ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Расширение экономических и политических связей Башкортостана и иностранных государств сделало знание башкирской  культуры необходимым. Изучение культуры башкирского народа на уроках английского языка усиливает мотивацию, в основе которой лежит интерес, что, в свою очередь, делает доступным огромное духовное богатство нашего народа, способствует сотрудничеству, уважению к другим народам, развивает взаимодействие людей в осуществлении диалога культур. Особенно актуальным это стало после прошедших в нашем городе саммитов ШОС и БРИКС, когда иностранные гости многих стран собрались в нашей столице в городе Уфе. К этому событию требовались компетентные сотрудники, знающие не только иностранный язык как таковой, а именно в связи с культурой нашего народа, со знаниями традиций и обычаев, кухни и быта.
В современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культуре", в том числе культуре межличностного общения субъектов, принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.
Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.
В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и ее проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своем селе, семье, о своей стране, своем крае; его истории, об интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях.
Использование национально-регионального компонента просто необходимо на начальном этапе изучения английского языка, а именно при обучении произношению, т.к. в английском и башкирском языках есть сходные звуки: [ æ ], [ ŋ ], [ h ] итд. Детям освоение этих звуков даётся легче именно при их сопоставлении в родном и изучаемом языках.
Кроме того, национально-региональный компонент можно использовать и в других ракурсах: изучение природных особенностей, экологической обстановки, промышленности, экономики, социальных аспектов, культуры и исторических событий региона. Например, после знакомства с различными городами Соединённого Королевства, Соединённых Штатов Америки, России и Башкортостана для обобщения изученного материала учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
What can you tell about the geographical position of our region?
Who were the founders of the town?
People of what nationalities can you meet in Bashkortostan?
What monuments can you find in our town?
   На основе этих вопросов учащиеся могут самостоятельно разработать темы проектов и сами проекты, например:
The geographical position of our region.
The history of  Bashkortostan.
The economy of Bashkortostan.
Ecology in our region.
Places of interest.
Customs and traditions.
Актуальной задачей в образовании является формирование целостного мировосприятия у учащихся. Для этого содержание курса английского языка ориентируется на развитие межкультурной грамотности учащихся. Это позволяет видеть сходства и различия в культуре различных народов, осознавать ценность каждой культуры в мировом пространстве, развивать в учащихся чувство патриотизма.
расширяется и обогащается коммуникативный опыт, кругозор учащихся;
развиваются умения в говорении, чтении, понимании и письме на английском языке;
расширяются знания учащихся в области культуры, истории, географии, этнографии и природы Белгородской области;
учащиеся включаются в разнообразные формы исследовательской деятельности, развивается их познавательная активность, творческий поиск. учащиеся осознают значимость культуры родного края и её вклада в мировую культуру;
у учащихся формируются патриотические и гражданские качества.
Библиографический список
Зимняя И.А. Психология оптимизации обучения иностранным языкам в школе / Зимняя И.А.// Иностранные языки в школе.-2002.-№4.-с.42-46
Пассов Е.И. Программа-концепция: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур (5-11 классы)/ Е.И. Пассов .-СПБ.:Питер, 2004.-132 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.-2004.-№6
Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография.-М.:Еврошкола,2003