Сочинение — эссе на тему: «По стандартам к нестандартной личности».


Эссе
Тема: «По стандартам к нестандартной личности».
Выполнила: учитель-дефектолог Лакова Екатерина Михайловна.
Передо мной встает задача, как, обучая «нестандартных» детей, детей, имеющих особенности развития, по стандарту, воспитать неординарную, творческую личность, способную на оригинальность суждений, поступков? Ведь этого требует современный мир, который диктует новые тенденции в формировании человека, понятого и принятого современной общественностью. «Особенным» людям наиболее сложно адаптироваться в это обществе.
Слово «стандарт» имеет следующее объяснение по Ожегову – это типовой образец, то, что не заключает в себе ничего оригинального, своеобразного, творческого (шаблон, трафарет). Значит, дети, обучающиеся по стандарту, должны быть одинаковыми: иметь одинаковый уровень знаний, мыслить примерно одинаково, смеяться вместе со всеми над тем, что смешно, поступать одинаково в одинаковых ситуациях.
Однако, изучая федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, наталкиваешься на мысль, что обучая и воспитывая детей по этому стандарту, можно воспитать оригинальную, творческую личность.
Согласно новым стандартам учитель не является транслятором готовых знаний, он сотрудничает с детьми, направляет их, помогает им высказывать свои суждения, которые часто не соответствуют шаблону, имеют оригинальность, отражают детскую точку зрения, с которой порой нельзя не согласиться. И уж конечно, эти суждения не могут быть стандартными, так как каждый ребенок видит проблему по-своему, в своем ракурсе и трактует ее исходя из своих соображений, иногда настолько нестандартных, что приходится удивляться.
Федеральные государственные образовательные стандарты позволили по-новому подойти и к содержанию обучения школьников имеющих интеллектуальные нарушения : обеспечение качественного образования, способствующего формированию личности психически здорового, социально адаптированного, физически развитого выпускника, отвечающего потребностям общества, родителей.
Современная школа требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями интеллекта, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности учащегося. Это требование ставит перед учителями-дефектологами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.  
   В качестве одной из них мне видится применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях.    Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным интеллектом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы. Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.     
Использование компьютерных презентаций даёт мне возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом. Целенаправленно применяя ИКТ на индивидуальных занятиях учитель-дефектолог: более продуктивно корригирует нарушения, значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей, мотивирует познавательную деятельность ребенка и достигает положительного отношения к коррекционной работе, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Практика  показывает, что использование компьютерных технологий  на занятиях дает положительные результаты. Обучающиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.    
Компьютер на занятии – это инструмент и средство обучения, благодаря которому, процесс обучения становится динамичным, посильным и интересным для  обучающихся.
Такие философы, как Ж. Ж. Руссо, Л. Толстой, Ф. Достоевский жили в разные времена, но все утверждали, что нужно дать ребенку полную свободу, просто ограничивая его в крайностях и умело направляя его поведение. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот основа современного образования, которое развивает индивидуальные способности каждого ученика, как известно, каждый ребенок талантлив от рождения, нужно только этот талант «разбудить», дать ему раскрыться, помочь ему «усовершенствоваться».
Здесь, в современной школе и берет начало развитие Личности, не «шаблонной», «трафаретной» и понимаешь, что каждый ребенок – сокровище.