируется.
Что касается результата, то важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.
Некоторые теоретические аспекты темы
Прежде всего, нужно определиться с понятием «исследовательская деятельность школьников». Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. При этом, если под научно-исследовательской деятельностью понимают вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, то учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат. Эта деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимися новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством компетентного специалиста. Однако основным здесь все же остается выполнение обучающей задачи.
Богатейшим материалом для проведения учебного исследования обладает краеведение. Краеведение – явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучению отдельных местностей. Главным в краеведческой работе является педагогический аспект: во-первых, дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми методами исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.
По содержанию исследовательская деятельность учащихся по краеведению может быть сгруппирована следующим образом: - Проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта (улица, школа, аптека, театр и т.д.)
- Проекты-реконструкции, выполненные на материале истории конкретной семьи, рода;
- Проекты, рассматривающие преломление общероссийских процессов в истории одного или нескольких объектов: селений, районов, промышленных предприятий (Находка в годы Великой Отечественной войны);
- Проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию личности того или иного земляка.
Условия эффективности исследования:
Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.
Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего, это должен суметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления деятельности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформулированы определенные компетентности, прежде всего, коммуникативные.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика) 


Описание основных этапов педагогического опыта

Мои наблюдения показали, что в целом исследовательская методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие. Огромный поток информации в современном обществе может привести ребенка к полной дезинформации. Важно научить ребенка уметь выделять из этого потока нужную информацию, уметь анализировать, делать выводы. В этом аспекте исследовательская деятельность по краеведению – очень эффективна.
Работу по организации исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся. На уроках организовываю исследовательскую работу по краеведению через реализацию проблемного метода – представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Организовываю доклады учащихся по поставленным, в качестве домашних, заданиям с написанием проблемно-реферативных работ.
Начиная с 8 класса, привлекаю ребят к написанию исследовательских работ по краеведению. Каждая такая работа начинается с идеи. Если идея пришла в голову ученикам, то это замечательно. Но, практика показывает, что исследовательскую деятельность инициировать должен учитель, пусть даже и не явно. Поэтому я стараюсь навести учащихся на мысль, на противоречие, на животрепещущий вопрос.
Вместе с тем, очень важно при выборе темы, наличие подходящего материала для исследования. Так, при написании исследовательской работы «Память сильнее времени», ( о земляках – участниках Первой мировой войны), выполненной учащимися 10 класса Новинской Екатериной и Шинкоренко Викторией, не возникло проблем с подбором материала. Девочками были изучены материалы школьного и сельского историко-краеведческих музеев, проведено интервьюирование старожилов села, что позволило в короткие сроки провести исследование. Обязательно изучаю уровень предварительных представлений и опыта учащихся по теме исследования. Это как бы оценивание, которое не носит окончательный характер, так называемое формирующее оценивание. Выбор должен соответствовать возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно, как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. При выборе темы краеведческой работы, учитываю возрастную психологию подростков, с целью соответствия ее интересам ученика. К тому же она должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.
Каждая исследовательская работа моих учеников нацелена на достижение учебных целей, соответствующих стандартам обучения. Работы имеют ясные цели, которые соответствуют образовательным стандартам и сосредоточены на том, что будут знать ученики в результате обучения. Убежден, что «хорошая» работа должна быть тесно связана с местным сообществом. Примером такой работы может служить исследование Осипенко Игоря «Роль храма Рождества Христова и духовенства Новозыбковского Благочиния в духовно – нравственном воспитании и просвещении жителей села Верещаки».
На этапе изучения теории, посвященной проблематике исследования, учащиеся свободно находят нужную информацию в сети Интернет. А вот при работе с печатными источниками у них возникают затруднения. Суть в том, что у них не получается пока свободно ориентироваться в разно-уровневых текстах и выбирать необходимую информацию. Очень часто нужна не только помощь в изучении теории, но и консультация по практическому применению методик исследования. Иногда, если работа будет казаться рутинной, то снижается мотив к деятельности и ребята быстро теряют интерес, поэтому искренняя заинтересованность педагога в работе детей играет важнейшую роль. Мотивировать ребенка к деятельности могут и родители, оказав посильную помощь или просто проявив интерес к его работе. Родительскую помощь, выраженную в мотивации ребенка к деятельности, я увидел в исследовании учащегося 11 класса Шлома Андрея («История села Увелья»). Хотя исследование получилось больше реферативного характера, но оно позволило ученику раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально. Оно позволило приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
При написании работ мои ученики используют источники разного типа: периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах; этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в краеведческих и школьных музеях, материалы личных наблюдений. В последние два-три года, в исследованиях подростков произошли явные качественные изменения – опора на исторический источник стала нормой учебно-исследовательских работ. При написании работ стали использоваться не только традиционные источники различного типа – большую значимость мои юные исследователи начали придавать материалам устной истории: легендам, фольклору, рассказам и мнениям (это такие работы как «История храма Рождества Христова в селе Верещаки» и «Основание села Верещаки»). Часто источниковая база создается авторами исследования за счет опроса респондентов по составленными ими анкетам, что позволяет выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей села и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению. Работа с источниками не только обеспечивает формирование собственно исторических умений, но и позволяет выходить на уровень диалога при презентации исследования, оценивать степень достоверности той или иной версии, выдвигаемой в процессе исследования.
Такой этап, как обобщение полученных данных, считаю одним из важнейших элементов исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д. Старшеклассники уже достаточно обучены, чтобы делать научные комментарии и собственные выводы. Моя задача заключается в помощи ученикам в точных и ясных формулировках своих выводов на этом этапе работы. В конце работы, при организации ученической исследовательской деятельности, обязательно провожу рефлексию. Довольно часто анализ и самооценка вызывают у детей незначительные трудности. Вероятно это связано с тем, что рефлексивные способности в этом возрасте находятся на стадии формирования. Уверен, что фаза рефлексии необходима не только для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании работы способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания и времени. Ребята здесь делают «кучу» ошибок, хотя казалось бы теорию выполнения работы знают наизусть. Думаю, что это из-за невнимательности, низкой степени усидчивости, стремления быстрее выполнить работу. Это все конечно исправимо. К окончанию 11 классов такие ошибки уже носят единичный характер.
Немаловажным аспектом в подготовке и проведении учебного исследования является умение подростка представить свою краеведческую работу, рассказать о ней. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудиторию, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам товарищей, уметь сравнить свое исследование с исследованиями близкими по теме.
Я увидел, что результат исследования никого из ребят не оставляет равнодушным. Они много раз просят включить презентацию работы и, просматривая, комментируют слайды, иногда предлагают добавить что-либо новое, относящееся к теме исследования, найденное ими позже.  После окончания работы над исследованием дети сразу же хотят заняться чем-нибудь новым.
 



Результативность педагогического опыта
Качество знаний обучающихся по итогам школьного мониторинга по итогу учебного года
2010-2011 учебный год
предмет 5кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл. 10кл. 11кл. итого
Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп%
история
44 100 63 100 50 100 50 100 50 100 85 100 100 100 63 100
обществозн. - - 54 100 50 100 50 100 75 100 85 100 100 100 69 100
итого 66 100
2011-2012 учебный год
предмет 5кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл. 10кл. 11кл. итого
Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп%
история
55 100 55 100 50 100 60 100 40 100 70 100 100 100 59 100
обществозн. - - 55 100 50 100 60 100 40 100 70 100 100 100 70 100
итого 64,5 100
2012-2013 учебный год
предмет 5кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл. 10кл. 11кл. итого
Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп%
история
50 100 77 100 63 100 60 100 40 100 83 100 77 100 53 100
обществозн. - - 77 100 63 100 60 100 40 100 83 100 77 100 68 100
итого 60,5 100
2014-2015 учебный год
предмет 5кл. 6кл. 7кл. 8кл. 9кл. 10кл. 11кл. итого
Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп% Качзн % Усп%
история
100 100 100 100 100 100 100 100
обществозн. - - 100 100 100 100 100 100 100
итого 100
Анализируя данные таблиц, следует отметить следующий вывод:

Прослеживается стабильность качества знаний и 100% успеваемость обучающихся на протяжении нескольких лет обучения. Качество знаний обучающихся по истории и обществознанию в пределах 60% и выше.
Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:
Школа наша малокомплектная, классы небольшие, очень мало детей, интересующихся историей или обществоведческими дисциплинами. Организовать ребят или заинтересовать этими предметами крайне сложно. Но, несмотря на это, почти в каждом классе среднего и старшего звена есть 1-2 ученика, способных к творчеству. Поэтому ежегодно некоторые обучающиеся принимают участие в заочных и очных олимпиадах , открытых конкурсах по предметам, выполняют различные творческие работы, представляют школу с исследовательскими проектами на районном и областном уровнях.
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, семинарах и т.д.
уровень участия количество участников название олимпиады, конкурса результат
Всероссийский 1 2010-2011уч. год Всероссийский «Молодежный чемпионат по обществознанию»
диплом регионального победителя (Всероссийский призер)
Всероссийский 4 2012- 2013уч. год Всероссийский «Молодежный чемпионат по обществознанию»
диплом участника
Всероссийский 4 2012- 2013уч. год «Олимпус» (осенняя сессия) по истории диплом участника
Всероссийский 3
2014-2015уч. год V Всероссийский конкурс исследовательских работ
«Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!» Номинация - науки об обществе (краеведение) 2 работы
победители
Региональный 1 2010-2011уч. год областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению участие
Региональный 1
2013-2014уч. год областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению дипломант
Региональный 1 2013-2014уч. год областные краеведческие
чтения юных краеведов-туристов «Милый край, моя Отчизна» Осипенко Игорь(8кл)-участие 5 рез.
Региональный
2
2014-2015уч. год областной конкурс исследовательских работ учащихся «О героях былых времён…»,
посвящённого 100-летию начала
Первой мировой войны
призер (грамота департамента образования «За глубокое изучение темы исследования»)
Региональный 1 2014-2015уч. год областной конкурс им. Вернадского (номинация -исследовательские работы) призер (2-е место)
Региональный 1 2014-2015уч. год областной конкурс компьютерных презентаций «Время уходит, память остается» участие
Региональный 2
2014-2015уч. год областной конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению ( 2 работы) В номинации «Военная история»- дипломант; в номинации «Летопись родного края» - призер 2-е место
Региональный 2014-2015уч. год областной смотр-конкурс музеев учреждений образования, посвященный 70-летию Победы в В.О.войне Грамота Брянского областного совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил, правоохранительных органов и департамента обр-я и науки Бр. области
Региональный 2 2014-2015уч. год Участие в областном семинаре-практикуме юных краеведов образовательных учреждений Брянской области. Участие (сертификат участников)
муниципальный 2 2009-2010уч. год олимпиада по праву Пыленок Анастасия-призер(9кл), Арещенко Андрей- призер(10кл) Осипенко Андрей-призер(11кл)
Муниципальный 1 2010-2011уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся «История переписей в России» призер
Муниципальный 1 2010-2011уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению победитель
муниципальный 1 2010-2011уч. год олимпиада по обществознанию Пыленок Алексей – победитель(8кл)
муниципальный 2 2010-2011уч. год олимпиада по истории Пыленок Алексей- призер(8кл) Арещенко Андрей- победитель (11кл)
муниципальный 1 2010-2011уч. год фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» Деренок Евгений-призер(10кл)
муниципальный 1 2011-2012уч. год олимпиада по праву Логачев Дмитрий-призер (9кл)
муниципальный 1 2012-2013уч. год олимпиада по обществознанию Осипенко Игорь-победитель(7кл)
муниципальный 10 2012-2013уч. год районный конкурс КВН «История глазами представителей 21века», посвященный году истории в Брянской области Команда КВН школы-победительмуниципальный 1 2012-2013уч. год фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» Логачев Дмитрий-победитель(10кл)
Муниципальный 1 2013-2014уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению победитель
Муниципальный 1 2013-2014уч. год районный конкурс-акция «Туристический маршрут района» в номинации «Внутрирайонная туристическая тропа истории и культуры». победитель
муниципальный 1 2013-2014уч. год районные историко-образовательные «Михайловские чтения» Логачев Дмитрий (11кл)- диплом за активное участие
муниципальный 1 2013-2014уч. год фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» Осипенко Игорь-победитель(8кл)
муниципальный 1 2014-2015уч. год олимпиада по обществознанию Ковалева Ирина -победитель(11кл)
муниципальный 3 2014-2015уч. год II-е районные историко-образовательные «Михайловские чтения» Осипенко Игорь (9кл.) Шинкоренко Виктория (10кл.) Новинская Екатерина (10кл.) - дипломанты
муниципальный 2 2014-2015уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся «О героях былых времён…»,
посвящённого 100-летию начала
Первой мировой войны
победители
муниципальный 2 2014-2015уч. год районный конкурс исследовательских работ учащихся по школьному краеведению ( 2 работы) В номинации «Военная история»- победитель; в номинации «Летопись родного края» - призер 2-е место
муниципальный 1 2014-2015уч. год районный конкурс компьютерных презентаций «Время уходит, память остается» победитель
муниципальный 2 2014-2015уч. год фестиваль проектно-исследовательской деятельности. Номинация «Социальные проекты и исследовательские работы» ( 1 работа) победители
муниципальный 5 2014-2015уч. год Районная краеведческая конференция обучающихся«Подвиг народа: страницы истории Великой Победы»
Осипенко Игорь (9кл.) Шинкоренко Виктория (10кл.) Новинская Екатерина (10кл.) Шлома Андрей (11кл.) Кошубаро Александр (11кл.) дипломы за активное участие в подготовке и проведении конференции

Мои поощрения за профессиональные достижения
1. 2008г. Награжден почетной грамотой департамента общего и профессионального образования Брянской области за многолетний добросовестный труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения.
2. 2012г. Награжден почетной грамотой департамента общего и профессионального образования Брянской области за многолетний добросовестный труд в деле обучения и воспитания учащихся и в связи со 125-летием МКОУ «Верещакская СОШ».
3. 2011г. Награжден дипломом центра развития одаренности за подготовку призера Всероссийского «Молодежного чемпионата по обществознанию».

4. 2011г. Награжден дипломом Новозыбковского районного отдела образования лауреат районного конкурса педагогического мастерства «Портфолио учителя» в номинации «Самый содержательный портфолио».

5. 2013г. Награжден грамотой Новозыбковского районного отдела образования лауреат районного конкурса электронных презентаций «История в событиях и людях».

6. 2013г. Благодарность оргкомитета I-х районных историко-образовотельных «Михайловских чтений» за активное участие и оказанную помощь в организации и проведении мероприятия.

7. 2014г. Победитель (в составе коллектива авторов) областного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». (диплом)

8. 2014г. Сертификат участника финала II(межрегионального) этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».

9. 2014г. Сертификат участника IX Образовательных чтений Центрального федерального округа «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси: региональный аспект».
10. 2015г. Благодарность оргкомитета II-х районных историко-образовотельных «Михайловских чтений» за активное участие и оказанную помощь в организации и проведении мероприятия.
11. 2015г. Награжден грамотой департамента общего и профессионального образования Брянской области за подготовку призера областного этапа конкурса им. Вернадского.
12. 2015г. Награжден грамотой департамента общего и профессионального образования Брянской области за подготовку призера областного этапа конкурса исследовательских работ учащихся по школьному краеведению
13. 2015г. Награжден почетной грамотой оргкомитета Всероссийского сетевого межшкольного проекта «Карта Памяти» за размещение рассказа о памятном месте.
14. 2015г. Благодарность администрации Новозыбковского района за добросовестный труд на благо Новозыбковского района.

15. 2015г. Диплом Всероссийского центра для одаренных детей и педагогов «Радуга талантов» за подготовку победителей V Всероссийского конкурса исследовательских работ « Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» в номинации краеведение ( 2 работы – 3 победителя).
16. 2015г. Грамотой Брянского областного совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов и департамнта образования и науки Брянской области награжден историко-краеведческий музей МБОУ «Верещакская СОШ» ( директор З. И. Ковалева, руководитель музея Н. Г. Баханцов ) за участие в областном смотре-конкурсе музеев учреждений образования, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Мое участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, работе РМО, секций, проведение открытых уроков, мастер-классов
1. 2011- 2012 учебный год- семинар творческой группы учителей района. Урок истории в 6 классе по теме «Культура Руси в XVI-XVIII веках», с использованием краеведческого материала, взятого из исследовательских работ моих учащихся.
2. 2011- 2012 учебный год- семинар творческой группы учителей района. Выступление с докладом «Использование краеведческого материала на уроках истории».
3. 2012-2013 учебный год – мастер-класс «Подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к сдаче ГИА и ЕГЭ».
4. 2013-2014 учебный год – участник I-х районных историко-образовательных «Михайловских чтений».

5. 2014-2015 учебный год- участник IX Образовательных чтений Центрального федерального округа «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси: региональный аспект».
6.2014-2015 учебный год- участник VII Брянских Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси».
7.2014-2015 учебный год - участник II-х районных историко-образовательных «Михайловских чтений».
8. 2014-2015 учебный год – участник районной краеведческой конференции «Подвиг народа: страницы истории Великой Победы».

9. 2014-2015 учебный год - участник семинара-практикума с юными краеведами образовательных учреждений Брянской области.(Сертификат №519 от 19.02.2015г.)

10. 2015-2016 учебный год - участник круглого стола в рамках региональной конференции «Достояние Брянщины глазами школьников».
11. 2015-2016 учебный год - участник Рождественских образовательных чтений Клинцовской епархии с международным участием.

Выводы
В результате обобщения педагогического опыта моей работы по теме: «Учебно – исследовательская деятельность по краеведению, как средство повышения качества образования» сделаны следующие выводы:
Проектно-исследовательская методика находит все более широкое применение при обучении учащихся.
Применение проектно-исследовательской методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектно-исследовательской методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Необходимость применения проектно-исследовательской методики в образовании современного мира обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Конечно, в занятиях исследовательской деятельностью я увидел, как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным моментам отношу общеучебные умения и навыки, которые формируются в процессе исследовательской работы. Это:
- коммуникативные умения
- умения и навыки работы в сотрудничестве
- рефлексивные умения
- поисковые (исследовательские) умения
- навыки оценочной самостоятельности
- организаторские способности
- презентационные умения и навыки
Отрицательные стороны исследовательской технологии следующие:
- повышение эмоциональной нагрузки на учащихся и на преподавателя
- неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы
- риск неудачного окончания работы
- сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (в условиях групповой деятельности)
- невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу

При организации исследовательской работы по краеведению отчетливо видны следующие проблемы: 1. Запрос архивных данных, оформительские работы затратны для школы.
2. На мой взгляд, научно обоснованных рекомендаций для исследовательской работы по краеведению не достаточно.
3.Учащиеся из глубинки не могут получить консультативную помощь со стороны ученых, преподавателей ВУЗов
4.Часто сталкиваешься с такой проблемой, как замена учащимися исследовательской работы рефератом, отсутствием законченности в работе, что обуславливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке ученики представляют текст, созданный в кратчайшие сроки.
5.Наблюдается так же неспособность учащихся грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории.
6.Вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности оформление исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы.
7.Выбор темы для многих учащихся является трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Здесь главную помощь учащемуся обязан оказать его руководитель.
Я уверен, что успех учащихся в исследовательской деятельности, будет способствовать их успеху в дальнейшей  жизни.