РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Рабочая программа проектной деятельности
Пояснительная записка
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, с первого класса формирующим навыки самообразования и самовоспитания. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.
Этот процесс нужно организовывать и моделировать так, чтобы обучающиеся научились:
намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусматривать последствия выбора; 
действовать самостоятельно (без подсказки); 
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Именно проектная деятельность позволит сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях  доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи и нестандартные условия.
Программа предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые ощущают потребность в саморазвитии, самореализации.
Цель программы — создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. 

Задачи программы
Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
Организовывать консультации с учителями по работе над проектами и исследовательскими работами.
Проводить обучающие семинары для учащихся старших классов по выполнению проектно-исследовательской работы.
Мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность в школе охватывает все ступени с 5—11 классы.
Планируемые результаты
Обучающиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся должны быть сформированы следующие способности:рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В основной школе (5—9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе даёт возможность накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности.
Особенностью проектов на старшей ступени образования (10—11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.
Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.
Работу над проектом разбивается на пять этапов. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключённая в ней и осознанная человеком, — поиск способов разрешения проблемы — решение.
Структурная логика учебного проектирования
(с точки зрения понятия «учебного проекта» Н.Ю. Пахомовой)
№ п/пэтапа Задачи Деятельность
учащихся Деятельность
педагога, руководителя проекта
1. Инициирующий Определение конкретной,
причем социально значимой
проблемы: исследовательской, информационной,
практической. В некоторых случаях проблема ставится
перед проектной группой внешним заказчиком. Определение темы,
уточнение целей.
Выбор рабочей группы. Мотивирует учащихся,
объясняет цели, наблюдает.
Ставит цели и задачи
обучения, развития, воспитания в контексте темы проекта.
2. Основополагающий Планирование действий по разрешению проблемы – пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных
действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Определение вида продукта и сроков презентации. Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации, выбирают критерии оценки результатов, обосновывают свои критерии успеха, распределяют роли в команде, составляют план конкретных действий. Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
3. Прагматический Исследование учащихся
как обязательное условие
каждого проекта. Поиск
информации, которая затем
обрабатывается, осмысливается и представляется
участниками проектнойгруппы. Выполняют исследование. Собирают и уточняют
информацию, выбирают оптимальный вариант, уточняют планы
деятельности. Наблюдает, консультирует, контролирует.
Обобщает новое содержание образования, полученное в результате
работы над проектом.
4. Заключительный Результатом работы надпроектом является продукт,
который создается участниками проектной группы в
ходе решения поставленной
проблемы. Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта.
5. Итоговый Представление заказчику и (или) общественности готового продукта, с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы, т. е. презентация продукта. Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллектив-
ном анализе и оценке
результатов.
Этапы работы над проектом
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ КОЛЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ИНИЦИИРУЮЩИЙ ЭТАП
7
Установочное занятие: цели и задачи проектной деятельности, проектная тематика и жанры будущих проектов, мотивирование учащихся на проектную деятельность. 1
Стендовая информация о проектной работе.
1
Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки,график консультаций и пр.). 1
Проведение консультаций по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Формулирование основных идей и замыслов. 1
Формирование проектных групп, оформление заявок на осуществление проекта, распределение задач (обязанностей) между членами группы. 1
Обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами, определение способов сбора и анализа информации. 1
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы. Установление процедур и критериев оценки проектов. 1
Результат
Обоснование необходимости проектирования, создание условий
информационно - материального ресурсного обеспечения.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ЭТАП
12
Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром проекта, подбор иллюстраций. 3
Организационно-консультационное занятие: промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проектов. 3
Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта. 3
Регулярные консультации по содержанию учебных проектов, помощь в систематизации и обобщении материалов, формулирование выводов 3
Результат Создание плана (программы) работы над проектом, включая сроки, ответственных, форму представления результата.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ЭТАП
10
Оформление результатов проектной деятельности.
2
Репетиционно-консультационное занятие: предзащита проекта. 1
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 2
Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов. 1
Подготовка к публичной защите проектов:
• Определение даты и места;
• Выпуск распоряжения о порядке защиты и составе аудитории (включая независимую экспертную комиссию);
• Определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий
временным творческим группам (медиа-поддержка, подготовка аудитории, фото-,видеосъемка и пр.);
• Определение списка гостей, приглашаемых на защиту;
• Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной защиты;
• Оформление пригласительных билетов;
• Подготовка аудитории;
• Приглашение гостей;
• Стендовая информация о мероприятии;
• Подготовка раздаточных материалов и бланков оценки проектных работ. 2
Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Утверждение порядка мероприятия. 1
Координационное совещание лиц, ответственных за защиту проектов. 1
Результат Подготовка проекта, продукта, материалов презентации: тезисов
доклада, приложений.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
2
Публичная защита проектов. 1
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. 1
Результат Презентация проектов. ИТОГОВЫЙ ЭТАП
3
Распоряжение по результатам проектной деятельности (благодарности участникам, назначение ответственных за обобщение материалов). 1
Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов. 1
Подведение итогов работы за год 1
Результат Рефлексия выполненной работы.
ИТОГО:
34 часа