Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7


Педагогический опыт К.Ш.Танкиной,
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7
Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.
Условия возникновения, становления опыта
В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и химико-биологического направления. В данных классах обучаются ученики с высокой учебной мотивацией. Школа всегда отличалась высокопрофессиональным педагогическим коллективом, успешно работающим над созданием условий для пребывания в школе, сохранением и укреплением здоровья обучающихся, соблюдением принципов личностно-ориентированного образования и обеспечением высокого уровня образования по изучаемым предметам.
Актуальность опыта
Технологию проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального времени.
Всё, я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей наук, техники, технологии творческих областей. В процессе своей педагогической деятельности стремлюсь к поиску оптимальных условий индивидуальной личностной самореализации школьников в условиях информационного общества, подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам.
Противоречия массой практики, которые успешно решаются этим педагогическим опытом:
противоречие между растущим социальным заказом общества к развитию особых дарований учащихся и традиционными формами и методами, ориентированными на подачу готовых знаний;
противоречие между достаточным теоретическим описанием в педагогической литературе основ проектного обучения и отсутствием практических рекомендаций по использованию метода проектов как средства формирования ключевых компетенций;
противоречие между необходимостью учителем осуществлять общее руководство исследовательским или практическим проектом и общим низким уровнем владения ИКТ преподавателями;
перенос акцента с « условий знаний» на формирование общих предметных компетенций, развитие и углубление полученных знаний;
расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и традиционным характером организации педагогического процесса.
Теоретическая база опыта
«Метод проектов» возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками педагогов ещё в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шадского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в практике.
Однако в наше время к этой проблеме вновь появляется интерес. Вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников отражены в трудах М.Ю.Бухарской, М.В.Моисеевой, А.П.Орешко, Н.Ю. Пахомовой, Е.С.Полат.
Ведущая педагогическая идея
Идея личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения с использованием новых информационных технологий.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта заключается:
в комбинации элементов известных методик; 
в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
в расширении границ изучаемой темы, выполнение новых ролей учащимися при создании проектов, развитие чувства ответственности за выполняемую работу;
в дифференцировании процесса обучения;
в освоении новых ролей учащимися при создании проектов;
в формировании чувства ответственности за выполненную учеником работу.
Описание опыта
Учитель применяет в своей деятельности современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения.
Также учитель спользует в работе технологию современного проектного обучения, опираясь на развивающие познавательные, учебно-организационные, коммуникативные навыки учащихся, умения исследовать и самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве, принимать оптимальные решения, критически мыслить. Работает по технологии современного проектного обучения, разработав при этом свою систему поэтапного создания проектов (от мини проекта к исследовательской работе по единой проблеме). Интерес учащихся к поэтапной работе над проектом усиливается и поддерживается применением новых информационных технологий.
Развитие исследовательских умений и навыков учащихся приводит к стойкой учебной мотивации, созданию ситуации успеха, что подтверждается успешными результатами участия в городских, окружных образовательных олимпиадах и проектах. Интегрированный характер проектных работ (литература- музыка, живопись, МХК, история) усиливается и поддерживается применением новых информационных технологий.
  Создание сетевых внутрипредметных или межпредметных проектов, работа в микрогруппах (2—3 человека) и индивидуальная работа. В процессе создания сетевых внутрипредметных и межпредметных проектов работа осуществляется как в микрогруппах (2-3 человека), так и индивидуально. С учащимися обсуждаются интересные им направления работы в области русского языка и литературы, истории и МХК, параллельно рассматриваются возможности создания проектов по другим предметам с целью пополнения базы ЦОР школы и участия в конкурсном и олимпиадном движении различных уровней. Подобные направления работы являются среднесрочными (2—3 месяца) или долгосрочными (от полугода). Модели сетевого сотрудничества и групповой работы на уроках развивают культуру работы по сети, позволяют дистанционно отслеживать результаты работы, вовремя внося корректировки в деятельность учащегося. Работа в микрогруппах (4 - 5 человека) под руководством учителя рождает индивидуальные «открытия» и «победы», которыми учащиеся делятся на этапах промежуточного контроля.
Уровень освоения темы изучения, рефлексии у каждого ученика индивидуальна, поэтому в течение всего времени учебы формируются консультанты внутри класса, внутри параллели, которые оказывают помощь своим товарищам. Учитель, исполняя роль тьютора, во внеурочной деятельности предлагает учащимся дополнительные сетевые лицейские теоретические, практические и контролирующие материалы. Устанавливаются сроки сдачи неотработанных тем, ведется журнал успешности учащихся.
Всё это помогает и мотивирует учащихся для изучения предмета не просто в рамках образовательной программы , но и подвигает его к изучению предмета дополнительно, для того чтобы стать консультантом, ведущим «специалистом» в области русского языка и литературы и выполнять роль «учителя», если того потребует ситуация
Технология опыта
На уроках русского языка используются самые различные интегрированные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложные темы.
Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.
На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу (эйдос-конспект), весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «театральная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.
Подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. Применение ИК, я считаю,эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы, посмотреть сцены из спектаклей ведущих театров страны. Считаю, что такая организация будет способствовать перестройке учебного процесса в массовой школе и повышению его эффективности.
Результативность опыта
Городские и окружные предметные олимпиады предметные олимпиады по литературе и русскому языку:
2010-2011 учебный год
2 место ( призёр) регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Базарбаева Анастасия
Победитель городского этапа олипиады школьников по русскому языку Базарбаева Анастасия
2011-2012 учебный год
3 место и призёр регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Базарбаева АнастасиПобедитель городского этапа олипиады школьников по русскому языку Базарбаева Анастасия
2012-2013 учебный год:
11 учащихся из них призёров 5 ( Протокол от 15.11.11.)
Пицик Юлия 7б класс 34 балла в рейтинге 5 результат.
Владимирова Алёна 7б класс 27 баллов в рейтинге 7 результат
Базарбаева Анастасия 10а класс 45,5 баллов в рейтинге 2 результат
Хадиева Алия 10а класс 34,5 в рейтинге 8 результат
Казыханова Эльвира 10а класс 34,5 баллов, в рейтинге 8 результат
2013-2014 учебный год :
Городской уровень
литература 2 – победителя (Алёна Владимирова и Мария Кондрашина),
1 призер ( Хмелёва);
русский 3 призёра ( Алёна Владимирова, Юлия Пицик, Наталья Явтуховская)
Ежегодное участие во всероссийский конкурс « Русский медвежонок»
2 диплома 1 степени X международной олимпиады по основным наукам в финальном этапе по предмету «Русский язык» ( Владимирова Алёна и Пицик Юлия) .Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» является АНО « Дом Учителя УрФО» г. Екатеринбург, Россия
Грамота учителю Танкиной К.Ш. за участие обучающихся в 10 международной Олимпиады по основным наукам .г.Екатеринбург, 2014 год, май. Учредителем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» является АНО « Дом Учителя УрФО» г. Екатеринбург, Россия
Ежегодное участие в Всероссийской предметной олимпиаде ( грамоты и благодарности) Благодарность 2013 и 2014 года «Центр поддержки талантливой молодёжи»
«Центр развития одарённости» Диплом за подготовку призёра Всероссийского чемпионата по русскому языку и языкознанию» (апрель 2014 г.)
Дистанционная олимпиада по русскому языку (Заявка 64722) 6 участников 4 диплома и 2 сертификата
Всероссийская олимпиада «Грамотей – спринт» 2013. Участники 7а класс и 9б класс, .протокол от 24.04 2013 года ;«Грамотей-спринт 2014 год» Всероссийский конкурс 47 участников свыше 90 % грамотности показали 5 участников
Всероссийская предметная олимпиада. Русский язык , литература 6а класс кол. Участников 21. Призёры, благодарность за участие.
Городской конкурс « Простые слова» 2 место
Бабичева Полина и Георгий Головачко (приказ №7 от 10.01.2014
Публикация в Электронном журнале на сайте ДО Сочинение
Владимировой Алёны « Мой путь к успеху»
Благодарности за организацию и проведение интеллектуально – личностного марафона « Твои возможности» для детей, обучающихся по Образовательной системе « Школа 2100» от межрегиональной общеобразовательной организации « Образовательная система « Школа 2100» Москва , 2013 г.,2014 г Подписана Р.Н.БунеевымПризёр Четвертой Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку « Мозговой штурм», организованный центром научной мысли. ( диплом от 25.05.2013 год) Кручинина Елизавете 7а класс
Работа в составе временных комиссий (Мониторинг читательской грамотности
( проверка работ, заполнение анкет), 2013 год
Участие в городском конкурсе сочинений « Мой город - моя полиция» Призы у участников и учителю «Памятный адрес
Показатели качества при 100% успеваемости:
Русский язык : по школе - 60, 5 %
Учителя Танкиной К.Ш. - 77,6 %
Литература :по школе 75,7
Учителя Танкиной К.Ш. - 89,9 %
Результаты ГИА в 9 б классе
При 100% успеваемости качество знаний 96 %
Результаты ЕГЭ в 11г классе
При 100 % сдаче экзамена 8 человек из 20 набрали более 70